Ответственность сторон по договору буксировки

Транспортное право

Права и обязанности сторон по договору буксировки

Условно исполнение договора буксировки можно разбить на три стадии:

  • подготовка к буксировке;
  • предоставление буксирующего транспортного средства буксировщиком и буксируемого объекта — отправителем;
  • осуществление буксировки.

Подготовка к буксировке равным образом лежит на обеих сторонах. Их обязанностью при этом является заблаговременно привести свое судно в состояние, пригодное для безопасного плавания, в соответствии с правилами буксировки, техническими условиями формирования и оснастки плотов, а также договором буксировки или договором об организации буксировок. Порядок укомплектования буксируемого объекта экипажем или проводниками определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено правилами буксировки. Обязанность предоставить буксирное оборудование (тросы и т.п.) лежит на владельце буксира (ст. 228 КТМ РФ, ст. 89 КВВТ РФ).

Если в качестве буксируемого объекта выступает плот, то его отправитель на стадии подготовки обязан осуществить:

  • формирование плотов;
  • оборудование причальных устройств в портах отправления, а также в пунктах отстоя и переформирования плотов (ст. 90 КВВТ РФ).

Владелец буксируемого объекта должен его предъявить для осмотра не позднее чем за 12 часов до срока отправления. Буксировщик в свою очередь обязан до приема буксируемого объекта:

  • провести его осмотр;
  • проверить необходимые для буксировки документы, оснастку (такелаж) и оборудование буксируемого объекта;
  • проверить габариты буксируемого объекта;
  • проверить соответствие буксируемого объекта правилам плавания, а в отношении плотов — соответствие плота техническим условиям формирования и оснастки плотов.

В случае обнаружения дефектов и недостатков, препятствующих буксировке, должен быть составлен акт с перечнем таких дефектов и недостатков и указанием сроков их устранения. При отсутствии или устранении дефектов и недостатков, препятствующих буксировке, стороны составляют акт о готовности буксируемого объекта к буксировке, на основании которого оформляется транспортная накладная на буксировку (ст. 91 КВВТ РФ).

Обязанности сторон при осуществлении буксировки. Буксировка должна осуществляться с мастерством, как того требуют обстоятельства, без перерыва и задержек, за исключением необходимых, и в соответствии с хорошей морской практикой (ст. 228 КТМ РФ). Буксировка осуществляется под управлением капитана буксирующего судна (п. 1 ст. 229 КТМ РФ). В случае, если буксируемый объект имеет на борту экипаж, его члены обязаны исполнять распоряжения капитана буксирующего судна в части обеспечения безопасности судоходства, сохранности буксируемого объекта и принимать меры по предупреждению транспортных происшествий с буксируемым объектом (п. 3 ст. 89 КВВТ РФ). Однако стороны договора морской буксировки могут соглашением в письменной форме возложить обязанность по управлению морской буксировкой на капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта (п. 2 ст. 229 КТМ РФ). Противоположное правило действует для портовой буксировки, которая осуществляется под управлением капитана буксируемого судна или иного плавучего объекта (ст. 230 КТМ РФ). Но и в этом случае стороны вправе своим соглашением предусмотреть иное.

Судно или иной плавучий объект, которые находятся под управлением капитана другого судна или иного плавучего объекта, должны также проявлять заботу о безопасном плавании буксирного каравана (п. 3 ст. 228 КТМ РФ). При неблагоприятном прогнозе погоды капитан обязан задержать выход в море. В случае, если во время буксировки суда будут застигнуты штормом, капитан буксирующего судна должен принять все меры предосторожности, рекомендуемые в таких случаях хорошей морской практикой (уменьшить ход, увеличить длину буксирных тросов, лечь на более благоприятный для буксируемого объекта курс, следовать в место укрытия от непогоды и т.д.).

Буксировщик обязан обеспечить переформирование плотов в пути для их прохода под мостами, через шлюзы и другие затруднительные для судоходства участки внутренних водных путей, а также проводку плотов вспомогательными судами через такие участки, профилактический и аварийный ремонт в пути (ст. 90 КВВТ РФ). В случае транспортного происшествия с буксируемым объектом капитан буксирующего судна, отправитель и члены экипажа буксируемого объекта обязаны совместно принять меры по уменьшению нанесенного таким происшествием ущерба и ликвидации его последствий (ст. 92 КВВТ РФ).

В договоре обычно не определяются сроки завершения буксировки. Это связано с тем, что владелец буксирующего судна как правило не может гарантировать движение каравана с предварительно установленной скоростью. В то же время предусматривается, что владелец буксирующего судна и его капитан должны, насколько позволяют обстоятельства, приложить все усилия к тому, чтобы осуществить буксировку без перерыва и задержки, которые не вызываются необходимостью.

Буксировщик обязан известить получателя о времени прибытия буксируемого объекта в порт назначения не позднее чем за 24 часа, а также повторно за 6 часов до прибытия буксируемого объекта (п. 1 ст. 93 КВВТ РФ). В свою очередь получатель должен обеспечить круглосуточный прием извещений о прибытии плотов и указать капитану буксирующего судна место постановки буксируемого объекта и место его приема, а также обеспечить безопасную постановку буксируемого объекта (и. 2 ст. 93 КВВТ РФ). Не позднее 2-х часов после прибытия и постановки плавобъекта в указанном получателем месте стороны должны составить «Акт окончания буксировки». Буксируемый объект передается получателю под роспись, которая проставляется в дорожной ведомости. В случае, если буксируемый объект доставлен в порт назначения с признаками повреждения, буксировщик совместно с получателем буксируемого объекта осуществляет его осмотр и оценку повреждений. В отношении плотов также производится подсчет единиц плотов, прибывших в исправном состоянии, с указанием в акте, составленном в соответствии с правилами буксировки, количества древесины в указанных единицах на основании спецификаций без пересчета бревен и с указанием приблизительного количества древесины в поврежденных единицах плотов. Окончательная сдача и прием древесины из поврежденных единиц плотов осуществляются при выкатке бревен из воды на берег или путем пересчета их в воде представителями обеих сторон. Указанные действия должны быть осуществлены не позднее 6 суток со времени прибытия плота (п. 3 ст. 93 КВВТ РФ).

Буксируемые объекты, принятые после наступления сроков прекращения обязательного их приема для буксировки, если они не могут быть доставлены по назначению или были задержаны в пути, должны быть приняты их отправителями на хранение и поставлены на длительный отстой, в том числе в зимнее время года, в месте остановки движения. В указанных случаях провозная плата за непройденное расстояние возвращается отправителю буксируемого объекта (ст. 94 КВВТ РФ).

Главной обязанностью владельца буксируемого средства является оплата буксировки, которая, как правило, устанавливается в твердой сумме.

Договор буксировки

Понятие и виды договора буксировки. В договоре буксировки участвуют буксировщик и владелец буксируемого объекта. Объектом данного правоотношения является то, что буксируют, а юридическими действиями – сама деятельность по буксировке.

Осуществляя эту деятельность, буксировщик приобретает право на плату со стороны обслуживаемого им клиента. Договор буксировки – это самостоятельный вид договора, который нельзя отождествлять с договором перевозки, т.к. он обладает целым рядом особенностей.

Договор буксировки – это такой договор, в силу которого одна сторона – буксировщик обязуется за вознаграждение, уплачиваемое другой стороной – владельцем буксируемого объекта, буксировать (тянуть или толкать) этот объект в соответствии с заданием, указанным в договоре.

Договор буксировки является взаимным и возмездным. Это усматривается из того, что буксировщик обязан осуществить буксировку, но имеет право на вознаграждение, а владелец буксируемого объекта обязан уплатить вознаграждение, но имеет право на выполнение операций по буксировке.

Возмездность договора буксировки вытекает из того обстоятельства, что за оказываемые услуги буксировщик получает определенное вознаграждение от владельца буксируемого объекта.

Договор буксировки, как правило, является договором консенсуальным, т.к., прежде чем приступить к его составлению, стороны должны договориться о времени подачи тяги, индивидуальных особенностях подлежащего буксированию объекта и т.д.

В тех же случаях, когда между сторонами заключен долгосрочный (навигационный) договор, в котором уточнены и конкретизированы объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и объектов буксировки с обозначением времени и места подачи тяги, такой договор считается заключенным в момент сдачи объекта буксировки (например, плота) буксировщику и является реальным договором.

Безусловно, договор буксировки нельзя отождествлять с договором перевозки грузов. По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить груз из одного пункта в другой, причем в соответствии с договором перевозчик сам размещает груз на судне и несет ответственность за его сохранность до сдачи его грузополучателю.

При исполнении договора буксировки на владельца буксирующего судна возлагается одна обязанность – ему предоставляется только буксирная тяга и он отвечает лишь за безопасность буксировки. Перевозчик по договору перевозки имеет дело с грузом, а буксировщик – с плавучим объектом.

Правовое регулирование действий при буксировке осуществляется в рамках действующих транспортных уставов и кодексов. На морском транспорте буксировка осуществляется в соответствии с гл. XII Кодекса торгового мореплавания, а на речном транспорте гл. XII Кодекса внутреннего водного транспорта.

Статья 225 Кодекса торгового мореплавания и ст. 88 Кодекса внутреннего водного транспорта в зависимости от характера задания, возложенного на буксировщика, различают два вида буксировки: буксировку другого судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние; буксировку для выполнения маневра (портовая буксировка).

Буксировка для выполнения маневра, как правило, заключается в перемещении объекта буксировки в пределах акватории порта (например, для создания удобства при разгрузке судно перемещают от одного причала к другому).

Рассматриваемый договор по сфере применения выступает в виде договоров морской или речной буксировки, которые, безусловно, имеют свои особенности при их исполнении.
В соответствии со ст. 227 Кодекса торгового мореплавания договор морской буксировки заключается, как правило, в письменной форме.

Заключение договора буксировки в письменной форме установлено не случайно, т.к. соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна может быть доказуемо исключительно письменными доказательствами.

Буксировка судов и иных крупных несамоходных объектов между портами оформляется письменными договорами, составленными по произвольной форме. Как правило, в эти договоры в обязательном порядке включаются следующие положения: место отправления и назначения, права и обязанности сторон, их ответственность за нарушение договора.

В договор также включаются пункты об особенностях буксируемого объекта, которые могут повлиять на безопасность буксировки.

Вместе с тем КТМ допускает определенные исключения. Статья 227, например, устанавливает, что договор портовой буксировки может быть заключен в устной форме.

Вместе с тем такое существенное условие договора, как возложение обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна, должно быть подтверждено в письменной форме.

В договоре морской буксировки обычно не определяются сроки завершения буксировки. Это прежде всего связано с тем, что владелец буксирующего судна не может гарантировать движение каравана с предварительно установленной скоростью.

Вместе с тем в договоре, как правило, предусматривается, что владелец буксирующего судна и его капитан должны приложить все усилия к тому, чтобы осуществить буксировку без перерыва и задержек, которые не вызываются необходимостью.

Иной порядок заключения договора буксировки действует на речном транспорте. В соответствии со ст. 88 Кодекса внутреннего водного транспорта при предъявлении плота или судна к буксировке его владелец обязан представить перевозчику надлежаще заполненную накладную, а перевозчик обязан выдать ему квитанцию, подтверждающую прием буксируемого объекта для буксировки.

К накладной на буксировку плота должны быть приложены: спецификация с указанием в ней количества сплоточных единиц, сорта, породы, размера и количества леса в кубических метрах в каждой сплоточной единице, а также фактура, в которой дается полное и точное наименование такелажа и оборудования с указанием процента годности, а по тросам и цепям – с указанием диаметра и длины каждого конца.

Из этого можно сделать вывод, что договор буксировки на речном транспорте всегда оформляется в письменной форме.

При необходимости осуществления систематических буксировок стороны могут заключить договор об организации буксировок, в котором устанавливаются ответственность сторон, объем и сроки буксировок, условия предъявления буксируемых объектов для буксировок, осуществление буксировок, оплаты буксировок и расчетов за них, а также иные условия организации буксировок.

Права и обязанности сторон. Каждая из сторон по договору буксировки обязана заблаговременно привести свое судно (объект буксировки) в состояние, годное для буксировки. Буксировщик обязан подать тягу в установленный срок и в заранее определенное место для осуществления буксировки.

Кроме того, буксирующее судно по своим техническим данным должно соответствовать требованиям конкретной буксировки, а на морском транспорте – общему требованию мореходности. Владелец буксирующего судна не отвечает за недостатки своего судна, если докажет, что они не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытые недостатки).

Буксировщик обязан осмотреть передаваемый ему для буксировки объект с точки зрения годности его к плаванию и к буксировке. Если им будут обнаружены дефекты, он должен потребовать их устранения, причем необходимое для этого время рассматривается перевозчиком как просрочка, допущенная владельцем буксируемого объекта.

При этом на речном транспорте составляется акт с подробным перечнем дефектов и с указанием времени их устранения (ст. 91 КВВТ). По устранении дефектов производится вторичный осмотр буксируемого объекта (плота), и если дефекты устранены, то представитель перевозчика отмечает это в акте, после чего буксируемый объект (плот) считается годным к буксировке, что дает возможность сторонам заключить договор буксировки.

Наряду с проверкой состояния буксируемого объекта проверяются документы, составленные в соответствии с действующими правилами. В случае нарушения отправителем технических условий, соблюдение которых обязательно при буксировке, перевозчик вправе отказать в приеме буксируемого объекта к транспортировке.

При отсутствии дефектов представитель перевозчика и владелец буксируемого объекта составляют акт о готовности объекта к буксировке (ст. 91 КВВТ).

Во время буксировки экипажи буксира и буксируемого объекта должны принимать все меры, направленные на предотвращение причинения вреда как буксируемому объекту, так и встречным судам и береговым сооружениям.

Экипаж буксируемого объекта подчиняется в оперативном отношении капитану буксирующего судна.

Начальник экипажа буксируемого объекта обязан:

  • точно выполнять указания капитана буксирующего судна;
  • принимать меры к сохранности груза, такелажа и другого имущества, находящегося на буксируемом объекте;
  • производить текущий ремонт буксируемого средства в пути.

В случае аварии буксируемого объекта его экипаж совместно с экипажем буксира обязан под руководством капитана принять все меры к ликвидации аварии.

Ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке буксируемому судну в результате ненадлежащего осуществления буксировки, а также находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине (ст. 229 КТМ).

Владелец буксирующего судна не отвечает за ущерб, причиненный буксируемому судну (объекту) или находящемуся на нем имуществу буксировкой в ледовых условиях, если не будет доказано, что ущерб причинен по вине буксирующего судна (ст. 231 КТМ), т.е. владелец буксирующего судна считается невиновным в причинении ущерба буксируемому судну при буксировке в ледовых условиях до тех пор, пока не будет доказано иное.

При этом бремя доказывания в этой ситуации возлагается на владельца буксируемого судна. Именно он должен доказать, что возникшие у него убытки произошли по вине буксировщика, а не в результате буксировки в ледовых условиях.

Ответственность за ущерб, причиненный при портовой буксировке буксирующему судну либо находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксируемого судна или иного плавучего объекта, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

В случае аварии объекта, буксируемого по реке, капитан буксирующего судна обязан принять все меры к ликвидации аварии, сохранению древесины и такелажа (ст. 92 КBBT). В ликвидации аварии принимает участие команда плота.

В пункт назначения буксируемый объект должен быть доставлен в установленный срок. На речном транспорте сроки доставки устанавливаются в соответствии с техническими нормами, которые для различных рек в разных величинах определяют количество километров, подлежащих прохождению за каждые сутки в процессе буксировки, с добавлением дополнительного времени для прохождения через шлюзы и т.п.

Читайте также:  Претензия на связной - бланк 2021

В отношениях по речной перевозке получатель должен быть уведомлен о предстоящем прибытии буксируемого объекта в порт назначения не позднее чем за 24 часа, а также повторно за 6 часов до прибытия буксируемого объекта (ст. 93 КВВТ).

Если буксировщик не выполнит этой обязанности и поставит буксируемый объект (плот) в избранное им место, получатель вправе требовать, чтобы буксируемый объект (плот) был переставлен к месту, им указанному.

После завершения буксировки оформляется ее окончание.

На речном транспорте об этом составляют акт, подписываемый получателем и капитаном буксирующего судна (ст. 93 КBBT). О получении древесины, прибывшей без повреждения, получатель расписывается в дорожной ведомости.

В случае обнаружения недостачи древесины и такелажа или их повреждения составляется коммерческий акт в соответствии с действующим транспортным законодательством.

Ответственность сторон в области речной и морской буксировки подчиняется тем же правилам, которые установлены для ответственности участников перевозки грузов. Сроки предъявления претензий и исков, установленные для перевозок грузов, распространяются и на споры по всем видам буксировки.

Статья 88. Договор буксировки

СТ 88 КВВТ РФ

1. В соответствии с договором буксировки одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно или плавучий объект (далее – буксируемый объект) в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее.

Транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме буксируемого объекта для буксировки (далее – буксировочные документы) подтверждают заключение договора буксировки.

Формы и порядок заполнения буксировочных документов устанавливаются правилами буксировки судов и плавучих объектов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее – правила буксировки).

2. Буксировка буксируемых объектов (далее также – буксировка) осуществляется в соответствии с правилами буксировки и договором буксировки.

3. Кроме буксировочных документов для оформления отношений, возникающих в связи с буксировкой, применяются другие документы, формы и порядок оформления которых устанавливаются правилами буксировки.

4. На основании заявки в письменной форме владелец буксирного судна может за вознаграждение осуществлять работы на рейде порта, если это не предусмотрено договором буксировки.

5. При необходимости осуществления систематических буксировок стороны могут заключить договор об организации буксировок, в котором устанавливаются ответственность сторон, объем и сроки буксировок, условия предъявления буксируемых объектов для буксировок, осуществления буксировок, оплаты буксировок и расчетов за них, а также иные условия организации буксировок.

6. К отношениям, не урегулированным правилами, предусмотренными настоящей главой, применяются соответствующие положения главы XI настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 88 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ

1. Договор буксировки судов и иных плавучих объектов в цивилистике относится к категории транспортных обязательств. Буксировка бывает необходимой в тех случаях, когда нуждающийся в перемещении плавучий объект по каким-либо причинам не в состоянии осуществить это перемещение своим ходом. На характер правил осуществления буксировки влияет условная, имеющая значение при буксировке классификация плавучих объектов:

– плавучие объекты, объективно способные к перемещению своим ходом, но в данной ситуации по каким-либо причинам лишенные этой способности, например, неисправные суда;

– плавучие объекты, конструктивно созданные только как буксируемые, например, плоты или понтоны.

На конкретные правила буксировки оказывают влияние и иные факторы, например вид буксировки.

Материальная цель буксировки в ее фактической форме заключается в перемещении объекта материального мира в пространстве, то есть как и во всех транспортных обязательствах.

В п. 1 комментируемой статьи сразу представлена легальная дефиниция данного договора, которая практически ничем, за исключением словесных формулировок, не отличается от общетеоретической дефиниции договора буксировки, которая выглядит следующим образом: договор буксировки представляет собой соглашение, в силу которого одна сторона (буксировщик) обязуется за установленную плату буксировать (толкать или тянуть) судно или иной плавучий объект в установленный пункт либо в течение определенного времени и сдать буксируемый объект указанному получателю, а другая сторона (отправитель, клиент) обязуется предъявить объект для буксировки и оплатить установленную за выполнение буксировки плату.

Данное определение, конечно, на безупречность не претендует, но отражает все существенные признаки буксировки, позволяющие отграничить ее от иных транспортных обязательств, а также от договоров, относящихся к иным группам обязательств.

По своей природе договор буксировки является консенсуальным, возмездным, взаимным. Консенсуальный характер договора буксировки на ВВТ прямо установлен п. 1 комментируемой статьи. Договор считается заключенным с момента согласования всех условий, составления транспортной накладной, оформления дорожной ведомости и квитанции о приеме объекта для буксировки. Что касается последнего, то это исполнение уже заключенного договора в определенной части. Сама фраза “обязуется”, а не “передает” или “оплачивает” свидетельствует о консенсуальном характере договора. Кроме того, в ст. ст. 89, 90 и 91 КВВТ РФ содержится ряд обязанностей сторон, исполнение которых должно осуществляться до и в момент предъявления объекта к буксировке, и если считать договор буксировки реальным, то эта группа обязанностей попросту исчезла бы либо это было бы схоже с конструкциями данных обязанностей в организации грузовой перевозки (см. комментарий к главе 11 КВВТ РФ). При этом если заключен договор об организации буксировок, то сам договор буксировки будет считаться заключенным в момент сдачи буксируемого объекта буксировщику и будет являться реальным.

Обратим внимание на сходство двух договоров – буксировки и перевозки грузов, которые имеют в качестве материальной основы существование водного транспорта и его действие по перемещению материальных объектов в пространстве, а в качестве субъективной основы – цель контрагентов, проявляющуюся в таком перемещении. Иными словами, в обоих случаях мы видим встречное предоставление в рамках перемещения объекта. Именно поэтому законодатель в п. 6 комментируемой статьи установил возможность субсидиарного применения к правоотношениям по буксировке норм о перевозке. Но подробнее следует указать на критерии разграничения перевозки и буксировки. Первый такой критерий – объект. Объектом договора буксировки в отличие от перевозки является не груз в самом широком его понимании, а именно судно или иной плавучий объект, который не находится на борту судна, а перемещается посредством тяги или толкания.

Иной плавучий объект – это плот, дебаркадер, понтон, брандвахта и иные объекты. Такая специфика объекта во многом определяет и содержание договора, в частности, при перевозке перевозчик является до момента сдачи груза грузополучателю фактическим держателем груза, а при буксировке этого нет, так как на буксируемом объекте присутствует команда буксирного судна (плота), которая лишь в оперативном плане подчиняется капитану буксира. Иногда термин “объект” несколько неточно обозначают термином “предмет”.

Между тем предмет договора – это услуги, направленные на перемещение по водному пространству плавучего объекта путем тяги или толкания, и именно предмет договора является главным критерием отграничения договора буксировки от перевозки. Еще одно существенное отличие договора буксировки заключается в том, что здесь, в отличие от перевозки, не происходит передачи объекта во временное владение (в смысле фактического держания вещи), буксировка всегда предопределяет наличие экипажа (команды) отправителя. Передачи объекта здесь нет. Это же положение следует распространять и на груз, который перевозится на буксируемом объекте. Если же буксируемый объект подается без экипажа, это не лишает буксировку самостоятельности в силу специфики предмета и объекта договора.

Стороны договора – буксировщик, то есть владелец (юридическое или физическое лицо) буксирующего судна на праве собственности или на основании иного титула, например аренды, и отправитель (клиент). Буксировка относится к судоходству и поэтому не требует специального разрешения на водопользование согласно п. 1 ч. 3 ст. 11 ВК РФ, что уже давно подкреплено и судебной практикой.

Так, ФАС Северо-Западного округа 15.05.2008 вынес Постановление по делу N А13-9/2008 об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Вологодской области от 23.01.2008 и Постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А13-9/2008 и оставлении без удовлетворения кассационной жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области. Было установлено, что Росприроднадзор неправомерно привлек организацию, являющуюся специализированным перевозчиком грузов ВВТ, к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ за сплав леса в плотах без специального разрешения, так как деятельность по буксировке плотов является судоходством и не требует получения разрешения о предоставлении водных объектов в пользование согласно п. 1 ч. 3 ст. 11 ВК РФ.

Отправителем может быть любой титульный владелец буксируемого объекта. Если отправитель и получатель буксируемого объекта не совпадают в одном лице, то договор буксировки можно считать договором в пользу третьего лица.

Договор буксировки, несмотря на некоторую схожесть с перевозкой грузов, в силу самой его конструкции нельзя не отнести к разновидности договоров об оказании услуг. Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Данная правовая природа договора буксировки находит отражение и в судебной практике (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2013 N 09АП-36614/13).

2. Форма и порядок заключения договора – предмет регулирования п. п. 2 и 3 комментируемой статьи. Форма договора буксировки на ВВТ – простая письменная, причем и для буксировки на рейде порта, которая является фактически аналогом портовой перевозки в морском праве. Между тем КТМ РФ устанавливает и возможность устной формы для портовой буксировки. На рейде порта буксировка может понадобиться, например, для выполнения маневра. Документы, подтверждающие заключение договора – это прежде всего транспортная накладная, дорожная ведомость и квитанция о приеме объекта к буксировке. Согласно п. 2 комментируемой статьи, буксировка осуществляется, помимо договорных условий, также в соответствии с правилами буксировки. Так, в частности, Правила перевозок грузов и буксировки плотов и судов речным транспортом Приказом Минтранса РФ от 14.12.2004 N 44 признаны утратившими силу, в связи с чем на сегодняшний день применению подлежат Правила плавания по ВВП РФ, положениями которых частично регламентированы правила буксировки по ВВП.

По состоянию на 1 января 2015 г. разработан проект Приказа Минтранса России “Об утверждении Правил буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов на внутреннем водном транспорте” . Указанные Правила определяют порядок предъявления судов, плотов и иных плавучих объектов для буксировки, порядок оформления документов, применяемых при оформлении отношений, связанных с буксировкой, порядок буксировки буксируемых объектов, порядок оформления документов, связанных с простоем буксируемых объектов, порядок сдачи буксируемых объектов. Правила применяются при осуществлении буксировки буксируемых объектов независимо от способа буксировки (с использованием буксирного троса, методом толкания или под бортом) по внутренним водным путям Российской Федерации.
——————————–
URL: regulation.gov.ru/get.php?view_id=3&doc_id=2009.

В проекте указанных Правил обозначено, что буксировка буксируемых объектов осуществляется в соответствии с данными Правилами, Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утв. Минтранса России от 14.10.2002 N 129, Правилами пропуска судов и составов через шлюзы внутренних водных путей Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 24.07.2002 N 100, Порядком диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 01.03.2010 N 47, и иными нормативными правовыми актами.

При этом закреплено, что если буксируемый объект является товаром, находящимся под таможенным контролем, то его буксировка, определяемая правилами буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов на ВВТ, осуществляется с соблюдением таможенного законодательства Таможенного союза и таможенного законодательства Российской Федерации.

Помимо этого, предусмотрено, что правила буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов на ВВТ не распространяются на буксировку, осуществляемую в ходе спасательной операции, и на буксировку судов (составов), осуществляющих перевозку грузов в соответствии с Правилами перевозок грузов на внутреннем водном транспорте.

3. Пункт 4 комментируемой статьи допускает возможность осуществления работ на рейде порта буксировщиком, который назван здесь как владелец буксирного судна. Такое название обусловлено тем, что такие работы могут не иметь прямого отношения к самой буксировке. Договорные отношения в данном случае близки к подрядным, поэтому можно предположить, что в части, не урегулированной договором буксировки и правилами буксировки, допускается применение по аналогии правил о подряде. Если такие работы не оговорены самим договором, то они могут осуществляться буксировщиком на основании письменных заявок, поданных владельцем буксируемого объекта.

4. КВВТ РФ устанавливает возможность для сторон заключения договоров об организации буксировок. Это весьма удобный способ при необходимости систематических буксировок в определенный период. Сущность такого договора заключается в обязанности буксировщика в установленные сроки принимать, а отправителя предъявлять буксируемые объекты для буксировки. Этот договор не является договором буксировки, он направлен лишь на обеспечение планомерности предстоящих буксировок. Раньше эти договоры назывались навигационными и заключались пароходствами Минречфлота РСФСР и его территориальными органами с отправителями судов и плотов. Существенными условиями таких договоров являются сроки предоставления объектов к буксировке и объем буксировок за определенный отрезок времени, а также порядок расчетов. Пункт 5 КВВТ РФ устанавливает в числе условий данного вида договора, помимо указанных условий, также ответственность сторон, условия предъявления объекта для буксировок, осуществления буксировок и их оплаты, то есть все, что на практике составляет соответствующие разделы договора буксировки. Но эти условия – не условия самих договоров буксировки. Договор об организации – это предварительный договор. Соотношение здесь такое, что сами договоры буксировки должны соответствовать условиям организационного договора. То есть если иное не оговорено договором буксировки, соответствующие условия организационного договора будут действовать независимо от того, были они включены в договор буксировки или нет. Форма организационного договора – простая письменная, в нем в обязательном порядке должны содержаться правила о планировании. Здесь законодатель распространяет реализацию логистики и на отношения по буксировке.

5. Как уже указывалось, природное сходство договора буксировки с перевозкой делает возможным субсидиарное, то есть применение правил о перевозке к отношениям по буксировке в той части, в какой они не урегулированы договором правил гл. 12 КВВТ РФ. Данный юридико-технический прием довольно широко применяется в целях ликвидации возможных пробелов в ситуациях обновления нормативного массива. Правила о перевозках, которые применимы в таких случаях к буксировке, – это, например, положения ст. 71 КВВТ РФ, правила ст. 68 КВВТ РФ, касающиеся рассмотренного выше организационного договора (невзирая на то, что договор буксировки, в отличие от перевозки, является консенсуальным), положения ст. 75 КВВТ РФ о порядке внесения платы за услуги. В последнем случае, в частности, при согласовании условий договора, условие о порядке оплаты за услуги по буксировке будет аналогичным содержащемуся в ст. 75 КВВТ РФ, то есть плата за услуги по буксировке должна быть внесена авансом.

Договор буксировки ( понятие, особенности, стороны, участвующие в договоре, сфера применения).

Договор буксировки – это такой договор, в силу которого одна сторона – буксировщик обязуется за вознаграждение, уплачиваемое другой стороной – владельцем буксируемого объекта, буксировать (тянуть или толкать) этот объект в соответствии с заданием, указанным в договоре. Договор буксировки является взаимным и возмездным. Это усматривается из того, что буксировщик обязан осуществить буксировку, но имеет право на вознаграждение, а владелец буксируемого объекта обязан уплатить вознаграждение, но имеет право на выполнение операций по буксировке. Возмездность договора буксировки вытекает из того обстоятельства, что за оказываемые услуги буксировщик получает определенное вознаграждение от владельца буксируемого объекта.

Договор буксировки, как правило, является договором консенсуальным, т.к., прежде чем приступить к его составлению, стороны должны договориться о времени подачи тяги, индивидуальных особенностях подлежащего буксированию объекта и т.д. В тех же случаях, когда между сторонами заключен долгосрочный (навигационный) договор, в котором уточнены и конкретизированы объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и объектов буксировки с обозначением времени и места подачи тяги, такой договор считается заключенным в момент сдачи объекта буксировки (например, плота) буксировщику и является реальным договором. Безусловно, договор буксировки нельзя отождествлять с договором перевозки грузов. По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить груз из одного пункта в другой, причем в соответствии с договором перевозчик сам размещает груз на судне и несет ответственность за его сохранность до сдачи его грузополучателю.

Читайте также:  Как продать квартиру покупателю по жилищной субсидии?

При исполнении договора буксировки на владельца буксирующего судна возлагается одна обязанность – ему предоставляется только буксирная тяга и он отвечает лишь за безопасность буксировки. Перевозчик по договору перевозки имеет дело с грузом, а буксировщик – с плавучим объектом

Правовое регулирование действий при буксировке осуществляется в рамках действующих транспортных уставов и кодексов. На морском транспорте буксировка осуществляется в соответствии с гл. XII Кодекса торгового мореплавания, а на речном транспорте гл. XII Кодекса внутреннего водного транспорта. Статья 225 Кодекса торгового мореплавания и ст. 88 Кодекса внутреннего водного транспорта в зависимости от характера задания, возложенного на буксировщика, различают два вида буксировки: буксировку другого судна или иного плавучего объекта на определенное расстояние; буксировку для выполнения маневра (портовая буксировка).

Наиболее распространенный вид буксировки – это буксирование объекта на определенное расстояние, например из одного порта в другой.

Буксировка для выполнения маневра, как правило, заключается в перемещении объекта буксировки в пределах акватории порта (например, для создания удобства при разгрузке судно перемещают от одного причала к другому).

Рассматриваемый договор по сфере применения выступает в виде договоров морской или речной буксировки, которые, безусловно, имеют свои особенности при их исполнении.

В соответствии со ст. 227 Кодекса торгового мореплавания договор морской буксировки заключается, как правило, в письменной форме. Заключение договора буксировки в письменной форме установлено не случайно, т.к. соглашение о возложении обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна может быть доказуемо исключительно письменными доказательствами.

Буксировка судов и иных крупных несамоходных объектов между портами оформляется письменными договорами, составленными по произвольной форме. Как правило, в эти договоры в обязательном порядке включаются следующие положения: место отправления и назначения, права и обязанности сторон, их ответственность за нарушение договора. В договор также включаются пункты об особенностях буксируемого объекта, которые могут повлиять на безопасность буксировки.

Вместе с тем КТМ допускает определенные исключения. Статья 227, например, устанавливает, что договор портовой буксировки может быть заключен в устной форме.

Вместе с тем такое существенное условие договора, как возложение обязанностей по управлению буксировкой на капитана буксирующего судна, должно быть подтверждено в письменной форме

В договоре морской буксировки обычно не определяются сроки завершения буксировки. Это прежде всего связано с тем, что владелец буксирующего судна не может гарантировать движение каравана с предварительно установленной скоростью. Вместе с тем в договоре, как правило, предусматривается, что владелец буксирующего судна и его капитан должны приложить все усилия к тому, чтобы осуществить буксировку без перерыва и задержек, которые не вызываются необходимостью.

Иной порядок заключения договора буксировки действует на речном транспорте. В соответствии со ст. 88 Кодекса внутреннего водного транспорта при предъявлении плота или судна к буксировке его владелец обязан представить перевозчику надлежаще заполненную накладную, а перевозчик обязан выдать ему квитанцию, подтверждающую прием буксируемого объекта для буксировки. К накладной на буксировку плота должны быть приложены: спецификация с указанием в ней количества сплоточных единиц, сорта, породы, размера и количества леса в кубических метрах в каждой сплоточной единице, а также фактура, в которой дается полное и точное наименование такелажа и оборудования с указанием процента годности, а по тросам и цепям – с указанием диаметра и длины каждого конца.

Из этого можно сделать вывод, что договор буксировки на речном транспорте всегда оформляется в письменной форме. При необходимости осуществления систематических буксировок стороны могут заключить договор об организации буксировок, в котором устанавливаются ответственность сторон, объем и сроки буксировок, условия предъявления буксируемых объектов для буксировок, осуществление буксировок, оплаты буксировок и расчетов за них, а также иные условия организации буксировок.

Права и обязанности сторон. Каждая из сторон по договору буксировки обязана заблаговременно привести свое судно (объект буксировки) в состояние, годное для буксировки. Буксировщик обязан подать тягу в установленный срок и в заранее определенное место для осуществления буксировки. Кроме того, буксирующее судно по своим техническим данным должно соответствовать требованиям конкретной буксировки, а на морском транспорте – общему требованию мореходности. Владелец буксирующего судна не отвечает за недостатки своего судна, если докажет, что они не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытые недостатки).

Буксировщик обязан осмотреть передаваемый ему для буксировки объект с точки зрения годности его к плаванию и к буксировке. Если им будут обнаружены дефекты, он должен потребовать их устранения, причем необходимое для этого время рассматривается перевозчиком как просрочка, допущенная владельцем буксируемого объекта. При этом на речном транспорте составляется акт с подробным перечнем дефектов и с указанием времени их устранения (ст. 91 КВВТ). По устранении дефектов производится вторичный осмотр буксируемого объекта (плота), и если дефекты устранены, то представитель перевозчика отмечает это в акте, после чего буксируемый объект (плот) считается годным к буксировке, что дает возможность сторонам заключить договор буксировки. Наряду с проверкой состояния буксируемого объекта проверяются документы, составленные в соответствии с действующими правилами. В случае нарушения отправителем технических условий, соблюдение которых обязательно при буксировке, перевозчик вправе отказать в приеме буксируемого объекта к транспортировке.

При отсутствии дефектов представитель перевозчика и владелец буксируемого объекта составляют акт о готовности объекта к буксировке (ст. 91 КВВТ).

Во время буксировки экипажи буксира и буксируемого объекта должны принимать все меры, направленные на предотвращение причинения вреда как буксируемому объекту, так и встречным судам и береговым сооружениям. Экипаж буксируемого объекта подчиняется в оперативном отношении капитану буксирующего судна. Начальник экипажа буксируемого объекта обязан:

точно выполнять указания капитана буксирующего судна;

принимать меры к сохранности груза, такелажа и другого имущества, находящегося на буксируемом объекте;

производить текущий ремонт буксируемого средства в пути.

В случае аварии буксируемого объекта его экипаж совместно с экипажем буксира обязан под руководством капитана принять все меры к ликвидации аварии. Ответственность за ущерб, причиненный при морской буксировке буксируемому судну в результате ненадлежащего осуществления буксировки, а также находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксирующего судна, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине (ст. 229 КТМ).

Владелец буксирующего судна не отвечает за ущерб, причиненный буксируемому судну (объекту) или находящемуся на нем имуществу буксировкой в ледовых условиях, если не будет доказано, что ущерб причинен по вине буксирующего судна (ст. 231 КТМ), т.е. владелец буксирующего судна считается невиновным в причинении ущерба буксируемому судну при буксировке в ледовых условиях до тех пор, пока не будет доказано иное. При этом бремя доказывания в этой ситуации возлагается на владельца буксируемого судна. Именно он должен доказать, что возникшие у него убытки произошли по вине буксировщика, а не в результате буксировки в ледовых условиях.

Ответственность за ущерб, причиненный при портовой буксировке буксирующему судну либо находящимся на нем людям или имуществу, несет владелец буксируемого судна или иного плавучего объекта, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине. Стороны договора портовой буксировки могут заключить соглашение (обязательно в письменной форме) по управлению портовой буксировкой капитаном буксирующего судна, и ответственность при этом за ущерб возлагается на владельца буксирующего судна, если не будет доказано, что ущерб возник не по его вине (ст. 230 КТМ).

В случае аварии объекта, буксируемого по реке, капитан буксирующего судна обязан принять все меры к ликвидации аварии, сохранению древесины и такелажа (ст. 92 КBBT). В ликвидации аварии принимает участие команда плота.

В пункт назначения буксируемый объект должен быть доставлен в установленный срок. На речном транспорте сроки доставки устанавливаются в соответствии с техническими нормами, которые для различных рек в разных величинах определяют количество километров, подлежащих прохождению за каждые сутки в процессе буксировки, с добавлением дополнительного времени для прохождения через шлюзы и т.п. В отношениях по речной перевозке получатель должен быть уведомлен о предстоящем прибытии буксируемого объекта в порт назначения не позднее чем за 24 часа, а также повторно за 6 часов до прибытия буксируемого объекта (ст. 93 КВВТ). Если буксировщик не выполнит этой обязанности и поставит буксируемый объект (плот) в избранное им место, получатель вправе требовать, чтобы буксируемый объект (плот) был переставлен к месту, им указанному.

После завершения буксировки оформляется ее окончание. На речном транспорте об этом составляют акт, подписываемый получателем и капитаном буксирующего судна (ст. 93 КBBT). О получении древесины, прибывшей без повреждения, получатель расписывается в дорожной ведомости. В случае обнаружения недостачи древесины и такелажа или их повреждения составляется коммерческий акт в соответствии с действующим транспортным законодательством.

Ответственность сторон в области речной и морской буксировки подчиняется тем же правилам, которые установлены для ответственности участников перевозки грузов. Сроки предъявления претензий и исков, установленные для перевозок грузов, распространяются и на споры по всем видам буксировки

Папиллярные узоры пальцев рук – маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Статья 88. КВВТ РФ. Договор буксировки

1. В соответствии с договором буксировки одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно или плавучий объект (далее – буксируемый объект) в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее.

Транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме буксируемого объекта для буксировки (далее – буксировочные документы) подтверждают заключение договора буксировки.

Формы и порядок заполнения буксировочных документов устанавливаются правилами буксировки судов и плавучих объектов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (далее – правила буксировки).

2. Буксировка буксируемых объектов (далее также – буксировка) осуществляется в соответствии с правилами буксировки и договором буксировки.

3. Кроме буксировочных документов для оформления отношений, возникающих в связи с буксировкой, применяются другие документы, формы и порядок оформления которых устанавливаются правилами буксировки.

4. На основании заявки в письменной форме владелец буксирного судна может за вознаграждение осуществлять работы на рейде порта, если это не предусмотрено договором буксировки.

5. При необходимости осуществления систематических буксировок стороны могут заключить договор об организации буксировок, в котором устанавливаются ответственность сторон, объем и сроки буксировок, условия предъявления буксируемых объектов для буксировок, осуществления буксировок, оплаты буксировок и расчетов за них, а также иные условия организации буксировок.

6. К отношениям, не урегулированным правилами, предусмотренными настоящей главой, применяются соответствующие положения главы XI настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 88 КВВТ РФ

1. В соответствии с договором буксировки одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект (буксируемый объект) в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить ее.

В договоре буксировки участвуют буксировщик и владелец буксируемого объекта. При этом буксировщик приобретает право на плату со стороны обслуживаемого им клиента.

Договор буксировки является взаимным и возмездным. Это усматривается из того, что буксировщик обязан осуществить буксировку, но имеет право на вознаграждение, а владелец буксируемого объекта обязан уплатить вознаграждение, но имеет право на выполнение операций по буксировке. Возмездность договора буксировки вытекает из того обстоятельства, что за оказываемые услуги буксировщик получает определенное вознаграждение от владельца буксируемого объекта.

Договор буксировки, как правило, является консенсуальным, так как, прежде чем приступить к его составлению, стороны должны договориться о времени подачи тяги, индивидуальных особенностях подлежащего буксированию объекта и т.д. В тех же случаях, когда между сторонами заключен долгосрочный (навигационный) договор, в котором уточнены и конкретизированы объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и объектов буксировки с обозначением времени и места подачи тяги, такой договор считается заключенным в момент сдачи объекта буксировки (например, плота) буксировщику и является реальным договором. Безусловно, договор буксировки нельзя отождествлять с договором перевозки грузов. По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить груз из одного пункта в другой, причем в соответствии с договором перевозчик сам размещает груз на судне и несет ответственность за его сохранность до сдачи его грузополучателю.

Договор буксировки – это самостоятельный вид договора, который следует отграничивать от сходных договоров. Так, например, схожими являются договор буксировки и договор подряда, так как и в том и в другом случае речь идет о выполнении одной стороной определенных работ по заданию другой. В свое время О.С. Иоффе обратил внимание на существование двух способов буксировки: “Первый способ характеризуется тем, что владелец буксируемого судна передает его (иногда вместе с грузом) на полное попечение буксировщика. Действия, относящиеся уже не только к буксировке, но и к текущему содержанию буксируемого судна и находящегося на нем имущества, совершает буксировщик, отвечая за убытки, причиненные этими действиями по его вине. За случайные обстоятельства, а также за последствия ненадлежащего исполнения своих обязанностей другим контрагентом (необеспечение годности буксируемого судна к плаванию, буксировке и др.) он ответственности не несет.

Второй способ заключается в том, что владелец сдает к буксировке судно вместе с укомплектованным им экипажем. Тогда на долю буксировщика падает собственно буксировка, но не работы по текущему содержанию буксируемого судна и находящегося на нем груза. Соответственно ограничивается и круг действий, за которые отвечает буксировщик”.

Иоффе О.С. Обязательственное право. С. 639.

Подтверждением определенной схожести договоров буксировки и подряда является п. 4 ст. 88 КВВТ РФ, в соответствии с которым “на основании заявки в письменной форме владелец буксируемого судна может за вознаграждение осуществлять работы на рейде порта, если это не предусмотрено договором буксировки”. Таким образом, указанные работы могут быть предметом не только отдельного договора подряда, но и входить в состав предмета договора буксировки. Тем самым договор буксировки можно будет рассматривать как смешанный договор. Однако при этом не следует забывать, что согласно ст. 702 ГК РФ подрядчик обязан не только выполнить по заданию заказчика определенную работу, но и сдать ее результат заказчику. Сопоставляя эти договоры, нельзя не согласиться с М.А. Тарасовым, который обращал внимание и на то, что в договоре подряда “заказчик, давая задание подрядчику, не вправе вмешиваться в его хозяйственно-административные функции. При буксировке содержание обязательственного правоотношения иное, команды буксируемой единицы участвуют в исполнении задания, и от степени правильности действий экипажа вполне зависит успех всей операции. У буксировщика и его заказчика одна цель – успешно закончить передвижение в определенный срок”.

Читайте также:  Что делать дальше в вопросе получения гражданства?

Тарасов М.А. Договор перевозки по внутренним водным путям сообщения Союза ССР. М., 1946. С. 85.

Интерес представляет и соотношение договора буксировки и договора перевозки. В юридической науке этот вопрос продолжает оставаться дискуссионным. Даже авторы, признающие самостоятельность, обособленность договора буксировки, отмечают особую близость названых договоров и относят их к единому договорному типу – договору транспортировки. Однако позиция законодателя в этом вопросе очевидна – нормы о договоре буксировки расположены в отдельной главе и тем самым отграничены от договора перевозки.

См., например: Шмигельский Г.Л., Ясиновский В.А. Указ. соч. С. 115.

Например, Б.Б. Черепахин отмечал: “. договор буксировки, при всей своей близости к договору перевозки грузов, является транспортным договором особого рода, распадающимся на несколько подвидов, некоторые из которых весьма близки к договору грузовой перевозки” // Черепахин Б.Б. Понятие и содержание договора буксировки в советском гражданском праве. С. 109.

При исполнении договора буксировки на владельца буксирующего судна возлагается одна обязанность – ему предоставляется только буксирная тяга и он отвечает лишь за безопасность буксировки. Перевозчик по договору перевозки имеет дело с грузом, а буксировщик – с плавучим объектом.

Наиболее распространенный вид буксировки – это буксирование объекта на определенное расстояние, например из одного порта в другой.

Буксировка для выполнения маневра, как правило, заключается в перемещении объекта буксировки в пределах акватории порта (например, для создания удобства при разгрузке судно перемещают от одного причала к другому).

2. Буксировка осуществляется в соответствии с правилами буксировки и договором буксировки.

Заключение договора буксировки подтверждают:

  • транспортная накладная, составленная в соответствии с требованиями Правил буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов (далее – правила буксировки), утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта;
  • дорожная ведомость и квитанция о приеме буксируемого объекта для буксировки, оформленные на основании транспортной накладной.

Факт буксировки должен быть документально подтвержден, а транспортные накладные должны быть надлежащим образом оформлены сторонами. Данный вывод полностью соответствует судебной практике.

Так, например, ООО “ЕТС” обратилось в арбитражный суд с иском к ООО “Причал” о взыскании платы за оказанные услуги по перевозке грузов. Исковые требования основаны на подписанном сторонами спора договоре перевозки, в соответствии с которым ООО “ЕТС” (перевозчик) приняло на себя обязательство по доставке вверенного ООО “Причал” (клиент) груза в пункты назначения.

Истец выполнил работы, о чем составлены соответствующие акты. ООО “ЕТС” выставлены счета-фактуры на выполненные работы.

В связи с тем что ООО “Причал” не оплатило полностью стоимость выполненных работ и оказанных ему услуг согласно выставленным счетам-фактурам, истец обратился в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того, что факт буксировки не подтвержден документально, транспортные накладные не оформлены сторонами.

Кроме того, судебные инстанции указали на непредставление истцом достаточных и бесспорных доказательств, подтверждающих выполнение и объем оказанных услуг, связанных с буксировкой грузов, принадлежащих ответчику.

Федеральный арбитражный суд согласился с выводами суда об отказе в удовлетворении требования о взыскании заявленной суммы. Поскольку истцом не представлено транспортных накладных, надлежащих доказательств, подтверждающих самостоятельное оказание услуг по буксировке судна, а акты выполненных работ и выписки из вахтенных журналов носят противоречивый характер, в удовлетворении исковых требований отказано правомерно.

Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 октября 2007 года по делу N А33-18783/04.

3. Кроме транспортной накладной для оформления отношений, возникающих в связи с буксировкой, применяются другие документы, формы и порядок оформления которых устанавливаются правилами буксировки (п. 3 комментируемой статьи).

Из этого можно сделать вывод, что договор буксировки на речном транспорте всегда оформляется в письменной форме. При необходимости осуществления систематических буксировок стороны могут заключить договор об организации буксировок, в котором устанавливаются ответственность сторон, объем и сроки буксировок, условия предъявления буксируемых объектов для буксировок, осуществление буксировок, оплаты буксировок и расчетов за них, а также иные условия организации буксировок.

4. К отношениям, не урегулированным правилами, предусмотренными главой XII, применяются соответствующие положения главы XI Кодекса, регулирующей перевозку грузов. Такая отсылка имеет важно правоприменительное значение. Она позволяет восполнить пробелы нормативного регулирования, не прибегая к аналогии закона, непосредственно применяя правила, закрепленные в главе XI Кодекса.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Статья 228 КТМ РФ. Обязанности сторон договора буксировки

1. Каждая из сторон договора буксировки обязана заблаговременно привести свое судно или иной плавучий объект в состояние, годное для буксировки.

2. Буксировка должна осуществляться с мастерством, как того требуют обстоятельства, без перерыва и задержек, за исключением необходимых, и в соответствии с хорошей морской практикой.

3. Судно или иной плавучий объект, которые находятся под управлением капитана другого судна или иного плавучего объекта, должны также проявлять заботу о безопасном плавании буксирного каравана.

Комментарии к ст. 228 КТМ РФ

Статьей предусмотрена взаимная обязанность сторон договора буксировки судна по подготовке объекта к буксировке. Так, судовладелец буксируемого судна обязан:

1. Подготовить судно к буксировке в соответствии с требованиями проекта перегона (перечня мероприятий по обеспечению безопасности перегона) и дополнительными требованиями судовладельца буксирных судов.

2. Предъявить судно для освидетельствования и получить свидетельство на перегон.

3. Укомплектовать судно квалифицированными сопровождающими, если по договору буксировки такая обязанность возложена на него. Обеспечить сопровождающих необходимыми и достаточными для совершения рейса запасами провизии и воды, камбузным и санитарным оборудованием.

4. В порту отхода предъявить судно для проверки его мореходного состояния перед выходом в море.

5. Проявить должную заботу о том, чтобы к началу буксировки судно во всех отношениях было пригодно и готово для буксировки от места отхода до места назначения, после чего предъявить его капитану буксирного судна (основного) для приемки к буксировке и, если судно будет буксироваться с сопровождающими судовладельца буксирующего судна, вручить капитану буксирного судна (основного) необходимые для оформления отхода в рейс документы буксируемого судна.

В свою очередь, судовладелец буксирных судов обязан:

1. Предоставить судовладельцу буксируемого судна укомплектованное квалифицированным и опытным экипажем, подготовленное во всех отношениях к буксировке и удовлетворяющее требованиям проекта перегона (перечня мероприятий по обеспечению безопасности перегона) буксирное судно (основное и вспомогательные буксирные суда).

2. Вручить капитану буксирного судна (основного) проект перегона (перечень мероприятий по обеспечению безопасности перегона) в комплекте с технической документацией, план перехода и инструкцию по обеспечению безопасности буксировки конкретного буксируемого судна.

3. Заключить договор с органом гидрометцентра на гидрометеорологическое обслуживание буксирного судна (основного) по маршруту буксировки.

4. Провести инструктаж капитана буксирного судна (основного) по безопасности мореплавания, в том числе по правовым вопросам захода в территориальные и внутренние воды государств по маршруту буксировки.

Капитан буксирного судна также участвует в подготовке к буксировке, и на него возложены следующие обязанности:

1. Подготовить совместно со своим судовладельцем буксирное судно к предстоящей буксировке.

2. Изучить с судоводительским составом проект перегона (перечень мероприятий по обеспечению безопасности перегона), техническую документацию, план перехода и инструкцию по обеспечению безопасности буксировки конкретного буксируемого судна, навигационные и гидрометеорологические условия плавания по маршруту буксировки.

3. Изучить с командным составом и членами аварийной партии особенности устройства и конструкций, расположение аварийного материала и закрытий в корпусе, надстройках и рубках, возможность быстрого доступа в отсеки и замеров с палубы воды в отсеках и цистернах буксируемого судна, систему и порядок связи с буксируемым судном при его посещении.

4. Провести инструктаж капитана буксируемого судна, командного состава и аварийной партии буксирного судна по подаче и отдаче буксирной линии, постановке на якорь и съемке с якоря и периодическим осмотрам буксируемого судна.

5. Подать в орган гидрометцентра заявку на гидрометеорологическое обслуживание судна по маршруту буксировки.

6. Проверить готовность всех судов каравана к буксировке, обратив особое внимание на исправность и готовность буксирных устройств и снаряжения на судах.

7. Провести инструктаж капитанов всех судов каравана.

Техническое состояние буксируемого судна и его готовность к буксировке подтверждаются наличием на указанном судне свидетельства на перегон, а готовность судна к выходу в море – соответствующим актом проверки его мореходного состояния. Наличие указанных документов на судне не освобождает капитана буксирного судна от обязанности дополнительно убедиться в готовности буксируемого судна к буксировке путем проверки перед выходом в море совместно с членами назначаемой им комиссии наружным осмотром герметизации и водотечности надводной части корпуса, готовности буксирного и швартовного устройств и снаряжения, снаряжения для восстановления бриделя в случае его повреждения при буксировке, средств доступа на судно со шлюпки, сигнальных и отличительных огней и знаков.

Капитан буксирного судна (основного) может запросить у судовладельца буксируемого судна дополнительные к проекту перегона (перечню мероприятий по обеспечению безопасности перегона) сведения и выставить обоснованные требования по буксируемому судну.

Для доставки на буксируемое судно аварийной партии, буксирного оснащения и аварийного имущества на борту буксирного судна должен быть соответствующий исправный мотобот. При необходимости, до выхода из порта отправления, на буксируемое судно могут быть погружены переносные водоотливные средства и другое аварийное имущество буксирующего судна. На буксирном судне должен быть запасной буксирный трос, равный по длине и разрывной прочности основному, который должен храниться на вьюшке или барабане, поставляемом с ним, таким образом, чтобы обеспечивалась удобная перемотка троса на барабан буксирной лебедки.

Все суда, включая и буксируемое судно, если на нем есть сопровождающие, должны иметь по две переносных ручных УКВ радиостанции двусторонней радиотелефонной связи, а на буксирном судне (основном) обязательно наличие факсимильной аппаратуры для приема гидрометеоинформации.

При подготовке к буксировке судна в заграничном плавании из любого российского или иностранного порта судовладельцу и капитану буксирного судна следует учитывать требования, которые могут быть предъявлены к буксирному судну сюрвейером в иностранном порту.

По окончании подготовки к буксировке все суда каравана предъявляются для проверки их мореходного состояния перед выходом в море и получения разрешения на выход в рейс.

По готовности судна к буксировке капитан буксируемого судна обязан доложить об этом письменным рапортом капитану буксирного судна (основного) с указанием:

готовности судна к плаванию;

состояния буксирного, швартовного и якорного устройств и снабжения;

наличия и содержания в постоянной готовности средств борьбы за живучесть судна, аварийного и противопожарного снабжения и спасательных средств;

наличия установленных судовых запасов, навигационных карт и пособий;

наличия и исправности электрорадионавигационных приборов, средств связи, сигнальных и отличительных огней и знаков, факсимильной аппаратуры.

Такой же рапорт капитану основного буксирного судна обязаны подать капитаны вспомогательных буксирных судов при буксировке одного судна несколькими буксирными судами.

ОСАГО и буксировка: ищем виновного в “деликте”

Сцепка механических транспортных средств для буксировки одного другим опосредуется гражданско-правовым договором буксировки. При этом буксировка двух и более транспортных средств запрещена п. 20.4 Правил дорожного движения. Не следует также смешивать подобные отношения с автопоездом, где механическое транспортное средство сцепляется с прицепом.

Отличительная суть в том, что каждое механическое транспортное средство приводится в действие собственным двигателем, буксировка же требует тягового усилия буксирующего транспортного средства по передвижению буксируемого.

При буксировке каждое транспортное средство сохраняет юридическую самостоятельность друг по отношению к другу.

Иногда сцепка (гибкая или жёстка) разрывается и происходит столкновение участвующих в буксировке автомобилей, вызывающее механические повреждения каждого. Так как налицо взаимодействие источников повышенной опасности, отношения из причинения вреда подчиняются правилам генерального деликта (ст. 1064 ГК РФ).

В практике ставится проблема определения именно обязанного к выплате страхового возмещения по ОСАГО страховщика: застраховавшего ответственность владельца буксируемого или буксирующего автомобиля.

В конце 2009 года данный вопрос был вынесен на Научно-консультативный совет при Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа. Во избежание обвинений в неправильном толковании вывода, приведу полный его текст: «Страховое возмещение должна выплатить страховая компания, в которой застрахована ответственность владельца буксируемого автомобиля, так как по полису ОСАГО собственника буксируемого автомобиля считается застрахованной также гражданская ответственность любого законного владельца, в том числе владельца основного транспортного средства, к которому на жёсткой сцепке присоединён буксируемый автомобиль. Страховой случай имеет место, поскольку вред причинён другому лицу при использовании транспортного средства, поэтому возникла обязанность страховой компании осуществить страховую выплату»[1].

Примечательно, что сам вопрос ставился о выборе обязанного страховщика по ОСАГО, а не по иному виду страхования! Для опровержения рекомендованного судам вывода необходимо обратиться к классификации видов страхования. ОСАГО относится к имущественному страхованию, представленному в отечественном гражданском праве тремя видами: страхованием имущества, гражданской ответственности и предпринимательских рисков. Само название относит его ко второму виду, а последний делится на страхование деликтной ответственности (ст. 931 ГК РФ) и страхование ответственности договорной (ст. 932 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 6 Закона об ОСАГО объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации. Таким образом, ОСАГО представляет собой разновидность страхования деликтной ответственности, возникающей при внедоговорном нарушении абсолютных прав, повлекшем возникновение вреда. Таким образом, по договорам ОСАГО может быть застрахована лишь ответственность, возникающая на основании норм главы 59 ГК РФ.

Теперь необходимо определить правовую природу отношений по буксировке. Анализ системы юридических фактов, которые могут служить основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей (ст. 8 ГК РФ), приводит к однозначному выводу о возможности возникновения буксировочного правоотношения исключительно на основании соглашения сторон – гражданско-правового договора (буксировки). Данный договор прямо не закреплён в Гражданском кодексе РФ, но известен в системе транспортных соглашений.

Нормы о деликтной ответственности (гл. 59 ГК РФ) не применяются к договорным отношениям, за исключением случаев так называемой «ответственности продуцента» (§ 3 гл. 59 ГК РФ).

Ответственность сторон любого договора, в том числе договора буксировки, в рамках относительного правоотношения контрагентов строится на нормах главы 25 ГК РФ. Такая ответственность называется в гражданском праве договорной, страхование риска наступления которой осуществляется на основании ст. 932 ГК РФ.

ОСАГО представляет собой разновидность страхования риска деликтной ответственности, возникающей при внедоговорном причинении вреда.

Соответственно, в силу того, что при буксировке отношения сторон всегда основаны на договоре, при причинении вреда в рамках отношений «буксир – буксируемый» (т.е., если речь не идёт о причинении вреда третьим лицам) деликтное правоотношение возникнуть не может. На отношения страхования риска договорной ответственности действие законодательства об ОСАГО не распространяется. Страховой случай по ОСАГО в последнем примере не наступил. Соответственно, в ответе на поставленный вопрос о страховой компании, которая будет обязана произвести выплату по договору ОСАГО, следует сказать, что ни страховая компания буксира, ни страхования компания буксируемого, не должны выплачивать страховое возмещение по ОСАГО.

[1] Справочные материалы к заседанию научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа 27 ноября 2009 года (Вопрос 12). – Ставрополь, 2009. С. 28 – 29.

Ссылка на основную публикацию