Как обосновать цену контракта – решает заказчик

Как обосновать НМЦК в 2020 году

Какие методы применяются для обоснования НМЦК и от чего зависит их выбор

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ (примеры будут представлены в статье) представляет собой расчетные действия заказчика по определению стоимости конкретной закупочной процедуры.

Обоснование НМЦК по 44-ФЗ регулируется статьей 22. В п. 1 ст. 22 44-ФЗ приводятся все возможные методы расчета:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка.
  2. Тарифный.
  3. Проектно-сметный.
  4. Нормативный.
  5. Затратный.

Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается задолго до осуществления самой закупки — еще на этапе планирования (ст. 18 44-ФЗ). Обоснование НМЦК в плане-графике является строго необходимым. Если заказчик нарушит данное требование и не предоставит в качестве приложения к плановой документации обоснование цены по покупке ЭЦП или любому другому государственному заказу, это грозит ему серьезными штрафными санкциями (Письмо Минфина РФ № 24-01-09/78284 от 22.11.2017).

За отсутствие расчета ответственный сотрудник может получить штраф в размере 1000 рублей, организация-заказчик — от 20 000 до 50 000 рублей (ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Таким образом, обоснование НМЦК в плане-графике на 2018, 2020 и последующие периоды является обязательным.

Заказчик самостоятельно определяет, каким способом рассчитать начальную цену контракта. Выбранные методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ в первую очередь зависят от закупаемого объекта и специфики предмета закупки.

К примеру, нормативный метод используется в случае заказа таких товаров, работ или услуг, реализация которых осуществляется в соответствии с законодательным нормативом. Проектно-сметный метод надлежит использовать при закупке строительных или ремонтных работ. Тарифный метод применятся для тех ТРУ, стоимость которых регулируется непосредственно государством. Предельный способ является основным для тех организаций-заказчиков, у которых на вышестоящем уровне закреплены предельные цены.

Приоритетным способом по умолчанию признается анализа рынка.

В случае, когда все вышеуказанные методы не могут быть использованы для расчета цены контракта, заказчик может применить затратный способ. При этом, согласно ч. 12 ст. 22 44-ФЗ, ответственному специалисту надлежит составить обоснование невозможности применения методов расчета НМЦК (Письмо Минфина РФ № 24-02-06/37730 от 16.06.2017).

Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Анализ рынка — это основной способ расчета НМЦК. Согласно ч. 6 ст. 22 44-ФЗ, сопоставление рыночных цен применяется в том случае, когда расчет не нужно выполнять с использованием нормативов, тарифов, смет или предельных цен. Документальное обоснование метода определения НМЦК в данном случае также нужно предоставлять вместе с планом-графиком.

Для того чтобы рассчитать начальную (максимальную) цену при помощи анализа рынка, специалисту организации-заказчика необходимо выполнить следующие действия:

  • выявить ТРУ, однородные или идентичные закупаемым, или же продукцию, которая может заменить предмет закупки;
  • исследовать конъюнктуру рынка и найти различные ценовые предложения;
  • указать однородность таких цен;
  • определить начальную цену контракта по формуле.

Далее разберем подробно, как провести расчет-обоснование цены государственного контракта.

Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров нужно проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и иные особенности объекта заказа.

Идентичные товар, работа или услуга — это ТРУ, имеющие аналогичные основные характеристики с предметом заказа. При выявлении таких характеристик можно воспользоваться Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минфина РФ № 567 от 02.10.2013 и положениями ст. 22 44-ФЗ.

Если же после исследования рынка идентичные товары, работы или услуги не были обнаружены, то необходимо определить однородные ТРУ, воспользовавшись положениями ч. 2 и 14 ст. 22 44-ФЗ.

Далее нужно найти информацию о ценовых характеристиках закупаемых ТРУ. Для получения сведений о цене заказчик может действовать следующим образом:

  1. Направить запросы о предоставлении коммерческих предложений как минимум 5 поставщикам, указав в своем запросе функциональные характеристики объекта и основные условия заказа. При этом заказчик и поставщики имеют возможность обмениваться такой информацией посредством электронной почты (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-1308 от 10.05.2016).
  2. Исследовать общедоступные источники, в том числе статистическую отчетность, размещенные в сети Интернет каталоги и ценовые предложения с официальных сайтов поставщиков (п. 2, 8 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
  3. Воспользоваться сведениями из исполненных контрактов, размещенных в ЕИС (п. 7.3 методических рекомендаций из Приказа № 567).
  4. Опубликовать запрос цен в Единой информационной системе.

При необходимости организация-заказчик может воспользоваться несколькими инструментами поиска ценовых показателей одновременно.

После получения информации о ценах заказчику необходимо исчислить коэффициент вариации для определения однородности полученных цен в соответствии с данной формулой (п. 3.20 МР из Приказа № 567):

  • — средняя величина цены;
  • σ — среднеквадратическое отклонение.

Если расчетное значение коэффициента вариации будет в пределах 33 %, то такие ценовые предложения будут считаться однородными.

Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (пример) можно скачать далее.

Как обосновать НМЦК тарифным методом

Расчет цены контракта тарифным методом необходим, если цена на предмет заказа подлежит государственному (муниципальному) регулированию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Среди таких закупаемых объектов, отпускаемых по определенным тарифам, выделяют коммунальные услуги и услуги связи:

  • услуги водоснабжения и водоотведения (416-ФЗ от 07.12.2011);
  • теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010);
  • предоставление электроэнергии (п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ от 27.07.2003);
  • электросвязь, почтовая связь (ПП РФ № 637 от 24.10.2005).

Как сделать обоснование цены по 44-ФЗ — пример для тарифного метода приведен в п. 5.2 Методических указаниях из Приказа № 567. Для расчета цены контракта в данном случае тарифная единица услуги умножается на их количественный показатель (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Все актуальные тарифы можно найти на официальных сайтах поставщиков либо узнать у местных регулирующих организаций.

Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом

Проектно-сметный метод используется для следующих закупок (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ):

  1. Строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт. Все работы должны выполняться в строгом соответствии с проектной документацией.
  2. Сохранение памятников культурного и исторического наследия, за исключением научно-методического руководства, а также технического и авторского надзора за данными работами.

Непосредственным обоснованием цены контракта в данном случае является проектно-сметная документация, составленная согласно Методике применения сметных норм (Приказ Минстроя РФ № 1028/пр от 29.12.2016).

Заказчику следует помнить, что с 01.07.2019 будет действовать измененная редакция ч. 13 ст. 48 ГрК РФ . С этого момента проектная документация должна будет включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» в тех случаях, когда строительство, реконструкция или снос финансируются с привлечением бюджетных средств.

Образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ) для проектно-сметного метода можно скачать далее.

Как обосновать НМЦК нормативным методом

Нормативный способ используется в том случае, если вышестоящая организация или регулирующий орган установил для заказчика предельные ценовые величины на ТРУ (ч. 7 ст. 22 № 44-ФЗ).

Информация о предельных ценах находится в открытом доступе (ч. 6 ст. 19 44-ФЗ). С ней можно ознакомиться в Единой информационной системе в разделе «Планирование закупок» по следующей ссылке http://www.zakupki.gov.ru/epz/normalizationrules/quicksearch/search.html.

Обоснование-расчет цены контракта производится согласно п. 4.2 МР из Приказа № 567 — предельная цена на товар, работу или услугу умножается на необходимое заказчику количество закупаемых ТРУ.

Как обосновать НМЦК затратным методом

При заказе ТРУ, обладающих уникальными функциональными характеристиками, поставить которые могут лишь считанное количество исполнителей, заказчик может использовать затратный метод. То есть затратным способом рассчитываются те цены контракта, которые нельзя обосновать другими методиками (ч. 10 ст. 22 44-ФЗ).

Расчет в данном случае осуществляется путем суммирования совокупных прямых и косвенных издержек, образующихся при реализации конкретных ТРУ. Для информации о таких затратах заказчик может обратиться напрямую к поставщику.

К такому расчету нужно прилагать образец обоснования предлагаемой цены контракта, а также разъяснения о невозможности применения иных способов.

Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК

Не все начальные (максимальные) цены могут обосновываться вышеуказанными пятью методами расчета. Представим ряд закупок, не подпадающих под обычные правила обоснования НМЦК:

  1. Государственный оборонный заказ (ч. 21 ст. 22 44-ФЗ). Цены на ГОЗ рассчитываются посредством государственного регулирования (ПП РФ № 1465 от 02.12.2017).
  2. Энергосервисные контракты (ч. 19 ст. 108 44-ФЗ). Расчет осуществляется в соответствии с ПП РФ № 636 от 18.08.2010.
  3. Отдельные виды медицинского оборудования (ПП РФ № 881 от 03.11.2011), лекарственные препараты для медицинского использования (), одноразовых медицинских изделий из ПВХ (Приказ Минздрава РФ № 759н, Минпромторга России № 3450 от 04.10.2017).
  4. Стандартное жилье, приобретаемое у единственного поставщика (ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, 161-ФЗ от 24.07.2008).
  5. Услуги по регулярным перевозкам пассажиров, багажа в автобусах и трамваях (ч. 21.2 ст. 22 44-ФЗ, ст. 14 220-ФЗ, Приказ Минтранса России № 513 от 08.12.2017).
  6. Заключение контрактов в регионах со встречными инвестиционными обязательствами (п. 3 ч. 3 ст. 111.4 44-ФЗ, пп. «в» п. 1 ПП РФ № 1166 от 12.11.2016).

Далее можно скачать образец — форма обоснования НМЦК на 2020 год по 44-ФЗ.

Также доступен для скачивания пример обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ.

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта

НМЦК определяется при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке. Как заказчик должен действовать при установлении цены, читайте в статье

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупкиНМЦКСрок размещения
Открытый конкурсПри любом размереНе менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукционБолее 3 млн руб.Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менееНе менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировокСвыше 250 тыс. руб.Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб.Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложенийПри любом размереНе позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:
  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.
При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:
  1. Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
  2. Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
  3. Направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации. В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации.
  4. Разместить запрос в ЕИС.
  5. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.
  6. Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
  7. Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.
  8. Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
  9. Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Подробнее про тарифный метод смотрите комментарий эксперта Петра Воронцова, автора лекции в Школе электронных торгов «Методы обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ»:

Проектно-сметный метод

Особенности: используется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ или реставрационными нормами и правилами.

Этот метод применяется при определении НМЦК в следующих случаях:

  • строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
При применении проектно-сметного метода обоснования НМЦК используются:
  • проектная документация (включающая сметную стоимость работ);
  • сведения о ценах, которые рассчитываются с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности;
  • положение о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Достоверность определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта капитального строительства проводится вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации, если данные работы планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
  • информация об объемах капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов (предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ либо решением главного распорядителя бюджетных средств), которые связаны со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета. Такие средства предусматриваются в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

Если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта не превышает объема капитальных вложений, то НМЦК на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.

Затратный метод

Особенности: используется в случае невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, тарифного, проектно-сметного методов или в дополнение к этим методам.

Данный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли (пример расчёта НМЦК затратным методом представлен в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям).

При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию ТРУ, расходы на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Информация о прибыли может быть получена следующим образом:

  • исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС;
  • на основе других общедоступных источников информации (в том числе сведений информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика).

Рассчитайте НМЦК без ошибок в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44 ФЗ.

Как определяется и обосновывается начальная максимальная цена контракта по нормам 44-ФЗ?

На рынке государственных закупок одним из важнейших понятий является начальная (максимальная) цена контракта, или НМЦК. Это предельная стоимость контракта, выше которой заказчик заключить контракт с потенциальным исполнителем госзаказа не сможет.

  • Что такое начальная (максимальная) цена контракта?
  • Методы определения начальной максимальной цены
  • Последовательность и порядок действий при расчете и обосновании НМЦК
  • Изменение цены контракта на 10% по 44-ФЗ

Что такое начальная (максимальная) цена контракта?

Определение НМЦК производится в процессе подготовки плана-графика закупки и при формировании документации о закупках. Это предельная цена, которая фигурирует в извещении о проведении госзакупки, в документации по контракту и в приглашении принять участие в закрытой закупке.

Правила определения НМЦК устанавливаются в ФЗ-44 ч. 1 ст. 22. В государственных закупках достаточно важно корректно определить максимальную цену контракта. Без этого возможен срыв закупки или наступление иных неблагоприятных последствий.

Так, если рассчитанная НМЦК будет сильно занижена, то закупка может не состояться. Ведь далеко не каждый поставщик согласиться работать себе в убыток на невыгодных условиях. Также у заказчика достаточно высока вероятность подписания контракта с недобросовестным подрядчиком, который вовсе не выполнит условия договора или сэкономит на качестве выполняемых работ и услуг.

Если же НМЦК получилась сильно завышенной, то в числе возможных неблагоприятных последствий можно выделить неэффективное расходование бюджетных средств. Хотя в ходе торгов есть вероятность снижения цены контракта до среднерыночной.

От начальной стоимости во многом зависит порядок проведения закупки и действующие ограничения. Так, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ более 500 тыс. р., то заказчик не вправе проводить запрос котировок.

От цены закупки зависит и срок размещения сведений о проведении закупок.

Способ проведения закупкиНМЦКСроки размещения
Открытый конкурсНезависимо от суммыВ пределах 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к торгам
Электронный аукционБолее 3 млн. р.Как минимум за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок
Менее 3 млн. р.Как минимум за 7 рабочих дней
Запрос котировокСвыше 250 тыс. р.Минимум за 7 рабочих дней
Менее 250 тыс. р.Минимум 4 рабочих дня
Запрос предложенийНезависимо от суммыКак минимум за 5 дней до запроса

Методы определения начальной максимальной цены

Правила определения и обоснования НМЦК приведены в 44-ФЗ и Методических рекомендациях Минфина по применению методов определения начальной (максимальной) цены.

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ-44, НМЦК по контракту, заключаемому с единственным поставщиком, определяется заказчиком с использованием одного или нескольких методов:

  • метод сопоставимых рыночных цен (или метод анализа рынка);
  • затратный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • тарифный метод;
  • нормативный метод.

Этот перечень методов не является исчерпывающим, при необходимости заказчик может использовать иные методы, но он должен обосновать невозможность применения вышеперечисленных методик.

Идентичные товары по ч. 13 ст. 22 ФЗ-44 имеют одинаковые характерные признаки: в частности, качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики. Под идентичными работами понимаются работы, которые были произведены с использованием одинаковых методик, подходов и технологий.

Однородные товары, по ч. 14 ст. 22 – это те, которые выполняют одни и те же функции и являются коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные работы – коммерчески или функционально заменяемые работы или услуги.

В процессе определения идентичности или однородности товаров или услуг учитываются:

  • страна происхождения товара;
  • производитель товара;
  • характеристика и репутация компании на рынке (применяется в отношении оказываемых услуг);
  • качество товара;
  • взаимозаменяемость товаров;
  • вид и объем товаров.

При этом небольшие отличия во внешнем виде товаров могут не учитываться. В процессе применения метода сопоставимых цен используются:

  • коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом разницы в характеристиках товаров (индексы для пересчета определяются экспертными методами);
  • общедоступные сведения о рыночных расценках;
  • информация от размещения запросов в ЕИС.

В процессе использования метода сопоставимых цен заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Изучить рынок для определения товаров или услуг, которые наиболее полно соответствуют предполагаемому к закупке товару.
  2. Выявить идентичные объекту закупки товары и услуги.
  3. Направить потенциальным поставщикам запросы о предоставлении ценовой информации.
  4. Разместить запрос цен в ЕИС.
  5. Найти цены на товары в реестре заключенных контрактов.
  6. Проанализировать полученную ценовую информацию.
  7. Подобрать документы, которые содержат все сведения для определения НМЦК.
  8. Удостовериться в однородности ценовых сведений.

Применение проектно-сметного метода имеет ограниченный диапазон практического использования. Он может применяться, если предполагается заказ строительных и ремонтных работ (реконструкции, капитальный ремонт, сохранение культурных объектов, текущий ремонт зданий и сооружений и пр.). Он используется с учетом строительных нормативов, государственных сметных норм и пр.

При использовании проектно-сметного метода используют:

  • проектную документацию;
  • сведения о ценах с использованием дефляторов по экономической деятельности;
  • положение о проведении проверки для определения сметной стоимости объектов капстроительства;
  • информацию об объемах вложений на реализацию инвестпроектов.

Нормативный метод предполагает расчет НМЦК на основании требований к предмету закупки по ст. 19 44-ФЗ, если они предполагают установку предельных цен. При применении данного метода берется информация из ЕИС.

Тарифный метод применяется, если цены закупаемых товаров и услуг подлежат госрегулированию либо устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Затратный метод предполагает определение НМЦК как суммарные произведенные затраты с учетом суммы обычной для анализируемой сферы прибыли.

Сведения о прибыли получаются на основании анализа заключенных контрактов в ЕИС или при анализе иных доступных источников информации: например, результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Последовательность и порядок действий при расчете и обосновании НМЦК

Под обоснованием НМЦК понимается расчет стоимости с приложением комплекта подтверждающих документов, на основании которых выполнен расчет. При этом, сведений о поставщиках (подрядчиках), которые предоставили необходимую документацию и сведения заказчику, обоснование содержать не должно.

Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций заказчик должен придерживаться следующего алгоритма обоснования стоимости:

  1. Определение потребности в определенном товаре или услуге.
  2. Установление перечня требований к определенным товарам или услугам, которые предполагается закупить.
  3. Провести исследование рынка через изучение общедоступных источников.
  4. Описать объект закупки с учетом требований 44-ФЗ.
  5. Определить метод расчета НМЦК.
  6. Использовать один из указанных методов или комплекс методов.
  7. Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.

Изменение цены контракта на 10% по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ, регулирующий процедуры госзакупки, допускает увеличение цены контракта при соблюдении определенных условий. Внесению изменений в действующий контракт посвящена ст. 95 ФЗ о контрактной системе. Здесь сказано о том, что стороны не вправе изменять существенные условия договора (к которым относится цена) в одностороннем порядке. Для изменения стоимости контракта заказчику и исполнителю стоит предварительно достигнуть договоренности.

В перечне возможных причин для уменьшения цены контракта также значатся такие причины:

  • выполнить договор по прайсу невозможно, так как он превышает размер, установленный Правительством;
  • изменились регулируемые тарифы;
  • уменьшился размер бюджетного финансирования;
  • изменился перечень услуг для заказчика.

Так, при изменении стоимости должны соразмерно увеличиваться объем поставляемого товара или оказанной услуги.

Стоимость контракта может быть увеличена не более, чем на 10% от начальной стоимости по контракту. Заказчик может заключить допсоглашение с подрядчиком на увеличение цены контракта только при необходимости увеличения объема предусмотренных договором работ. Если заказчик решил выполнить дополнительные работы по договору, которые первоначально не были прописаны в контракте, то ему необходимо проводить новую закупку.

Воспользоваться своим правом на увеличение цены контракта на 10% в данном случае не допускается. При этом при стоимости дополнительных работ менее 100 тыс. р. разрешается оформить закупку у единственного поставщика.

При условии выделения дополнительного финансирования из бюджета, которое бы покрыло увеличивающийся объем поставок более чем на 10%, заказчик и исполнитель должны заключить новый контракт.

Таким образом, НМЦК представляет собой предельную стоимость, выше которой не может быть заключен контракт с будущим поставщиком. Правильное определение НМЦК имеет предельно важное значение для проведения успешной закупки. При расчете НМЦК может использоваться один из следующих методов: рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно-сметный или затратный. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменять цену контракта, для этого требуется согласовать это с подрядчиком или поставщиком. При необходимости изменить цену более чем на 10% придется заключать новый контракт, в рамках действующего повышать или понижать цену можно только в пределах 10%.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Как обосновать начальную цену контракта

“ЭЖ-Юрист”, 2011, N 28

Законодательством определено, что заказчик при размещении заказа обязан указать начальную (максимальную) цену государственного или муниципального контракта . Но каким образом должна формироваться такая цена?

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

Как правило, наибольшего успеха добивается тот, кто

располагает лучшей информацией.

Виды источников информации

Процесс формирования начальной (максимальной) цены контрактов и сопутствующий этому анализ рыночных цен не являются предметом регулирования Закона N 94-ФЗ. Положения данного Закона регламентируют исключительно порядок и процедуры размещения заказов .

Частью 4 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ закреплено, что Правительство РФ вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.

Вместе с тем Федеральным законом от 21.04.2011 N 79-ФЗ, внесшим поправки в Закон N 94-ФЗ, законодатель определил, что заказчики, уполномоченные органы обязаны обосновывать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота). Обоснование начальной (максимальной) цены контракта должно содержаться в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок.

Согласно ч. 1 ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ определено, что источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть:

  • данные государственной статистической отчетности;
  • официальный сайт;
  • реестр контрактов;
  • информация о ценах производителей;
  • общедоступные результаты изучения рынка;
  • исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору;
  • иные источники информации.

Кроме того, заказчики могут самостоятельно осуществить расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и приложить калькуляцию со ссылками на источники к тендерной документации. К числу условий, учитываемых при расчете цены контракта, могут относиться следующие:

  • сроки (периоды) поставки товара (работ, услуг);
  • место поставки товара (работ, услуг);
  • срок и условия оплаты поставки товара (работ, услуг).

Рассмотрим каждый источник информации о ценах товаров (работ, услуг) более подробно.

Информация – источник – источник – информация

Данные государственной статистической отчетности. В открытом доступе на сайте Федеральной службы государственной статистики можно получить информацию о ценах в разрезе регионов России по годам (месяцам, еженедельно) по следующим статьям:

  • потребительские цены на отдельные виды товаров и услуг;
  • цены производителей (на промышленные товары, сельскохозяйственную продукцию, строительную продукцию, грузовые перевозки);
  • цены приобретения (промышленными организациями, строительными организациями, сельскохозяйственными организациями).

http://www.gks.ru.

Кроме того, информация о ценах есть на сайтах территориальных органов Росстата , в официальных сборниках, бюллетенях, публикациях, обзорах и т.п.

Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области www.tumstat.gks.ru.

Официальный сайт. Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 94-ФЗ официальным сайтом Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru. Информация о заказе, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (ч. 8 ст. 16 Закона N 94-ФЗ), что, безусловно, является большим плюсом.

Для поиска заказов необходимо воспользоваться формой поиска, задав необходимые параметры (ключевые слова, способ размещения заказа, наименование заказчика, этап размещения заказа). Существует возможность отобрать заказы в разрезе регионов (по федеральным округам и по субъектам РФ).

Реестр контрактов. В соответствии с пп. “е” п. 3 Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр , он должен содержать следующие сведения о контракте:

  • полное наименование товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом;
  • их стоимость;
  • предполагаемые месяц и год исполнения контракта.

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.12.2010 N 1191.

Для поиска контрактов нужной тематики необходимо воспользоваться расширенным поиском в разделе “Единый раздел государственных и муниципальных контрактов” на официальном сайте (http://zakupki.gov.ru). Единичная цена на товар (работу, услугу) рассчитывается путем деления цены контракта на количество закупленного по контракту товара (работ, услуг). Далее единичная цена умножается на требуемое количество товара (работ, услуг).

Очевидным минусом данного источника является то, что сведения о контрактах, содержащиеся в реестре, не дают полной картины особенностей его заключения. К примеру, на стоимость контракта влияет расстояние между заказчиком и поставщиком товаров, работ и услуг и территория, на которой исполняется контракт. Данная информация содержится в тендерной документации, поэтому заказчику, уполномоченному лицу придется найти интересующий тендер и изучить по нему документацию. При большом количестве информации работа с данным источником слишком трудоемка и отсылает к другим источникам.

Информация о ценах производителей. Данный источник информации можно считать условным, в связи с тем что ценовую информацию от производителей довольно-таки сложно получить. Как правило, при наличии дилерских (посреднических) схем продаж производители не занимаются продажами произведенного товара самостоятельно, поэтому и не представляют сведения о ценах широкому кругу лиц. В некоторых случаях информация о ценах производителей не будет иметь существенного значения при обосновании цены контракта.

Например, заказчик, находящийся в г. Хабаровске, решит закупить товар, который производится в европейской части России. Знание цены производителя на данный товар не даст заказчику полной картины о конечной стоимости товара, ведь к цене производителя необходимо приплюсовать расходы по транспортировке, заготовительно-складские расходы, стоимость услуг экспедитора и пр.

При использовании данного источника информации заказчику, уполномоченному органу необходимо направить официальные запросы нескольким производителям товара (работ, услуг) с указанием предмета будущего контракта и его основных условий. Официальные ответы производителей должны храниться у заказчиков в тендерной документации вместе с государственным контрактом на случай проведения проверок контролирующими органами.

Общедоступные результаты изучения рынка. Данный источник информации о ценах имеет место быть в современном обществе и прежде всего связан с возможностями виртуального пространства, к которому сейчас есть доступ практически у всех. Существует ряд сайтов, на которых в бесплатном доступе размещается информация о ценах на отдельные виды товаров и услуг, обзоры рынков и сопутствующая аналитика.

Так, интернет-портал http://www.rbc.ru предлагает обзоры рынков, прогнозы цен на товары и услуги различной тематики. Расширенный доступ к информации на данном сайте имеют зарегистрированные пользователи.

Сайт http://www.proresearch.ru/research.php предлагает возможность бесплатно скачать обзоры рынков, но информация о ценах на товары, работы и услуги на данном ресурсе практически отсутствует.

Ресурс http://www.cnews.ru/ посвящен исследованиям рынка информационных технологий (ИТ) и телекоммуникаций. Здесь можно бесплатно скачать обзоры рынка ИТ-услуг в России, а также аналитические материалы данной направленности.

Информационно-аналитический портал http://remedium.ru предлагает актуальную информацию о рынке лекарств и медицинского обеспечения. На страницах сайта можно найти аналитические статьи по фармацевтическому рынку России и стран СНГ, рейтинг производителей лекарственных средств. Система построена таким образом, что любой посетитель получает бесплатный доступ ко всем необходимым информационным ресурсам и контактам. На сайте доступен Госреестр цен, содержащий зарегистрированные отпускные цены производителей на лекарственные средства.

На сайте супермаркета информации http://www.informarket.ru/index.php?menu=15 можно найти маркетинговые исследования, инициативные исследования рынков, анализ рынков и конкурентов в различных отраслях.

Информационно-аналитическое агентство ИКАР (Институт конъюнктуры аграрного рынка) осуществляет анализ состояния и прогноз развития аграрно-продовольственных рынков России и стран СНГ. Маркетинговые и прогнозные исследования проводятся с использованием данных Росстата, Министерства сельского хозяйства, Федеральной таможенной службы РФ и стран СНГ, отраслевых ассоциаций и союзов производителей, международных организаций, зарубежных государственных учреждений, других информационно-аналитических структур. На сайте Института http://www.ikar.ru/prices можно посмотреть цены на сельскохозяйственную продукцию (зерно, муку, крупу, сахар, масличные, мясо, молоко). Часть материалов предоставляется в режиме открытого доступа, другая часть распространяется по подписке.

Региональный портал о рынках товаров и услуг Тюменской области http://www.research72.ru поможет найти всю существующую информацию по основным отраслям экономики Тюменской области: сельскому и лесному хозяйству, машиностроению, пищевой промышленности, строительству и ЖКХ, торговле и общественному питанию, транспорту и логистике, услугам для населения и туризму. Эта информация включает в себя данные официальной статистики и органов власти, результаты различных исследований, а также информацию, исходящую от самих участников рынка.

При указании данного источника информации в качестве обоснования цены контракта необходимо отражать его реквизиты, дату опубликования, место размещения и т.п.

Общедоступные результаты изучения рынка как источника ценовой информации при обосновании начальной (максимальной) цены контракта имеют один существенный минус: в открытом доступе такой информации имеется достаточно мало и на практике бывает очень сложно найти именно то, что нужно.

Исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору. Заказчик, уполномоченный орган вправе заказать маркетинговые исследования, обзоры рынков сторонней организации по гражданско-правовому договору (договор возмездного оказания услуг, гл. 39 ГК РФ) либо на основании заключенного в рамках Закона N 94-ФЗ государственного (муниципального) контракта.

С гражданско-правовым договором все более-менее понятно, он может быть заключен при соблюдении условий, перечисленных в п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ. Другая ситуация с государственным (муниципальным) контрактом, который будет заключен по результатам проведенных торгов или запроса котировок. При размещении заказа и заключении контракта перед заказчиком, уполномоченным органом встанет два главных вопроса: где взять деньги на такой контракт и как обосновать его стоимость?

Получается замкнутый круг: заказчику необходимо обосновать начальную (максимальную) цену контракта при размещении заказа по профилю его деятельности, для чего он нанимает специализированную организацию, стоимость услуг которой также необходимо обосновать. При этом стоимость маркетинговых исследований, подготовки обзоров рынков в зависимости от объема и сложности колеблется от 25 000 руб. до бесконечности.

Иные источники информации. К иным источникам информации можно отнести нормативные документы, утвержденные методики, порядки, положения, которые содержат алгоритмы расчета цен на отдельные виды товаров, работ и услуг или готовые расценки (например, Приказ Госстроя России от 15.05.2002 N 79, Письмо Минрегиона России от 17.05.2011 N 12526-ИП/08).

Также к иным источникам информации можно отнести письма, сообщения, коммерческие предложения, прайс-листы поставщиков товаров, работ и услуг.

Эффективно не обязательно дешево

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N 94-ФЗ его действие направлено не на минимизацию расходов средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, а на эффективность использования этих средств.

Согласно ст. 34 БК РФ принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Следовательно, эффективность использования средств достигается либо минимизацией соответствующих расходов, либо достижением наилучшего результата. Таким образом, только снижением финансового бремени соответствующего публично-правового образования или государственного заказчика она не ограничивается.

Достижение наилучшего результата бывает несовместимо с минимизацией соответствующих расходов. В этих случаях дешевизна ведет как раз к неэффективному использованию средств . Поэтому при выборе минимального ценового предложения от поставщиков товаров (работ, услуг) существует риск того, что торги либо не состоятся из-за невыгодной для участников торгов цены контракта, либо не будет достигнута эффективность использования бюджетных средств.

Журнал “Право и экономика”. 2010. N 7. С. 9 – 15.

При выборе максимального по значению ценового предложения от поставщиков товаров (работ, услуг) со стороны контролирующих органов может быть поднят вопрос о неэффективном использовании бюджетных средств. Поэтому правильнее будет остановиться на золотой середине, или на среднем арифметическом от всех коммерческих предложений поставщиков.

Если к вам пришли с проверкой

Используя перечисленные в Законе источники информации для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, необходимо учесть, что их существование не вечно. К примеру, любой сайт, как живой организм, – явление динамичное и развивающееся. Интернет-страничка, с которой заказчик позаимствовал ценовую информацию, по прошествии времени может быть удалена или изменена. Что делать в такой ситуации заказчику, уполномоченному лицу и как подстраховаться на случай проверки? При работе с источниками сети Интернет рекомендуется делать снимки экрана (скриншоты) для дальнейшего их сохранения в архивных документах по каждому тендеру, запросу котировок.

Процедура проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков утверждена Приказом Минэкономразвития России от 28.01.2011 N 30.

Если заказчик, уполномоченный орган запрашивали информацию о ценах у производителя, у поставщиков товара (работ, услуг), то в данном случае необходимо хранить официальные ответы указанных лиц, письма, прайс-листы и т.п.

Как обосновать цену при закупках у единственного поставщика

Организация госзакупок – сложный процесс, который требует детального анализа нормативных актов, регулирующих его. Многие государственные и муниципальные учреждения и сами поставщики не хотят «связываться» с такими способами определения поставщика, как аукцион, конкурс и т.д., так как для этого необходимо оформить внушительный пакет документов, и сама процедура занимает достаточно много времени. К счастью, закон предусматривает более простой способ выбрать поставщика – заключение контракта с единственным поставщиком. Статья 93 закона 44-ФЗ регулирует вопросы, связанные с заключением подобного рода контрактов. В части 1 названной статьи указаны случаи, когда возможно заключить контракт с единственным поставщиком (далее по тексту – ЕП). Наиболее популярные среди заказчиков случаи, указанные в данной статье, – заключение контракта на сумму не более 100 и не более 400 тысяч рублей. Но даже для самых минимальных закупок требуются обоснование цены. О том, как это правильно сделать, поговорим в настоящей статье.

Какими нормативными актами руководствоваться при обосновании цены?

В первую очередь, необходимо обратить внимание на ст. 22 ФЗ 44. Данная статья перечисляет доступные методы для расчета цены как для заключения контракта с ЕП, так и для проведения конкурентных процедур. Кроме того, Минэкономразвития разработало рекомендации (далее по тексту – рекомендации) для расчета цены при заключении контракта с ЕП (приказ от 02.10.2013 № 567).

В чем заключается обоснование цены?

Под обоснованием цены предполагается расчет цены на закупаемые товары, который должен быть подтвержден приложенными справочной информацией, документами или реквизитами документов, по которым был сделан расчет. Если данная информация будет размещена в Интернете, то нельзя указывать наименование поставщиков, которые предоставили информацию.

Какие методы для расчета цены использовать при заключении контракта с ЕП?

Закон выделяет следующие методы:

  1. Метод сопоставления рыночных цен или, по-другому, анализ рынка. Является приоритетным при расчете цены, когда речь идет о контрактных отношениях с ЕП. Остальные методы применяются только в тех случаях, которые предусмотрены в ст. 22 ФЗ 44 (ч.ч. 7-11). При использовании данного метода рекомендуется использовать не менее 3 цен, которые предлагают различные поставщики.
  2. Нормативный метод. Применяется в случае нормирования закупок (ст. 19 ФЗ 44).
  3. Тарифный метод. Применяется в тех случаях, когда цены на закупаемый товар (услугу, работу) устанавливаются государством.
  4. Проектно-сметный метод. Уместен, если закупаются услуги (работы) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту или по сохранению объектов культурного наследия.
  5. Затратный метод. Применение данного метода возможно в тех случаях, когда нельзя применить ни один из перечисленных выше методов.

Если ни один из вышеперечисленных методов не подходит, то можно в качестве обоснования цены избрать и другой метод, но тогда потребуется обосновать, почему отсутствовала возможность применить методы, указанные в законе.

Более подробно рассмотрим такой метод определения цены как анализ рынка, так как он является приоритетным и наиболее востребован.

Под анализом рынка закон понимает получение информации о ценах на рынке, установленных для идентичных товаров, которые необходимо закупить, а если идентичные товары найти не представляется возможным, то для анализа применимы и однородные товары.

Какие товары считаются идентичными и однородными?

Идентичными считаются товары с одинаковыми характеристиками (качество, функционал и т.п.). Кроме того, учитываются страна происхождения и производитель.

Пример 1:

Два идентичных стола, схожие по следующим критериям: функциональное назначение; материал, из которого изготовлены; страна производства. Различия в форме, размере и цвете незначительны и принципиального значения не имеют.

Однородными признаются товары, не являющиеся идентичными, но имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, вследствие чего они могут выполнять одни и те же функции. При определении однородности следует учитывать качество товаров, репутацию на рынке и страну происхождения.

Пример 2:

Два однородных шкафчика для переодевания схожи по следующим критериям: страна производства, материал изготовления, функциональное назначение. Принципиальное отличие: размер (во втором варианте секций меньше), дополнительные функции (во втором варианте есть функция подсушки).

Какие действия предпринять для обоснования цены?

Минэкономразвития рекомендует осуществить следующие действия:

  1. выбрать товар (услугу, работу) которую необходимо закупить;
  2. определить требования, по которым будет отбираться товар и условия поставки;
  3. исследовать общедоступные источники информации на предмет рыночных цен на закупаемый товар и условия поставки;
  4. описать объект закупки с учетом требований ст. 33 ФЗ 44;
  5. осуществить проверку принятых по данному объекту закупки государственных и муниципальных нормативных актов;
  6. выбрать метод расчета цены;
  7. рассчитать цену;
  8. сформулировать обоснование.

Как получить информацию для анализа рынка?

Закон предусматривает следующие способы для получения информации:

1. Сбор общедоступной информации о ценах на рынке на товары, которые необходимо закупить. В качестве общедоступной признается информация, которая содержится:

  • в контрактах на поставку подобных товаров, если по данным контрактам не было взыскания неустоек за неисполнение контракта. Подробная информация о том, как осуществить поиск информации в реестре контрактов, изложена в Приложении № 2 к рекомендациям Минэкономразвития;
  • в каталогах, рекламе, описаниях или иных предложениях, которые обращены к неопределенному кругу лиц и признаются публичной офертой;
  • в котировках на российских и иностранных биржах;
  • в котировках на электронных площадках;
  • в официальных источниках государственных и муниципальных органов, а также иностранных государств, международных организаций;
  • в государственной статистической отчетности;
  • в общедоступных результатах изучения рынка или полученных по заказу заказчика;
  • в отчете оценщика о рыночной стоимости объектов, которые подлежат оценке;
  • иные источники.

2. Направление запросов поставщикам на получение информации о ценах. Поставщики должны осуществлять поставки идентичных или однородных товаров. Минэкономразвития рекомендует направить запросы не менее чем 5 поставщикам, которые исполняли подобные контракты в течение последних 3 лет.

3. Размещение запросов цен на товары в ЕИС (до того как она будет введена, запросы необходимо размещать на сайте госзакупок).

Как рассчитать цену?

В рекомендациях Минэкономразвития (п. 3.21) указана формула, по которой производится расчет цены:

где НМЦК рын – начальная максимальная цена контракта, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

v – количество закупаемого товара;

n – количество значений, используемых в расчете;

i – номер источника ценовой информации;

Ц i – цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих условий поставок товаров, определяемых в соответствии с пунктом 3.17 рекомендаций.

Стоит учесть, что предпочтительно использовать для расчета приблизительно одинаковые цены, то есть однородные цены. Чтобы определить однородность цен, необходимо прибегнуть к формуле, указанной в п. 3.20 рекомендаций. Коэффициент по данной формуле не должен быть больше 33%.

Обратите внимание, что при использовании в расчетах цен, которые применялись более шести месяцев назад до расчета цены, придется корректировать данные цены с применением коэффициента, который рассчитывается в соответствии с п. 3.18 рекомендаций. Кроме того, при расчете цены необходимо ориентироваться на те коммерческие предложения, которые максимально сходны с условиями закупки, в противном случае придется применять коэффициенты и индексы для перерасчета цен с учетом различий (п. 3.17 рекомендаций).

Учитывая вышеизложенное, в качестве поиска информации по ценам целесообразным представляется направление запросов поставщикам. В этом случае поставщики будут указывать цены уже с учетом условий, которые подлежат включению в контракт.

Пример расчета:

ДОУ необходимо закупить 10 столов для письма. По запрошенной информации от поставщиков поступили следующие ценовые предложения по идентичным товарам (столам) с одинаковыми условиями поставки:

Поставщик 1 – 3500 рублей.

Поставщик 2 – 3650 рублей.

Поставщик 3 – 3860 рублей.

Расчет общей цены производится следующим образом: Общее количество закупаемого товара (10) делится на общее количество ценовых предложений (3) и умножается на общую сумму ценовых предложений.

Как оформить обоснование цены?

Закон не предусматривает каких-либо обязательных требований к оформлению расчета. Информацию о расчете цены можно включить в текст контракта либо оформить в виде приложения к нему. При этом документы (оригиналы), снимки с экрана компьютера (скриншот), на котором отражена информация с соответствующих сайтов или реквизиты документов, по которым составлялся расчет, нужно хранить вместе с остальными документами о закупке.

Примерная форма обоснования цены установлена в Приложении № 1 к рекомендациям.

Как сформировать отчет с обоснованием цены?

Это можно сделать с помощью бесплатной версии программы “Эконом-Эксперт”. Скачать программу можно здесь.

Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист

Энциклопедия решений. Определение и обоснование цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ

Определение и обоснование цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ

В ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ буквально говорится, что цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – контрагент), определяется и обосновывается с применением методов, указанных в этой части в предусмотренных этим Законом случаях.

Заметим, что цена контракта в любом случае должна быть определена, причем по общему правилу должна быть определена твердой (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). При этом следует учитывать, что также по общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 424 ГК РФ, цена договора, в том числе и контракта, определяется соглашением сторон. Поэтому речь должна идти об определении и обосновании цены контракта с единственным контрагентом именно с применением методов, установленных Законом N 44-ФЗ.

Следует также заметить, что согласно ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в случае осуществления закупки у единственного контрагента для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения контрагента, а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Одновременно указывается, что положения этой части не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного контрагента, предусмотренные п.п. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 – 21, 24 – 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50 – 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Очевидно, что в тех случаях, когда заказчик в соответствии с ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ обязан подготовить отчет с обоснованием цены контракта, определение и обоснование такой цены должны производиться с применением методов, предусмотренных ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Однако и для перечисленных выше случаев исключение установлено в отношении именно составления отчета, но не самого определения и обоснования цены контракта.

В то же время согласно п. 1 ч. 3 ст. 18 Закона N 44-ФЗ при формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Данная норма исключений, а тем более закрытого перечня случаев, когда должна обосновываться цена контракта, как будто не предусматривает.

Данное противоречие снимается на уровне подзаконных актов.

Относительно содержания планов-графиков единообразные указания содержатся в п.п. 2, 2.1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 на основании ч. 6 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, и п.п. 2, 2.1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 на основании той же нормы в отношении закупок для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд. Согласно указанным нормам информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ указываются одной строкой по каждому из объектов закупки, указанных в этих нормах, причем во всех случаях, кроме п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупки по каждому пункту считаются одним объектом. В качестве наименования объекта и (или) объектов закупки по таким закупкам указывается положение Закона N 44-ФЗ, являющееся основанием для осуществления закупок, в том числе у единственного контрагента, иными словами – соответствующий пункт ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

При этом согласно п. 6 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 555 на основании ч. 7 ст. 18 Закона N 44-ФЗ, в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с п.п. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок.

Таким образом, обоснование цены каждого конкретного контракта, заключаемого на основании п.п. 4, 5, 26 или 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не требуется. В прочих же случаях цена контракта с единственным поставщиком должна определяться и обосновываться в порядке, установленном ст. 22 Закона N 44-ФЗ при формировании плана-графика. В случаях закупки, когда в соответствии с ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ требуется оформление отчета о закупке у единственного контрагента, обоснование цены контракта включается и в такой отчет.

Отметим, что сопоставление ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ и вышеприведенных норм подзаконных актов заставляет предположить, что закупки на основании п.п. 23, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ также должны относиться к случаям, когда обоснованию подлежит только общая сумма закупки по каждому пункту. В связи с этим заметим, что данные пункты были внесены в число случаев, когда закупки на основании определенной нормы указываются в планах-графиках одной строкой, постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 N 73. Данным постановлением аналогичные изменения внесены и в требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок. Возможно, при подготовке этого постановления не была учтена необходимость внесения аналогичных изменений в Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и такие изменения будут внесены позже. Однако на настоящий момент формально обоснованию в плане-графике подлежит цена каждого контракта, заключаемого на основании п.п. 23, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, хотя все такие контракты указываются в планах-графиках одной строкой и техническая возможность включения такого обоснования представляется сомнительной.

Обращаем внимание, что при определении цены контракта с единственным поставщиком методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) цена, рассчитанная таким методом в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, может превышать цену, согласованную с контрагентом. В связи с этим необходимо помнить, во-первых, что указанные методические рекомендации носят именно рекомендательный характер и не являются обязательными. Во-вторых, по нашему мнению, учитывая принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст.ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ), и исходя из самого значения слова “обоснование”, главное – чтобы фактическая цена контракта не превышала полученной расчетным путем, причем сам расчет будет обоснованием выбора наилучшей (наименьшей) из рыночных цен (см. также разъяснения по вопросу 2 в письме Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2768, письмо Минэкономразвития России от 08.04.2014 N Д28и-443, ответ на вопрос 19 в приложении к письму Федерального казначейства от 22.12.2014 N 42-7.4-05/5.7-791).

Как обосновать начальную максимальную цену контракта

Обоснование НМЦК по 44 ФЗ — это процедура определения стоимостного максимума для конкретной закупки. Разбираемся, как обосновать предельную цен и какую форму и методы использовать для расчета.

Ключевые понятия

Любая госзакупка имеет не только количественные, но и стоимостные показатели. Стоимость заказа является определяющим критерием для различных факторов, непосредственно влияющих на сам закупочный процесс. Под начальной ценой понимают стоимость, свыше которой невозможно осуществить конкурентную процедуру. Организация-заказчик указывает НМЦК в извещении и во всех документах о госзакупке. Расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), производится по правилам, прописанным в ст. 22 44-ФЗ.

Расчетное значение начальной контрактной стоимости влияет как на ценовые характеристики госзаказа, так и непосредственно на способ определения его исполнителя. Когда расчетная величина не превышает 100 000 руб., заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93. А когда она меньше 400 000 руб. — по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Стоимостный предел, установленный на уровне не выше 500 000 рублей, позволяет заказчику организовать и провести запрос котировок в электронной форме.

После обновления законодательной базы о госзакупках, произошедшей в июле 2018 года, изменились и другие правила по ценовому пределу. Теперь, по статье 44 закона о федеральной контрактной системе, организация-заказчик только вправе требовать обеспечение заявки от участника госзаказа, если предельная контрактная стоимость — не более 1 миллиона рублей.

Значения НМЦК определяют и сроки закупочных процедур. Если заказчик проводит электронный аукцион, сроки подачи заявок будут различаться, исходя из стоимостных показателей госзакупки:

  1. Выше 3 млн руб. — не менее 15 дней с момента размещения извещения в Единой информационной системе.
  2. Ниже 3 млн руб. — не менее 7 дней. Заявки на участие в таких тендерах рассматриваются в течение одного рабочего дня.

Для участников госзаказа важны расчетные показатели предельной стоимости. Изучив примеры обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ, потенциальный поставщик анализирует текущие цены на рынке и возможности с целью сделать наиболее выигрышное стоимостное предложение.

Планирование

Специалист учреждения, проводящего торги, осуществляет обоснование начальной максимальной цены контракта задолго до проведения самой госзакупки — еще на этапе планирования. При составлении плановой документации рассчитывается предельное значение стоимости каждого конкретного заказа и вносится в позицию плана закупок и плана-графика.

После формирования и утверждения плановые документы требуется разместить в ЕИС в установленные законом сроки — в период до десяти рабочих дней после доведения денежных обязательств и утверждения ПФХД (ч. 7 ст. 17, ч. 10 ст. 21 44-ФЗ).

Все расчеты должны строго соответствовать позициям плановой документации. В случае изменения лимитов бюджетных обязательств или образования экономии от ранее проведенных торгов, а следовательно, и изменения планов-графиков, заказчик пересчитывает НМЦК по тем позициям, которых коснулись коррективы.

Ответственный специалист заказчика в обязательном порядке вносит изменения в ПГ и публикует его в десятидневный период до планируемого дня публикации в ЕИС извещения о закупке, но не позже.

Исчисление предельной стоимости осуществляется по рекомендуемой форме, утвержденной в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям из Приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013. Вот так выглядит образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ).

Порядок расчета

Методология обоснования начальной (максимальной) цены контракта регулируются ст. 22 44-ФЗ. Обоснование метода определения НМЦК производится в соответствии с методическими рекомендациями, закрепленными Приказом № 567. Выделяют следующее методы определения предельной стоимости (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ):

  • анализ рынка, метод сопоставимых рыночных цен;
  • проектно-сметный;
  • тарифный;
  • нормативный;
  • затратный.

Наравне с действующими законодательными нормами организация-заказчик вправе использовать иные подзаконные акты и дополнительные методические разработки, утвержденные региональными и местными органами власти, например Распоряжение № 242-РП от 16.05.2014.

По ст. 22 44-ФЗ, приоритетным способом обоснования признается метод сопоставимых рыночных цен. Расчет осуществляется на основании общедоступных сведений об актуальной рыночной стоимости приобретаемых товаров, работ или услуг (ч. 2, ч. 5 ст. 22 44-ФЗ). При этом при исчислении НМЦК организация-заказчик имеет право применять различные коэффициенты и индексы для приведения стоимостных показателей ТРУ при условии их обоснованности.

Существуют заказы, для которых невозможно применить расчетную методологию предельной стоимости. Если организация-заказчик приобретает товары, работы и услуги, цену которых нельзя обосновать ни одним из методов, закрепленных в рекомендациях и ч. 1 ст. 22 44-ФЗ, разрешается использование других способов при условии составления особого регистра — обоснования невозможности применения способов, приведенных в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ. Это положение регламентировано ч. 12 ст. 22 44-ФЗ.

Читайте также:  Предметом предпринимательского права являются
Ссылка на основную публикацию