Что не является нарушением правил пожарной безопасности

Перечень нарушений противопожарного режима

Основные нарушения требований Правил противопожарного режима в РФ

Каждый руководитель на предприятии отвечает за выполнение требований пожарной безопасности, а так же правил противопожарного режима. Во избежание грубых нарушений пожарной безопасности руководитель и ответственное лицо выполняющее функции по обеспечению соблюдения требований ПБ обязаны пройти обучение пожарно — технического минимума. Для тех, кто еще только собирается пройти обучение, мы предлагаем ознакомиться с часто встречающимися нарушениями Правил Противопожарного режима на объектах различных категорий.

В перечень нарушений входит:

Нарушения к режиму, инструкциям, инструктажам.

· Отсутствие инструкции о мерах пожарной безопасности, в том числе отдельно для каждого пожаро-взрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения.

· Лица допущены к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Отсутствует противопожарный инструктаж и не пройден пожарно-технический минимум.

· Не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность.

· Не обеспечено наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.

· Не обеспечено наличие планов эвакуации людей при пожаре.

· На объекте с массовым пребыванием не обеспечено наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проводятся не реже 1 раза в полугодие практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.

· Места, специально отведенное для курения табака, не обозначены знаками «Место для курения».

· Не обеспечено наличие на дверях помещений производственного и складского назначения обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». (ППР РФп.20).

Нарушения относящиеся к содержанию зданий, помещений.

· Не осуществляется проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки ) в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением протокола проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки ).

· Не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дым газонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград с инженерными и технологическими коммуникациями.

· В подвальном помещении (чердачном помещении) допущено хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей (баллонов с горючими газами). (ППР РФп.23а).

· Техническое помещение (чердаки , технические этажи, вентиляционные камеры) используется для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов. (ППР РФп.23б).

· В подвальном помещении устроена мастерская (иное хозяйственное помещение), при этом нет самостоятельного выхода (выход из них не изолирован противопожарными преградами от общих лестничных клеток).

· Снята предусмотренная проектной документацией дверь эвакуационного выхода из поэтажных коридоров (холлов , фойе, тамбуров и лестничных клеток), препятствующая распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. (ППР РФп.23д).

· Под лестничным маршем (на лестничных площадках) допускается хранение горючих материалов.

· В производственном (складском ) помещении выполнено встроенное помещение из горючих материалов (листового металла).

· Не проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц (ограждений на крышах) с составлением соответствующего протокола испытаний.

· На объекте с массовым пребыванием людей не обеспечено наличие исправных электрических фонарей из расчета 1 фонарь на 50 человек.

· Не проводятся периодические работы по очистке вентиляционных камер (циклонов , воздуховодов) от горючих отходов с составлением соответствующего акта.

Нарушения эвакуационных путей и выходов

· Запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

· На путях эвакуации устроены пороги (раздвижные двери, подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты).

· Загромождены эвакуационные пути различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами. (ППР РФп.36б).

· В тамбуре эвакуационного выхода допускается хранение инвентаря и материалов (устроена вешалка для одежды, гардероб).

· Зафиксированы самозакрывающиеся двери лестничных клеток (коридоров , холлов и тамбуров) в открытом положении. Сняты двери лестничных клеток (коридоров , холлов и тамбуров).

· Изменено направление открывания дверей эвакуационных выходов. (ППР РФп.36ж).

Нарушения эксплуатации электроустановок и электроприборов

· Допущена прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередач над горючей кровлей (навесами , открытыми складами (штабелями , скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий).

· Допущена эксплуатация электропровода (кабеля ) с видимыми нарушениями изоляции.

· Допущено использование розетки (рубильника , других электроустановочных изделий) с повреждениями.

· Допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями ), предусмотренными конструкцией светильника.

· Допущено применение нестандартного (самодельного ) электронагревательного прибора.

· Допущено размещение (складирование ) в электрощитовых (у электрощитов, у электродвигателей и пусковой аппаратуры) горючих материалов (веществ ).

Нарушения противопожарного водоснабжения.

· Не проведена проверка работоспособности (с составлением соответствующих актов) сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода.

· Не обеспечено исправное состояние пожарных гидрантов.

Не обеспечено утепление пожарных гидрантов в зимнее время.

Не обеспечена очистка от снега и льда пожарных гидрантов.

Не обеспечена доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам.

· Не обозначено указателем направление движения к пожарным гидрантам (водоемам ).

Не обеспечена укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями. Не организована перекатка пожарных рукавов (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав не присоединен к пожарному крану и пожарному стволу.

Нарушения эксплуатации автоматических систем противопожарной защиты.

· Не обеспечено исправное состояние автоматических установок пожаротушения (автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов). (ППР РФп.61).

· Не организовано проведение проверки работоспособности (не реже 1 раза в квартал) систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

Нарушения комплектации и ведения учета первичных средств пожаротушения.

· Объект не обеспечен огнетушителями по нормам.

· (ППР РФ п.70, п.478, приложение №1, приложение №2).

· Не обеспечена исправность огнетушителей, установленных на объекте.

· Не соблюдаются сроки перезарядки (освидетельствования , своевременной замены) огнетушителей, указанные в их паспортах.

· Огнетушители, установленные на объекте, не имеют паспортов и порядковых номеров. (ППР РФп.475).

· Запорно-пусковое устройство огнетушителя не опломбировано одноразовой пломбой.

· Не ведётся учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения в специальном журнале.

· Производственные и складские помещения не оборудованы пожарными щитами для размещения первичных средств пожаротушения.

(ППР РФп.481, приложение №5)

· Пожарные щиты не укомплектованы немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно норм.

(ППР РФп.482, приложение №6)

· Допускается использование первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря для хозяйственных и прочих нужд, не связанных с тушением пожара.

Пожарная безопасность: 11 нарушений, которые точно найдёт инспектор

Справочная / Бизнес‑будни

Пожарная безопасность: 11 нарушений, которые точно найдёт инспектор

Предприниматель отвечает за пожарную безопасность в своём помещении и рискует штрафом или запретом работы. Мы уже рассказывали об этом в наших статьях.

В этом материале мы решили показать нарушения из реальных судебных дел, за которые чаще всего попадает от МЧС. Очень надеемся помочь, если ваш бизнес попал в план проверок или после инцидента с огнём светит внеплановый визит инспекторов. А ещё, пожарная безопасность — это забота о клиентах и персонале.

📃 1. Нет инструкции о мерах пожарной безопасности

Требование: руководитель утверждает инструкцию о мерах пожарной безопасности. Это про то, как не допустить пожар и как спасаться, если в помещении всё же произошло возгорание. Весь персонал проходит противопожарное обучение и знакомится с инструкцией под подпись.

Где про это читать: пункт 2 Правил противопожарного режима из Постановления Правительства от 25.04.2012 № 390 и Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645.

Что находят инспекторы МЧС: в организации нет инструкции о мерах пожарной безопасности или работники не прошли инструктаж. Вроде бы формальность, но на деле отсутствие бумаг добавит веса нарушению.

2. Нет плана эвакуации

Требование: если в помещении могут находиться одновременно более 50 человек, на стену вешают план эвакуации. Плюс по ходу движения — стрелки, а на двери табличку «Выход». Так нужно для объекта с массовым пребыванием людей.

Требования к планам зависят от площади и планировки помещения. Нарисовать план самостоятельно вряд ли получится — шрифты и условные знаки должны соответствовать ГОСТу. После перепланировки план надо менять.

Где про это читать: пункт 7 Правил противопожарного режима и ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Что находят инспекторы МЧС: эвакуационных планов нет, схемы не соответствуют реальной планировке или планы сделаны не по ГОСТу.

3. Нет огнетушителей

Требование: в помещении с массовым пребыванием людей должен быть огнетушитель, а в некоторых случаях — пожарные щиты. Количество и тип зависит от взрывопожарной опасности помещения. На огнетушитель сохраняют паспорт завода-изготовителя. Огнетушитель должен быть под рукой.

Где про это читать: пункты 70, 465, 468, 475 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: огнетушителя нет совсем или он лежит в месте, куда при пожаре трудно добежать.

4. Ненадёжный эвакуационный выход

Требование: из помещения должен быть эвакуационный выход, который открывается без ключа в направлении от себя. Ширина выхода зависит от вместимости. На пути не должно быть порогов. Путь эвакуации полностью свободен от мебели, хлама и любых других преград.

Где про это читать: пункты 33, 35, 36 Правил противопожарного режима. Если вы собственник всего здания, где ведёте бизнес, спрос будет за всю планировку по СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.

Что находят инспекторы МЧС: путь эвакуации людей проверяют тщательно. За нарушения примут:

— засовы и замки на дверях,

— мебель, торговые стойки, товары в коробках и воздуховоды на пути,

— перепады высот без пандуса и пороги,

— двери, которые открываются вовнутрь,

— вращающиеся двери и турникеты.

5. Повреждённые провода

Требование: нельзя пользоваться электроприборами с поврёжденными проводами и сломанными розетками.

Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в актах проверки нереально часто мелькает фраза «эксплуатируется электропровод с видимыми нарушениями изоляции».

6. Светильники без колпаков

Требование: с ламп нельзя снимать заводские колпаки (рассеиватели). Ещё нельзя оборачивать светильник бумагой, тканью или чем-то подобным. В общем, кустарный декор запрещён.

Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в помещении висят светильники со снятыми колпаками. Это заметят даже на старой лампе в подсобке или подвале.

7. Хранение горючих материалов

Требование: горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить в помещениях без окон или шахт дымоудаления.

Где про это читать: пункт 117 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: в глухих складах и подвалах лежат коробки с аэрозолями, маслами и бутылками вина.

Простая онлайн-бухгалтерия для ИП и ООО

Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам — и не потребует от вас специальных знаний.

8. Неогнестойкая отделка

Требование: ремонт в помещении делают из максимально безопасных материалов.

Где про это читать: на какие показатели ориентироваться при покраске стен и отделке потолка прописано в статье 134 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Там же есть ссылки на таблицы оценки опасности стройматериалов.

Что находят инспекторы МЧС: особое внимание уделяют материалу пола и стен на пути эвакуации. Очень не любят деревянные рейки.

9. Нет пожарной сигнализации и автоматической установки пожаротушения

Требование: в определённых случаях в помещении ставят пожарную сигнализацию с датчиками дыма или даже автоматическую систему пожаротушения. Это зависит от площади помещения, наличия горючих товаров, вместимости и вида деятельности. Системы АУПС и АУПТ периодически проверяют с составлением акта.

Где про это читать: когда нужны датчики, а когда система пожаротушения, прописано в таблицах из Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 № 315.

Что находят инспекторы МЧС: на объекте нет сигнализации или она неисправна.

🛍 10. Хлам (и не хлам) под лестницей

Требование: пространство под лестницей и на лестничных площадках должно быть свободным.

Где про это читать: пункт 23 Правил противопожарного режима.

Что находят инспекторы МЧС: под лестницей хранят уборочный инвентарь, коробки с товарами. Бывает даже в кафе под лестницей обустраивают посадочное место, а в магазине — витрину. Это запрещено.

📛 11. Нет противопожарных перегородок

Требование: кухни, пекарни и склады отделяются от зала для посетителей противопожарными перегородками. Грубо говоря, клиентов защищают от помещения, где пожар очень вероятен.

Где про это читать: пункт 5.5.2 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям.

Что находят инспекторы МЧС: перегородки проверят в ресторане, пекарне, кондитерской, магазине косметики и баре с алкоголем в подсобке.

Виды ответственности за нарушение требований пожарной безопасности

Пожарная безопасность в нашей стране регулируется рядом законов и правил, но с их исполнением , мягко скажем, дело обстоит неважно.

Весной 2018 года прокатилась волна пожаров в торговых центрах России. Внимание общественности было привлечено максимальное. Налицо повсеместное катастрофическое нарушение требований пожарной безопасности (ТПБ).

Очевидно, что нужно проводить работу по повышению противопожарной грамотности и сознательности не только среди ответственных лиц на каждом объекте, но и всех граждан. Внесем и мы свою лепту в это дело.

Читайте также:  Содержание обязательства из неосновательного обогащения

Кто несёт ответственность за нарушение требований пожарной безопасности?

Согласно статье 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года (на момент написания статьи изучалась последняя редакция от 29 июля 2018 года) за несоблюдение правил пожарной безопасности ответственность несут:

  • собственники, владельцы (пользователи, распорядители, арендаторы) имущества;
  • руководство федеральных служб и агентств;
  • руководство органов местного самоуправления;
  • лица, назначенные ответственными за сохранение пожарной безопасности (в установленном порядке);
  • должностные лица в пределах своих компетенций.

За нарушение ТПБ в домах (квартирах, комнатах), находящихся в государственной, муниципальной, ведомственной собственности ответственность несут ответственные квартиросъемщики (арендаторы), если иное не прописано в договоре.

Все выше обозначенные лица за выявленные нарушения привлекаются к разным видам ответственности.

Виды ответственности

За правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе несоблюдение ТПБ, предусмотрено три вида ответственности:

  • уголовное наказание,
  • административное наказание,
  • дисциплинарное взыскание.

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

В Уголовном кодексе РФ предусмотрены наказания за нарушение ТПБ в статье 219.

В пункте 1 рассматривается нарушение ТПБ ответственным лицом по неосторожности, которое повлекло тяжкий вред здоровью пострадавших.

Для виновных предусмотрено:

  1. Штраф от 80 000 руб., либо заработная плата (иной доход) осужденного за полгода.
  2. Ограничение свободы до трех лет.
  3. Лишение свободы до трех лет плюс лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности (или без таковых).

В пункте 2 статьи 219 УК РФ рассматривается то же деяние, но уже если оно повлекло смерть по неосторожности.

Виновные наказываются на срок до пяти лет лишением свободы. Их также могут лишить права заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.

В пункте 3 предусмотрено наказание за деяние, описанное в пункте 1, но имевшее отягчающее последствие, а именно наступила смерть двух или более человек. В таком случае виновный будет наказан лишением свободы на срок до семи лет.

Вдобавок виновному могут также запретить заниматься определенными видами деятельности либо занимать определенные должности на срок до трех лет.

Административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

В Кодексе РФ об административных правонарушениях (статья 20.4 КоАП РФ) предусмотрены наказания как для физических, так и для юридических лиц.

По обыкновению административное наказание реализуется при помощи предупреждений и денежных взысканий.

Штрафы за нарушение пожарной безопасности определены по степени отклонения от ТПБ, по уровню сложности ситуации, по степени значимости в обществе виновных лиц.

В части первой (20.4 статьи) обозначены нарушения ТПБ в обычных жизненных условиях (исключаются случаи, описанные в статьях 8.32 и 11.16 КоАП и в частях 6, 6.1 и 7 данной статьи):

  • Для граждан предусмотрено предупреждение или штраф от 2 до 3 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц штрафы от 6 до 15 тысяч рублей.
  • Для предпринимателей — от 20 до 30 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 150 до 200 тысяч рублей.

Во второй части (ст. 20.4 КоАП) рассматриваются те же действия, но уже в других условиях. А именно, когда властями (федеральными или местными) объявлен особый противопожарный режим (статья 30 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994, № 69-ФЗ):

  • Для граждан предусмотрен штраф от 2 до 4 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц штрафы от 15 до 30 тысяч рублей.
  • Для предпринимателей — от 30 до 40 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 200 до 400 тысяч рублей.

В шестой части рассматриваются нарушения ТПБ, которые повлекли возникновение пожара. Если причинен легкий или средний вред здоровью людей, если повредилось или уничтожилось имущество чужое, то штрафная градация следующая:

  • Для граждан от 4 до 5 тысяч рублей.
  • Для должностных лиц от 40 до 50 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 350 до 400 тысяч рублей.

В части 6.1 статьи 20.4 обозначены нарушения ТПБ, повлекшие тяжкий вред здоровью или смерть людей на пожаре.

За эти деяния (бездействия) предусмотрены административные штрафы для юридических лиц от 600 тысяч до 1 млн рублей.

В части 7 рассматриваемой статьи предусмотрена ответственность производителей (поставщиков) продукции, в техдокументации к которой должна содержаться информация о пожарной опасности.

Если производитель или поставщик реализует опасные вещества, материалы, изделия, но не информирует потребителей о степени их опасности и мерах предосторожности обращения с ними (в случае наличия обязанности), то его нарушение наказывается штрафом:

  • Для должностных лиц штрафы от 15 до 20 тысяч рублей.
  • Для юридических лиц — от 90 до 100 тысяч рублей.

Девятая часть данной статьи КоАП предусматривает ответственность эксперта, который оценивает пожарный риск и нарушает при этом заведенный порядок.

Как оценивать соответствие продукции или объектов противопожарной защиты требованиям пожарной безопасности прописано в разделе VII «Технического регламента о ТПБ» (№ 123-ФЗ от 22 июля 2008 года).

Если эксперт, проводя независимую оценку (аудит пожарной безопасности), делает ложное заключение, то его деяние влечет наложение штрафа или дисквалификацию.

Для должностных лиц предусмотрены административные штрафы от 15 до 20 тысяч рублей. Дисквалификация налагается на срок от 1 года до 3 лет.

Дисциплинарная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности

Дисциплинарная ответственность реализуется в рамках отдельно взятой организации (предприятия) согласно Трудовому кодексу РФ.

Если на предприятии работник обязан выполнять соответствующие требования пожарной безопасности, которые возложены на него работодателем, а он их не соблюдает, то его ждет замечание, выговор или увольнение (в зависимости от степени тяжести нарушений).

Материальная ответственность также может возлагаться на виновного в пределах его среднего заработка или в полном размере.

Что не является нарушением правил пожарной безопасности?

Человеку свойственно, пока «петух жареный не клюнет» или «гром не грянет», не задумываться о пожарной безопасности.

Практика показывает, что большинство из нас думают, что за него кто-то где-то уже позаботился, все предусмотрел для защиты его от пожара. А беспощадная огненная стихия приходит нежданно.

Об этом надо помнить и в пределах своей компетенции (дома, на рабочем месте, в общественных местах) всегда оценивать возможный риск пожара и прилагать максимальные усилия по его предотвращению.

Чтобы не плакать потом перед экраном телевизора, в лучшем случае, от осознания своего бессилия перед огнем.

Таким образом, чтобы в полной мере применять меры по противопожарной защите, каждый здравомыслящий человек должен изучить основные нормы и правила пожарной безопасности.

Следует знать, что на законодательном уровне пожарная безопасность рассматривается в нескольких аспектах:

  • ТПБ к зданиям и сооружениям;
  • ТПБ к транспорту;
  • ТПБ к хозяйственной деятельности и промышленности;
  • ТПБ к образовательным и культурным учреждениям;
  • ТПБ в лесах.
  • ТПБ к иным объектам.

В каждой отрасли, на каждом объекте есть свои специфические пожароопасные моменты.

Сложно сказать, что не является нарушением, просто нужно четко представлять себе, что нарушением правил пожарной безопасности является.

Иными словами, нарушением не является соблюдение всех правил предосторожности.

Взрослому человеку нужно самому изучить самые элементарные общие требования. Специфические вопросы можно оставить профессионалам и непосредственно ответственным лицам.

В быту опасность может подстерегать при обращении с электроприборами, с газовой плитой, с открытым огнем, в том числе при курении.

Распространенная установка дополнительных дверей в подъездах может помешать при случае пожара спасателям. Неисправные электропроводка, розетки, выключатели также потенциальные пожарообразователи.

На производстве или в общественных местах всегда есть ответственные за пожарную безопасность. Их задача выполнять свои обязанности.

Неравнодушный и грамотный человек не пройдет мимо замеченных опасностей.

Куда обращаться, если заметил нарушение правил пожарной безопасности?

Любое заинтересованное лицо может обратиться с жалобой в МЧС. Адрес и телефон территориального органа можно узнать на сайте данной службы.

Жалоба подается только в то отделение, которое соответствует местонахождению нарушения. Территориальное управление будет пересылать в территориальный орган, а это — потеря времени.

Жалоба в МЧС оформляется в установленном порядке. Ниже на рисунке 1 представлен образец жалобы одного юридического лица на другое юридическое лицо.

Рисунок 1 — Жалоба о нарушении ТПБ (образец).

Обычные граждане могут поступить проще. На рисунке 2 показан образец обращения физического лица с жалобой на индивидуального предпринимателя.

Рисунок 2 — Жалоба физлица на нарушение правил пожарной безопасности.

Обратите внимание:

  1. Следует указать полные реквизиты подателя жалобы. Анонимки не принимаются.
  2. Сухо и по существу нужно описать суть проблемы, приводя доказательства (фото, ссылки на законы и нормативы).
  3. Обязательно нужно обозначить просьбу или требование к МЧС (например, привлечь виновных к ответственности, обязать устранить нарушение, провести проверку).
  4. Заявление заканчивается датой, подписью и описью приложений.

Способы подачи жалобы в МЧС:

  • лично в рабочее время;
  • по почте заказным письмом, прилагая все доказательства;
  • в электронном виде через интернет-портал МЧС;
  • посредством телефонной связи.

На рассмотрение жалобы ведомство имеет 30 дней. За этот период проводится внеплановая проверка обозначенного объекта и в письменном или в устном виде сообщается заявителю результат проведенной работы.

Таким образом, если Вы изучили требования пожарной безопасности, то не составит труда выявить их нарушение, а затем привлечь пожарные органы к приведению ситуации в норму.

И да помогут вам федеральные законы:

  1. «О пожарной безопасности» (№69-ФЗ от 21.121994);
  2. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (№123-ФЗ от 22.07.2008);
  3. «О добровольной пожарной охране» (№100-ФЗ от 06.05.2011).

Нарушения требований пожарной безопасности

Любое противоправное действие подразумевает наказание в соответствии с законодательством. Невыполнение требований пожарной безопасности не является исключением. Подобные действия несут высокую угрозу для жизни и здоровья человека, а также становятся причиной порчи материальных ценностей вследствие возгорания.

Виды нарушений требований пожарной безопасности

Регулярно сотрудники ГПН фиксируют различные правонарушения, которые влекут за собой возникновение пожара. Среди наиболее распространенных можно выделить:

  • несоблюдение правил использования электросетей и оборудования;
  • отсутствие первичных средств тушения пожара;
  • отсутствие инструкций и плана эвакуации;
  • отсутствие автоматизированных систем и противопожарной сигнализации;
  • загромождение запасных выходов;
  • несоответствие маршрута эвакуации установленным нормам;
  • использование легковоспламеняющихся и токсичных материалов отделки в местах общего пользования;
  • допуск к работе специалистов, не прошедших инструктаж;
  • отсутствие источников водоснабжения в местах массового скопления людей;
  • около выхода на крышу здания нет информации о местонахождения ключа.

В российском законодательстве предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Каждый из перечисленных пунктов является противоправным деянием и может привести к серьезным последствиям.

Виды ответственности

Существует три основных меры пресечения, позволяющих эффективно противодействовать нарушениям в области ПБ. Среди них дисциплинарная, административная и уголовная. Выбор наказания производится в соответствии тяжестью и масштабами нарушения.

Понести ответственность, обоснованную нарушением требований ПБ могут как физические, так и юридические лица. Это могут быть простые граждане, а также руководители предприятий и сотрудники организаций.

Дисциплинарная ответственность

Работодатель выявив несоблюдение требований может назначить дисциплинарное наказание в отношении работника, на которого были возложены должностные обязанности по обеспечению ПБ на предприятии. Работодатель вправе использовать следующие меры пресечения:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение (если сотрудник продолжает систематически нарушать требования).

Данные виды наказания предусмотрены трудовым кодексом и назначаются, основываясь на периодичность нарушений, а так же их последствия.

Административная ответственность

Чаще всего применяется административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности. В качестве пресечения выписывается предупреждение или штраф, который для граждан составляет от двух до трех т. р., для уполномоченных лиц от шести до пятнадцати т. р., а для юридических лиц от пятидесяти до двухсот тысяч рублей. Эти цифры актуальны в тех случаях, когда халатность не повлекла за собой негативных последствий.

Данные размеры штрафов установлены административным кодексом, статья 20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Если несоблюдение требований допущено во время действия особого противопожарного режима, размеры взысканий значительно увеличиваются:

  • на граждан – от 2 до 4 тыс. руб.
  • на уполномоченных лиц – от 15 до 30 тыс. руб.
  • на юр. лицо – от 200 до 400 тыс. руб.

Если нарушение правил ПБ повлекло за собой возникновение пожара и порчу чужого имущества, тогда сумма штрафа для граждан достигает пяти тысяч, для уполномоченных лиц до пятидесяти тысяч, а юридическое лицо может лишиться четырехсот тысяч рублей.

Максимальное наказание в соответствии со статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрено в тех случаях, когда правонарушение повлекло за собой смерть человека или нанесло ущерб его здоровью. Учитывая тяжелые последствия, юридическое лицо получает штраф от 600 000 рублей до одного миллиона или приостановление деятельности на три месяца.

Уголовная ответственность за нарушение

В уголовном кодексе есть статья 219, которая так же предусматривает наказание в виде заключения под стражу или исправительных работ. Если нарушение правил ПБ повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, ответственное лицо может получить срок лишения свободы до трех лет. В случае гибели людей срок возрастает до пяти лет. Если погибло более двух человек – до семи лет.

Программы обучения:

Если Вы не нашли нужную программу или Вам нужна помощь специалиста, свяжитесь с нами

Административная и уголовная ответственность виновных в возникновении пожара

Как таковой ответственности за пожар Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства
(ФЗ №69-ФЗ) Нажмите для перехода на ПожВики законом не предусмотрено. То есть сам факт возникновения пожара Возникновение пожара (загорания) — совокупность процессов, приводящих к пожару (загоранию)
(ГОСТ 12.1.033-81) или вызов на пожар подразделения пожарной охраны Подразделения пожарной охраны — подразделения различных видов пожарной охраны, принимающие непосредственное участие в профилактике пожаров и (или) их тушении на предприятии, а также проведении аварийно-спасательных работ
( СП 232.1311500.2015) Нажмите для перехода на ПожВики не может служить основанием для привлечения собственника объекта пожара к какой-либо ответственности Нажмите для перехода на ПожВики . Расследованию пожаров посвящена отдельная статья.

Читайте также:  Какие районы приравнены к районам Крайнего Севера?

Законодательством РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность только для лиц, виновных в возникновении пожара.

Уголовная ответственность лиц, виновных в возникновении пожара

За совершение умышленного поджога предусмотрена уголовная ответственность по части 2 ст. 167 УК РФ: поджигатели наказываются принудительными работами на срок до 5 лет либо лишением свободы на тот же срок. Ответственность по данной статье наступает только если в результате поджога уничтожено или повреждено чужое имущество и при этом нанесён значительный ущерб. Значительный ущерб гражданину определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее 5 000 рублей.

За уничтожение или повреждение имущества в результате неосторожного обращения с огнём предусмотрена уголовная ответственность по ст. 168 УК РФ в виде:

штрафа до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года;

обязательных работ на срок до 480 часов;

исправительных работ на срок до двух лет;

ограничения свободы на срок до одного года;

принудительных работ на срок до одного года;

лишения свободы на срок до одного года.

Ответственность по данной статье наступает, если уничтожено (повреждено) чужое имущество в крупном размере, то есть стоимость уничтоженного или повреждённого имущества превышает 250 000 рублей.

Если пожар возник вследствие нарушения требований пожарной безопасности Нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности) Нажмите для перехода на ПожВики , совершенного лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, виновное лицо привлекается к уголовной ответственности по ст. 219 УК РФ в зависимости от тяжести последствий пожара:

1) Если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека (часть 1 ст. 219):

штраф в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев;

ограничение свободы на срок до трех лет;

принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2) Если это повлекло смерть человека (часть 2 ст. 219):

принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3) Если это повлекло смерть двух или более лиц (часть 3 ст. 219):

принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;

лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

За уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем (разведение и оставление непотушенных костров, выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы, оставление горюче-смазочных материалов, бросание горящих спичек, окурков и т.п.) виновные лица подлежат уголовной ответственности по частям 1 и 2 ст. 261 УК РФ в зависимости от тяжести последствий пожара:

1) Независимо от размера ущерба Ущерб от пожара — жертвы пожара и материальные потери, являющиеся следствием пожара
(СТ СЭВ 383-87.ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ) (часть 1 ст. 261):

штраф в размере от 200 000 до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от одного года до двух лет;

обязательные работы на срок до 480 часов;

исправительные работы на срок до двух лет;

принудительные работы на срок до трех лет;

лишение свободы на срок до трех лет;

2) если причинён крупный ущерб — более 50 000 рублей (часть 2 ст. 261):

штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до трех лет;

обязательные работы на срок до 480 часов;

исправительные работы на срок до двух лет;

принудительные работы на срок до четырех лет;

лишение свободы на срок до четырех лет.

За уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путём поджога виновные лица подлежат уголовной ответственности по частям 3 и 4 ст. 261 УК РФ в зависимости от тяжести последствий пожара:

1) Независимо от величины ущерба (часть 3 ст. 261):

штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от трех до четырех лет;

лишение свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от 18 месяцев до трех лет или без такового.

2) Если причинён крупный ущерб (более 50 000 рублей):

штраф в размере от 1 000 000 до 3 000 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от четырех до пяти лет;

лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до трех лет или без такового.

Административная ответственность лиц, виновных в возникновении пожара

Если пожар произошёл вследствие нарушения требований пожарной безопасности и в результате этого пожара уничтожено (повреждено) чужое имущество либо причинен легкий или средней тяжести вред здоровью человека, виновные лица привлекаются к административной ответственности по части 6 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере:

на граждан — от 4 000 до 5 000 рублей;

должностных лиц — от 40 000 до 50 000 рублей;

юридических лиц — от 350 000 до 400 000 рублей

Здесь необходимо отметить, что административная ответственность наступает только при одновременном выполнении двух условий:

пожар произошёл из-за нарушения требований пожарной безопасности Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности) конкретным, установленным в ходе проверки лицом и установлена прямая причинно-следственная связь между нарушением и возникновением пожара;

в результате пожара повреждено (уничтожено) чужое имущество, то есть имущество, не принадлежащее виновному лицу, либо причинён вред здоровью человека, не являющегося виновником пожара.

Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, административная ответственность за пожар по части 6 ст. 20.4 КоАП РФ не возникает. К примеру, если гражданин на своём участке сжигал мусор и из-за этого загорелся его дом и при этом пожар не распространился на соседние участки, то состава правонарушения в его действиях нет. Несмотря на то, что им нарушены Правила противопожарного режима Противопожарный режим — требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности) Нажмите для перехода на ПожВики , к административной ответственности по части 6 ст. 20.4 КоАП РФ он привлечен быть не может, так как в результате пожара не повреждено чужое имущество и не причинён вред здоровью человека. В этом случае ответственность может наступить по части 1 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности) в виде предупреждения или штрафа на сумму от 2 000 до 3 000 рублей.

Если в результате пожара, произошедшего в организации вследствие нарушения требований пожарной безопасности, причинен тяжкий вред здоровью человека или смерть человека, то в соответствии с частью 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ юридическое лицо (организация) привлекается к административной ответственности в виде штрафа в размере от 600 000 до 1 000 000 рублей или приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение требований пожарной безопасности

Автор: Александра Рожкова

Представители ГПН (государственного пожарного надзора) регулярно фиксируют случаи несоблюдения требований противопожарной безопасности. За такое нарушение в действующем законодательстве предусмотрено несколько видов ответственности. Все они подробно расписаны в настоящей статье.

Какие бывают виды ответственности

За игнорирование требований пожарной безопасности нарушителя могут привлечь к одной из следующих видов ответственности:

    дисциплинарная — сюда относятся внутренние меры воздействия, используемые администрацией того или иного учреждения. Они могут применяться по отношению к работнику или должностному лицу, допустившему нарушение требований пожарной безопасности
    Порядок применения такого вида ответственности закреплен в положениях ст.192-194 ТК РФ. административная — вид юридической ответственности, наступающий в случае совершения административного правонарушения, в том числе связанного с пожарной безопасностью. Порядок привлечения к административной ответственности прописан в КоАП РФ уголовная — еще одна разновидности юридической ответственности, которая наступает в случае совершения преступления, связанного с несоблюдением пожарной безопасности, в результате чего был причинен вред жизни или здоровью другого человека. Регулируется положениями УК РФ

Что является нарушением требований пожарной безопасности

Под нарушением требований пожарной безопасности подразумевается игнорирование правил, прописанных в законодательных актах, регулирующих эту сферу.

Нарушения, совершаемые в части пожарной безопасности, достаточно многообразны. В качестве примеров можно привести такие наиболее распространенные случаи:

    загромождение проходов, площадок в подъезде МКД посторонними предметами, путей эвакуации отсутствие в учреждении систем оповещения о начале пожара (сигнализации) неправильная эксплуатация электрических приборов и электросетей нарушение правил противопожарного режима при выполнении ремонта отделка помещений, в которых присутствует высокий риск возникновения пожара, легковоспламеняющимися строительными материалами отсутствие изоляции на проводах складирование больших объемов легковоспламеняющихся предметов в помещении, не предназначенном для этих целей иные виды нарушений

Размеры наказания за нарушение правил

Несоблюдение правил пожарной безопасности влечет за собой определенное наказание. При этом его тяжесть зависит от следующих двух факторов:

    вид ответственности, к которой привлечен нарушитель характер и последствия совершенного проступка

Административный штраф

В соответствии с положениями ст. 20.4 КоАП РФ за проступок такого рода нарушителю могут сделать предупреждение или же выписать штраф в следующих размерах:

    2 000-3 000 рублей — для граждан 6 000-15 000 рублей — должностным лицам 20 000-30 000 рублей — индивидуальным предпринимателям 150 000-200 000 рублей — организациям

Следует учитывать, что административный штраф может быть увеличен в случае, если правонарушение было совершено в условиях действия особого противопожарного режима (ст. 30 Закона РФ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ).

Уголовный срок

Уголовная ответственность возникает в том случае, если из-за несоблюдения техники пожарной безопасности наступили следующие виды последствий: причинен вред здоровью другого человека, наступила смерть по неосторожности одного, двух и более лиц.

Чем серьезнее последствия, тем, соответственно, суровее наказание. Согласно ст. 219 УК РФ оно может принимать следующие формы:

  1. Штраф (до 80 000 рублей или в виде зарплаты, полученной за 6 месяцев).
  2. Ограничение свободы (до 3 лет).
  3. Принудительные работы (до 5 лет) без права занимать отдельные должности или заниматься определенной деятельностью (до 3 лет).
  4. Тюрьма (до 7 лет), включая запрет на отдельные должности/виды деятельности (до 3 лет).

Дисциплинарное взыскание

С точки зрения тяжести наказания дисциплинарное взыскание наиболее легкий вид ответственности.

В данном случае в отношении нарушителя могут быть применены следующие меры воздействия:

    замечание — делается в устной форме. Как правило, замечание делают по несущественным видам нарушений (например, работник забыл отключить электрический прибор от сети электропитания, в хозяйственном помещении захламлен эвакуационный выход и т.д. ) выговор — это более строгий вид дисциплинарного взыскания, применяемый при существенном нарушении правил пожарной безопасности. Выговор делается в письменном виде. При этом он может выступать основанием для лишения работника премии увольнение — в данном случае работодатель расторгает трудовой договор с нарушителем. Возможные причины — систематическое игнорирование техники пожарной безопасности, в прошлом уже было сделано несколько выговоров по такому основанию

Кто осуществляет контроль

Органом, уполномоченным контролировать соблюдение законодательства, действующего в данной области, является Государственная противопожарная служба РФ (ГПС).

Ее деятельность регулируется Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года № 290.

Структура ГПС делится на два уровня:

  1. Федеральная противопожарная служба.
  2. Противопожарная служба конкретных регионов РФ.

Таким образом, физические и юридические лица обязаны соблюдать технику пожарной безопасности. В противном случае нарушителя могут привлечь к дисциплинарной, административной, а в тяжелых случаях — к уголовной ответственности.

Читайте также:  Как можно получить гражданство Новой Зеландии россиянину

Чтобы уточнить интересующую Вас информацию по этому или другому вопросу обратитесь к юристу-консультанту с помощью формы ниже или позвоните по номеру, указанному на сайте. Более подробно о консультации можно узнать на странице Консультация. Первая консультация осуществляется абсолютно бесплатно.

Статья 20.4. КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 – 8 настоящей статьи

  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;
  • на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима

  • влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

3. Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

4. Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц – от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека

  • влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям

  • влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от семи тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Комментарии к ст. 20.4 КОАП РФ

1. Комментируемая статья включает следующие составы административных правонарушений: нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 8.32 и 11.16 КоАП РФ (ч. 1); нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима (ч. 2); нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека (ч. 3); несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники (ч. 6). В комментируемую статью также включены два состава (ч. ч. 4 и 5), связанные с сертификацией в области пожарной безопасности (отсутствие сертификата пожарной безопасности, в том числе при продаже продукции и оказании услуг, требующих такой сертификации).

2. Рассматриваемая статья исключает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, предусмотренную другими статьями настоящего Кодекса: ст. 8.32 – нарушение правил пожарной безопасности в лесах и ст. 11.16 – нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.

3. Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ “О пожарной безопасности” (с изм. и доп.), Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 и введенными в действие с 30 июня 2003 г. (РГ. 2003. 4 июля), Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 820 “О государственном пожарном надзоре” (в ред. Постановления от 2 октября 2009 г. N 777).

Статья 20 Федерального закона “О пожарной безопасности” определяет содержание и порядок принятия актов, устанавливающих требования пожарной безопасности, и указывает, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании пожарной безопасности.

В апреле 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”. В указанном Законе подробно определены основные понятия, связанные с обеспечением пожарной безопасности (п. п. 1 – 49 ст. 2), установлены требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов (раздел II), зданий, сооружений и строений (раздел III), требования к производственным объектам (раздел IV) и др.

Пункт 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) определяет, что эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности и утвержденными в установленном порядке. Для особо сложных и уникальных зданий, кроме соблюдения требований Правил пожарной безопасности в РФ, должны быть разработаны специальные правила пожарной безопасности, отражающие специфику эксплуатации этих объектов и учитывающие пожарную опасность. Указанные специальные правила пожарной безопасности должны быть согласованы с органами государственного пожарного надзора в установленном порядке. На каждом объекте должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т.п.). Учитывая значение превентивных мер в обеспечении пожарной безопасности, законодатель в качестве основной (альтернативной) меры наказания ввел административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток по постановлению районного судьи (см. Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, а также комментарии к ст. ст. 3.12 и 32.12).

4. Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений в сфере пожарной безопасности.

5. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом требований пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Исключение составляет ч. 3 комментируемой статьи Кодекса, которая предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности при возникновении пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.

6. Поскольку диспозиция данной статьи является бланкетной, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования были нарушены или не выполнены.

Конкретизация объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, обусловливает необходимость обратиться к ст. 30 Федерального закона “О пожарной безопасности” и нормативным правовым актам органов государственной власти, на основе которых в случае повышения пожарной опасности (например, при стихийных бедствиях, крупных техногенных катастрофах, введении чрезвычайного положения) могут устанавливаться особый противопожарный режим, дополнительные требования пожарной безопасности, согласованные с государственной противопожарной службой.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 3 – 5 настоящей статьи, может быть выявлена на основе упомянутых выше Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (с изм. и доп.), а также соответствующих постановлений Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актов, детализирующих порядок выдачи и обязательного получения (наличия) сертификатов пожарной безопасности на ту или иную продукцию, продажу продукции или оказание услуг.

Объективная сторона состава, предусмотренного ч. 6 данной статьи, может выражаться в несанкционированном, не согласованном с государственной противопожарной службой перекрытии проездов к зданиям и сооружениям пожарных машин и техники, связанном со строительными и ремонтными работами, устройством стоянок автомашин, в том числе установкой так называемых “ракушек” для хранения автомобилей, и т.п.

7. Противоправные деяния могут выражаться как в форме активных действий (нарушение), так и в форме бездействия (невыполнение) должностных лиц и граждан.

8. При установлении административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности выделяются три категории субъектов: граждане; должностные лица, непосредственно отвечающие за обеспечение выполнения указанных требований на вверенном им участке работы; юридические лица. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности возлагается на их руководителей. Они же определяют лиц, ответственных за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий, сооружений, помещений и т.п.

Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок – арендаторы.

9. Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

10. Военнослужащие и призванные на военные сборы военнообязанные, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов за нарушение (невыполнение) действующих требований пожарной безопасности вне места службы несут ответственность на общих основаниях (ст. 2.5 Кодекса).

11. Нарушение требований пожарной безопасности может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности, а в отношении наступивших последствий – в форме неосторожности (исключая поджоги).

Неосторожным (совершенным по небрежности) правонарушение признается тогда, когда виновное лицо не предвидело противоправного характера своих действий, хотя должно было и могло предвидеть. Вина в форме неосторожности, самонадеянности или небрежности имеет место в тех случаях, когда субъект административной ответственности совершает действие (бездействие), нарушающее требования пожарной безопасности, с которыми он предварительно не ознакомился, хотя сознавал, что в данной сфере имеются соответствующие нормы и правила, регламентирующие установленный порядок противопожарной защиты.

12. Основанием для отграничения административных правонарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности от преступлений, предусмотренных ст. 219 УК РФ, является отсутствие причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо отсутствие деяния, повлекшего по неосторожности смерть человека.

13. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ст. 23.34), а по ч. 1 данной статьи – районные судьи, если возникнет необходимость применения наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственный пожарный надзор (ч. 1 ст. 28.3); по ч. ч. 1 – 3 данной статьи – также органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (п. 39 ч. 2 ст. 28.3); по ч. 6 – органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Ссылка на основную публикацию