Виды и методы финансового контроля

Формы, виды и основные методы финансового контроля

Методы финансового контроля, а также его виды и формы представлены в довольно широком спектре разновидностей. Изучим те, которые используются чаще всего.

Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.

Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

  • предварительный;
  • текущий;
  • последующий.

Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

  • субъект контроля;
  • направление контроля;
  • сроки выполнения.

Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

Метод финансового контроля — это признак, отражающий специфику конкретного инструмента осуществления проверок, задействуемого субъектом финансового контроля. Выделяют 3 основные категории:

  • методы, которые связаны с проверкой документов;
  • методы, которые связаны с проверкой содержания деятельности фирмы;
  • методы, которые связаны с проверкой компетенций.

Изучим подробнее ключевые признаки финансового контроля — виды, формы и методы — в соотнесении с отмеченными основаниями для их классификации.

Формы финансового контроля: предварительный, текущий, последующий

Итак, есть 3 основные формы контрольной деятельности — предварительный, текущий, а также последующий финансовый контроль.

Предварительный контроль предполагает осуществление субъектом контрольных действий еще до того, как проверяемая организация реализует некие юридически значимые мероприятия. Например, расходование бюджетных средств по тем или иным статьям, если речь идет о государственной или муниципальной организации, либо инвестирование нераспределенной прибыли, если рассматривать деятельность коммерческих фирм.

Предварительный контроль предполагает проверку готовности соответствующих организаций к проведению финансового мероприятия. Проверяющий должен удостовериться в законности мероприятия, а также в том, что его проведение удовлетворяет интересам аффилированных лиц (инвесторов, вышестоящих менеджеров, государства, муниципалитета). Предварительный контроль позволяет выявить недоработки, допущенные организацией в части подготовки документов, необходимых для реализации того или иного мероприятия.

Текущий контроль предполагает проверку содержания финансовых мероприятий непосредственно в период их осуществления. Обычно подобные действия связаны с проверкой оправдательных документов, сопровождающих сделки, либо, например, мониторингом качества работы ответственных подразделений — бухгалтерии, финансовых отделов, склада, логистических служб, от которых зависит успешность решения задач, связанных с управлением финансами организации.

Последующий контроль — совокупность действий субъекта контроля, предполагающая проверку финансовых мероприятий, которые уже реализованы компанией. Он помогает выявить несоответствие результатов данных мероприятий закону, определить обоснованность тех или иных финансовых операций, сформировать рекомендации, направленные на улучшение реализации в будущем подобных мероприятий.

Классификация видов контроля по срокам

Изучим теперь сущность различных видов финансового контроля в рамках классификации, рассмотренной выше. Первое ее основание, которое мы исследуем, — сроки выполнения контроля. Таковые могут соответствовать оперативным, плановым, внеплановым проверкам.

Оперативные финансовые проверки отличаются, прежде всего, непродолжительностью, а также в достаточной мере высокой частотой проведения. Они могут осуществляться субъектом контроля раз в неделю либо ежемесячно.

Плановые проверки, в свою очередь, считаются более длительными. Проводятся они обычно не так часто — раз в год, полугодие, иногда — раз в несколько лет. Проверяемая организация, как правило, имеет достаточно времени, чтобы подготовиться к плановому финансовому контролю.

Оперативные и плановые проверки имеют общий признак — наличие графика осуществления субъектами финансового контроля проверок. Даже если проверки проводятся очень часто, например, еженедельно, то руководство фирмы, как правило, заранее знает конкретное время визита проверяющих, а также то, что они будут изучать.

В свою очередь внеплановые проверки могут осуществляться без предупреждения, проводиться вне привязки к какому-либо графику и с любой частотой. Информация о том, чем будут заниматься проверяющие, а также о том, какие документы они могут запрашивать, непосредственно до проведения внепланового контроля может быть закрыта для проверяемых организаций.

Классификация видов контроля по субъектам

Спектр возможных субъектов финансового контроля весьма широкий. Современные российские эксперты определяют следующие основные группы:

  • органы исполнительной власти (не связанные с правоохранительными структурами);
  • органы законодательной власти;
  • банки;
  • правоохранительные структуры;
  • аудиторы;
  • вышестоящие организации;
  • общественные организации;
  • внутрикорпоративные и ведомственные структуры.

Изучим их специфику подробнее.

Субъекты финансового контроля: органы власти

Органы исполнительной власти, которые чаще всего становятся субъектами контроля, — это Минфин, Федеральная служба по финансовому мониторингу, ФНС, ФТС, государственные внебюджетные фонды, Федеральное казначейство, а также структуры, подчиняющиеся им по вертикали в регионах.

Можно отметить, что компетентное ведомство часто предопределяет конкретное наименование того или иного вида контроля. Например, ФНС проводит налоговый контроль, ФТС — таможенный.

Подробнее о налоговых проверках читайте в статье «Налоговая проверка — что это такое и каков порядок?».

Что касается органов законодательной власти, финансовый контроль чаще всего осуществляет Счетная палата, формируемая при участии обоих палат парламента РФ — Госдумы и Совета Федерации. В субъектах РФ также формируются счетные палаты — при участии региональных парламентов.

Правоохранительные структуры, которые могут применять финансовый контроль, — МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура. Данные ведомства также функционируют централизованно — федеральным структурам подчиняются региональные.

Субъекты финансового контроля: банки, аудиторы

Субъектом финансового контроля может быть как ЦБ, так и коммерческие кредитные учреждения. При этом вторые в аспекте проведения основных финансовых мероприятий подотчетны ЦБ.

Аудиторы могут быть внешними и внутренними (или ведомственными). Первые, как правило, осуществляют финансовый контроль на коммерческой основе, как услугу. При этом результаты подобных проверок обычно предоставляются для какого-либо внешнего субъекта, например, инвестора или банка.

Внутренний аудит — подвид внутрикорпоративного или ведомственного финансового контроля. Его результаты обычно используются в пределах конкретной организации. Чаще всего он реализуется внутренними службами компании. Но иногда фирмы обращаются и к внешним аудиторам, предоставляющим услуги в форме аутсорсинга.

Субъекты финансового контроля: вышестоящие структуры, общественники

Финансовый контроль может быть инициирован и проведен учреждением, которому подотчетна фирма или бюджетная организация, — холдингом, центральным офисом, главным управлением, центральным аппаратом и т. д.

Вполне возможно инициирование процедур финансового контроля общественными объединениями. При этом таковые могут являться как самостоятельными субъектами проверок (если в их составе есть компетентные сотрудники, способные проводить соответствующий контроль), так и направлять обращения в адрес иных субъектов контроля, работа которых каким-либо образом связана с организацией, на которую обратили внимание общественники.

Субъекты финансового контроля: внутрикорпоративные и внутриведомственные структуры

Работа внутрикорпоративных или внутриведомственных субъектов финансового контроля (ими могут быть службы и отделы финансового анализа или же структуры для проведения внутреннего аудита) характеризуется, как правило, существенно более узкой направленностью в сравнении с теми действиями, которые могут осуществлять структуры, рассмотренные выше.

Классификация видов контроля: направления проверок

Еще одно основание для классификации видов финансового контроля, которое выделяют российские исследователи — направление проверок. Оно представлено 3 основными категориями:

  • ревизии документооборота;
  • технические проверки;
  • проверки отчетности.

Что касается первого направления финансового контроля, проверяющие в данном случае чаще всего исследуют юридически значимые источники, на основании которых организация принимает те или иные решения по управлению капиталом.

В техническом аспекте может проверяться инфраструктура, задействуемая для реализации юридически значимых действий, например, тех, что связаны с подписанием банковских и иных документов с помощью ЭЦП. Данное направление проверок в ряде аспектов может быть связано с ревизионными мероприятиями, например, если требуется установить, соответствует ли ПО для электронных ключей требованиям законодательства.

Третье направление проверок предполагает изучение проверяющей структурой документов, имеющих отношение к бухгалтерской, налоговой и управленческой отчетности. Это могут быть первичные документы, унифицированные формы, бланки, внутрикорпоративные источники, выписки.

Методы финансового контроля: документальная проверка

Данная группа методов — ключевая с точки зрения проведения ревизий документооборота, о которых мы рассказали выше. По мнению многих экспертов, рассматриваемая группа методов финансового контроля – основная, наиболее востребованная проверяющимис точки зрения решения поставленных перед ними задач.

Методы, относящиеся к рассматриваемой группе, предусматривают:

  • изучение документов на предмет корректности реквизитов — предполагает сверку таковых с перечнем критериев, установленных законодательно либо на уровне локального НПА для конкретного вида деловых бумаг;
  • изучение содержания документов на предмет смысловой корректности, арифметической точности — бывает, что даже при соблюдении реквизитов документ может быть составлен некорректно в силу отсутствия в нём смысловой логики, например, если декларация по налогу за 2-й квартал подписана в феврале; могут встречаться и арифметические ошибки, например, если в бухгалтерском балансе сумма показателей по строкам 1110–1190 не равна цифре в строке 1100;
  • исследование документов на предмет подлинности — подлинность документа может быть не признана, если при проверке выяснится, что он подписан факсимиле, или же если его внешний вид явно не похож на аналогичные источники, напечатанные примерно в то же время и в том же подразделении — это может свидетельствовать о том, что документ подделан;
  • изучение содержания документов на предмет соответствия законам и нормам — метод, близкий к первому в перечне, но более глубокий; он предполагает исследование не только реквизитов, но и положений источника.
  • сравнительный анализ источников — один из методов, позволяющих выявить подделки, а также, если это необходимо, оценить качество ведения документации предприятием: сравниваемым источником может быть некий эталонный образец, полностью соответствующий требованиям по заполнению;
  • проверка комплектности документов — многие источники имеют юридическую силу только в случае дополнения иными документами, например, авансовый отчет действителен только в комплекте с подтверждающими документами — чеками, квитанциями, БСО.

Методы финансового контроля: фактическая проверка

Методы финансового контроля, относящиеся к рассматриваемой группе, могут включать:

  • проверку качества инфраструктуры предприятия;
  • проведение замеров, тестов;
  • инвентаризацию.

Что касается первого пункта — инфраструктура, которой располагает предприятие, может проверяться на предмет соответствия нормам СанПиНа, экологического законодательства, различных ГОСТов, внутрикорпоративным нормам.

Замеры и тесты могут помочь проверяющим при поиске недостатков выпускаемых предприятием товаров, с выявлением несоответствия помещений требованиям законов в части обеспечения безопасности труда, а если речь идет о внутренней проверке — выявлением слабых мест в организации производства.

Инвентаризация — дополняющий метод, предназначенный для выявления недостатков в комплектности тех или иных элементов. Как с точки зрения объективных потребностей бизнеса, так и в контексте соответствия заявленных в отчетности объемов производственных фондов фактическим.

Методы финансового контроля: проверка компетентности

Проверка системы компетенций предполагает работу главным образом в направлении кадрового менеджмента. Проверяющие, задействующие рассматриваемую группу методов, взаимодействуют с сотрудниками, отвечающими за управление финансами предприятия, и выясняют, насколько их уровень опыта и навыков позволяет решать поставленные задачи.

Данные методы финансового контроля могут быть представлены тестированием, интервьюированием, проведением фокус-групп, мониторингом производственных возможностей работников, проведением опросов, изучением личных карточек сотрудников, профилей в соцсетях, в ряде случаев — выходом на контакт с предыдущими работодателями или образовательными учреждениями, в которых учились работники фирмы.

Финансовый контроль: понятие, виды, формы и методы

Финансовый контроль это регламентированная нормами права дея тельность государственных, муниципальных, общественных и иных хо­зяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности фи­нансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Виды финансового контроля

По контролирующим субъектам финансовый конт­роль может бытьгосударственным, внутрихозяйственным, финансо­во-кредитных органов, общественным и неза­висимым (аудиторским).

По направлениям (объектам) финансового контроля он подразделяется на: бюджетный, налоговый, страховой, банковский, инвестиционный, таможенный, валютный и др.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения за­конности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван пре­дупреждать бесхозяйственность и расточительность, выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценностей и денеж­ных средств, определять целенаправленность и эффективность использования фондов финансовых ресурсов.

Действенность финансового контроля, осуществляемого различными субъектами (органами государственной власти, местного самоуправления, аудиторами, аудиторскими фирмами), в значительной степени зависит от степени организации контрольно-ревизионной работы.

Подформой финансового контроля понимают способы конкретного вы­ражения и организации контрольных действий. В зависимости от време­ни совершения контроля выделяют три основные формы финансового контроля – предварительный, текущий и последующий, которые осуществляются в соответствующих формах.

Предварительный финансовый контроль производится до совершения финансово-хозяйственных операций в форме: проверки финансово-плановых документов, проверки приходно-расходных документов при их подписании руководителем и главным бухгалтером (оформления 1 и 2 подписи), регистрации и утверждения штатных расписаний, проверки и визирования договоров, проверки авансовых отчетов и др. Кроме того, предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной си­стемы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии лимитов бюджетных назначений и перечисле­нии бюджетных средств, оплаты расходных документов через территориальные органы федерального казначейства.

Последующий контроль проводится после совершения финансово-хозяйственных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности, целесообразности и экономической эффективности. Эта форма контроля осуществляется в форме: ревизии, разнообразных проверок (тематических, оперативных, углубленных, кустовых и др.), анализа отчетов и балансов, а также с использованием других форм непосредственно на месте на пред­приятиях, в учреждениях и организациях.

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в про­цессе операций по расходованию и поступлению денежных средств, является разновидностью управленческого финансового контроля, осуществляемого на всех стадиях управленческого решения, связанного с образованием, распределением и использованием фондов финансовых ресурсов и осуществляется форме мониторинга (наблюдения). На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогаетпредотвратить совер­шение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски, обеспечивает достижение целей управления. Объектомтекущего контроля является документация, непосредственно связанная с уплатой или получением денежных средств, исполнением бюджетов и смет. Фактические затраты регулярно сопоставляются с действующими нормами по расхо­дованию средств с целью оперативного выявления отклонений.

Читайте также:  Клиентская служба города Стрежевой Томской области

Под методами контроля понимают приемы и способы его осуществле­ния. Основные методы финансового контроля объединяются в 4 группы:

Методы документального контроля, которые основываются на проверке документов, подтверждающих совершение финансово-хозяйственных операций (проверка существа операции, ее счетная проверка и др.).

Методы фактического контроля основываются на проверке фактического наличия денежных, материальных и иных средств (активов), установления их соответствия данным бухгалтерского учета (инвентаризация, контрольная закупка, контрольный обмер или вскрытие и др.).

Расчетно-аналитические методы, которые основываются на причинно-следственных взаимосвязях между событиями и явлениями, а также плановыми, учетными и отчетными данными (логическая оценка сведений, анализ бухгалтерской отчетности, выборка и группировка данных и др.)

Информативные методы – получение дополнительной информации, подтверждающей вид и размер финансового нарушения, причины и виновных лиц, обстоятельства и иные факты его совершений (письменные объяснения, справки и др.).

Основным методом финансового контроля является ревизия, которая про­водится с целью установления законности, целесообразности и экономической эффективности каждой финансовой операции и деятельности должностных лиц по их совершению, оценке состояния финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ре­визий. Они проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчет­ности, фактического наличия денежных средств. Как правило, ревизии проводятся на основе заранее составленной про­граммы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:

ü проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгал­терскую отчетность, планы, сметы, фактическое наличие денег, цен­ных бумаг, товарно-материальных ценностей и основных фондов;

ü проводить частичные или сплошные инвентаризации, опечатывать скла­ды, кассы, кладовые;

ü привлекать специалистов и экспертов для проведения ревизии;

ü получать от должностных и материально-ответственных лиц письмен­ные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др.

Ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах: министерствах, федеральных службах и агентствах. Пла­новые ревизии организаций, совершающих кассовые операции, проводятся не реже одного раза в год, а – не совершающих кассовые операции, – не реже двух раз в год.

Виды финансового контроля

Регулируемая правовыми нормами деятельность организаций (включая государственные, общественные и муниципальные учреждения) по проверке систематичности и точности планирования финансовой работы, полноты перечисления доходов в денежные фонды и того, насколько обосновано такое перечисление, а также оптимальности и разумности дальнейшего распоряжения этими фондами называется финансовым контролем. Виды финансового контроля необходимо рассмотреть более подробно.

  1. Основные виды финансового контроля
  2. Виды, формы и методы финансового контроля внутри организации
  3. Организация финансового контроля всех видов осуществляется в шесть этапов

Основные виды финансового контроля

Систематизировать все виды финансового контроля можно по разным критериям.

По времени осуществления финансовый контроль бывает текущим, предварительным и последующим. Контролирующие органы занимаются всеми этими видами.

Кроме того, финансовый контроль бывает обязательным и инициативным. Обязательный осуществляется:

  • когда это установлено законодательными актами;
  • если государственные органы требуют его проведения.

Можно классифицировать виды финансового контроля и иначе. Например, по субъектам, которые его проводят, финансовый контроль бывает:

  • президентским;
  • ведомственным, внутрихозяйственным;
  • общественным;
  • аудиторским;
  • контролем законодательных и местных органов власти;
  • контролем исполнительных органов власти общей компетенции.

Развитие местного самоуправления требует выделения самостоятельного вида финансового контроля – проверки исполнительных и представительных органов.

Государственный контроль – прерогатива различных органов законодательной и исполнительной власти РФ (федеральных и специализированных). Государственный финансовый контроль ведется в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ».

Внутренний (внутрисистемный) вид финансового контроля должен осуществляться в органах исполнительной власти и различных общественных организациях, религиозных объединениях и т. д. Его проводят руководители специальных контрольно-ревизионных подразделений, учреждаемых данными органами. Эти должностные лица находятся в прямом подчинении у главы организации: комитета, министерства и т. д.

Аудиторский (независимый) вид финансового контроля – это платная услуга, оказываемая в числе прочих аудиторами и аудиторскими фирмами и заключающаяся в независимой вневедомственной проверке отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и иных документов, где зафиксированы материальные обязательства и требования компании. Аудит регулируется нормами Федерального закона № 119-ФЗ от 07.08.2001 г. «Об аудиторской деятельности».

Внутрихозяйственный вид финансового контроля – обязанность бухгалтерии, финансового отдела или другой экономической службы предприятия или учреждения. Объектом такой проверки может быть хозяйственная деятельность компании в целом либо отдельных ее структурных элементов.

Виды, формы и методы финансового контроля внутри организации

Управленцы в коммерческих и других структурах (например, государственных) рано или поздно приходят к выводу, что в организации нужно создать специальное подразделение, которое будет заниматься только финансовым контролем.

Внутренний финансовый контроль – это один из способов сделать менеджмент более эффективным. Контролирующее подразделение в организационном и функциональном плане самостоятельно, не связано с прочими отделами и подчиняется главе компании. Оно необходимо для проведения регулярных и независимых проверок и оценки текущей финансово-экономической деятельности фирмы.

Особенности внутреннего контроля:

  • он организуется на предприятии или в пределах его управленческой структуры работниками самой компании;
  • для его создания необходимо решение руководства или управляющего органа;
  • все собираемые им сведения передаются только топ-менеджерам предприятия;
  • это подразделение содержится за счет бюджета фирмы.

Финансовым контролем в организациях обычно занимаются экономические подразделения: финансовый отдел или отдел финансового менеджмента, бухгалтерия. Они мониторят всю хозяйственную деятельность компании, ее региональных отделений и дочерних фирм.

Финансовый контроль в организации выполняет следующие функции:

  • Отслеживание процесса движения к целям, определяемым плановыми показателями и нормативами.
  • Вычисление степени отклонения реальных результатов деятельности от намеченных.
  • Диагностика состояния фирмы или организации по финансовым показателям (в первую очередь, по динамике ее денежного роста).
  • Оперативное принятие решений, направленных на упорядочение деятельности в рамках актуальных планов и целей.
  • При необходимости – пересмотр поставленных задач и финансовых нормативов с учетом рыночной конъюнктуры, изменений во внешней среде и сложившейся на предприятии ситуации.

Таким образом, финансовый контроль в компании выполняет не только свою прямую функцию (надзор за финансовыми операциями и хозяйственной деятельностью), но и ряд других, не менее важных. Он является действенным средством сбора данных, координирования действий управленцев и выработки комплекса мер, которое объединяет финансовый анализ, составление планов и контроль их практической реализации.

Контроль финансовой деятельности может принимать разные формы (то есть выражаться в различных мерах и комплексах мероприятий). Основные формы финансового контроля описаны ниже.

Предварительный контроль предшествует проведению хозяйственных операций того или иного вида: разработке, рассмотрению и утверждению бюджета, финансового плана компании, предварительных смет по доходам и расходам, законопроектов, договоров, учредительной документации и т. д. Он необходим для того, чтобы обнаружить потенциальные проблемы и ошибки еще на стадии замысла и прогноза (например, уязвимость действующих законов, риски перерасхода средств или их нецелевой траты), а также найти новые возможности и источники ресурсов.

Текущий (оперативный) финансовый контроль ведется параллельно с совершением экономических операций и реализацией планов. Его назначение – быстро обнаружить и предотвратить убытки и растрату денег, нарушения законов, а также принять необходимые решения. Этот вид финансового контроля использует визуальный осмотр и анализ различных типов документации предприятия: первичной, бухгалтерской, инвентаризационной.

Последующий контроль оценивает итоги поступления денежных средств и распоряжения ими. Проверяется полноценность их комплектования, правомерность совершаемых сделок и операций, рациональность использования ресурсов (финансовых, человеческих, материальных), соответствие текущих показателей плановым. Последующий финансовый контроль в учреждениях, финансируемых из государственного бюджета, уделяет особое внимание сметам. Он распространяется на все аспекты хозяйственной деятельности организации.

Формальный (документальный) вид контроля имеет дело исключительно с первичными документами, регистрами бухгалтерского учета, нормативами, технологической, проектной и конструкторской документацией, бухгалтерскими, статистическими и оперативно-техническими отчетами.

Фактический финансовый контроль, наоборот, строится на сведениях, собираемых при помощи осмотров и проверок: пересчета, лабораторного анализа, взвешивания и т. п. Поэтому он не является самодостаточным видом контроля деятельности фирмы, а всегда используется в комплексе с формальным, ведь хозяйственная активность любого предприятия – это непрерывный и разносторонний процесс. Если возникают сомнения в полноте и достоверности документов, они подвергаются особым видам фактического контроля.

Методов и способов финансового контроля существует несколько:

Проверка – изучение документации предприятия (отчетной, расходной) по интересующим аспектам финансово-экономической деятельности. По итогам проверки составляют план исправления ошибок, устранения найденных недочетов.

Обследование отличает более широкий, чем при проверке, охват экономических показателей подконтрольного учреждения или коммерческой фирмы. Без него невозможно дать общую оценку финансовому состоянию компании, перспективам бизнеса.

При анализе финансовой деятельности исследуется вся финансово-бухгалтерская отчетность (как годовая, так и периодическая). Этот метод контроля является инструментом для оценки итогов коммерческой работы, состояния активов и того, насколько оптимально они используются.

Наблюдение (мониторинг) – это непрекращающийся процесс анализа эффективности финансовой деятельности, который позволяет обнаружить различия между запланированными и фактическими финансовыми показателями, чтобы затем ликвидировать их и привести деятельность в соответствие с планом. Наблюдение проходит на нескольких уровнях:

  • Исследование текущей работы компании.
  • Отбор приоритетных финансовых показателей, указывающих на стабильность или, наоборот, опасность банкротства, и их отслеживание.
  • Постановка задач, связанных с контролем, сотрудникам компании, наделение их полномочиями.
  • Планирование финансовой отчетности и назначение сроков ее сдачи.
  • Корректировка, создание параметров текущей хозяйственной деятельности, по которым оценивается ее состояние при несовпадении с планами. Определение амплитуды допустимых отклонений от планов.
  • Выяснение причин расхождения между реальной деятельностью и планами, бюджетами.
  • Оценка достижимости принятых планов и нормативов, соответствия текущих задач состоянию компании и ее положению на рынке.

Организация финансового контроля всех видов осуществляется в шесть этапов

Этап 1. Выбираем объект, нуждающийся в финансовом контроле того или иного вида. Для компаний, чья деятельность строго ориентирована на те или иные цели, нельзя разработать алгоритм любого вида финансового контроля, пока не найден данный объект. В качестве него выступают управленческие решения, касающиеся ключевых аспектов экономической деятельности предприятия.

Этап 2. Определяем вид и область финансового контроля. Он зависит от структуры хозяйственной деятельности и бывает стратегическим, текущим или оперативным. Вид финансового контроля будет влиять на частоту проведения контрольных мероприятий.

Этап 3. Расставляем приоритеты подконтрольным параметрам так, чтобы они образовали иерархию. Как показатели, так и все виды финансового контроля ранжируются по степени значимости. Приоритеты первого уровня – основные параметры, учитываемые данным видом контроля. За ними идут приоритеты второго уровня для величин, находящихся в факторной связи с приоритетами первого уровня; аналогичным образом достраивается остальная иерархия приоритетов.

Этап 4. Разрабатываем систему количественных параметров, по которым будет осуществляться финансовый контроль. Нужно выделить подконтрольные финансовые показатели и составить их список. Количественные нормы желательно устанавливать в двух видах значений: абсолютных и относительных.

Относительные показатели финансовой деятельности бывают как стабильными, так и переменными (последние, например, применяются для контроля гибких бюджетов и для корректировки стандартов в условиях меняющейся скорости, величины учетной ставки и уровня инфляции). За стандарты можно принять целевые стратегические нормативы – государственные или внутрикорпоративные нормы, целевые стратегические данные, фактические показатели актуальных бюджетов и планов и т. д.

Этап 5. Планируем мониторинг подконтрольных параметров. Мониторинг, система отслеживания – это основа финансового контроля любого вида, самый динамичный элемент системы. Сформировавшийся на предприятии комплекс мероприятий по постоянному отслеживанию показателей финансовой деятельности, поиску несовпадений между фактическими результатами и планом и выяснение причин этих расхождений называется системой финансового мониторинга.

Этап 6. Строим теоретические модели, продумываем методы нормализации ситуации (доведения фактических показателей до плановых).

Вопрос 22. Виды финансового контроля: понятие, краткая характеристика

Финансовый контроль – проверка законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

Виды финансового контроля:

По содержанию:

а) бюджетный – проводимый такими органами, как парламент, Счетная палата РФ, Правительство РФ, Федеральное казначейство и т.д.;

б) налоговый – осуществляют налоговые и другие органы;

в) банковский – проводится ЦБ РФ

г) валютный – осуществляют Правительство РФ, ЦБ РФ, иные органы и агенты валютного контроля;

д) контроль за страховой деятельностью – осуществляется Министерством финансов РФ;

в зависимости от времени осуществления:

а) предварительный – осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств; (пример: заключение о проекте бюджета)

б) текущий – проводится непосредственно в процессе операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски; (Пример: казна)

в) последующий – проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности и обоснованности. Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях; (Пример: аудит, анализ исполнения бюджета и др)

Читайте также:  Регулирует ли семейное право неимущественные отношения?

в зависимости от оснований проведения:

в зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль:

а) контроль представительных органов власти:

б) президентский контроль

в) контроль исполнительных органов власти общей компетенции.

Г) ведомственный контроль

Д) аудиторский контроль

Е) общественный финансовый контроль.

В зависимости от сферы бюджетных правоотношений:

*Внешний (контрольная деятельность счетной палаты РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.

*внутренний (контрольная деятельность федеральной службы бюджетного надзора, органов государственного и муниципального контроля, и т.д.

Вопрос 23. Формы и методы финансового контроля: понятие и краткая характеристика.

– это способы выражения содержания финансового контроля, которые модифицируются с изменением содержания финансового контроля

– это способ конкретного выражения и организации конкретных действий, направленная на выполнение функций финансового контроля.

Условия выбора:

1 Правовое положение проверяющей и проверяемой стороны

2. Объект и цель контроля

3. Полномочия органов и особенности их деятельности

4. Основания возникновения контрольных правоотношений.

Формы финансового контроля:

Наблюдение – форма финансового контроля, направленная на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.

Обследование – форма финансового контроля, при проведении которой используются такие приемы как анкетирование и опрос.

Проверка – форма финансового контроля, в ходе которой используются балансовые, отчетные и расходные документы, в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения последствий.

Анализ – форма финансового контроля, направленная на выявление нарушений финансовой дисциплины, с помощью аналитических приемов и методов.

Ревизия – форма финансового контроля, которая проводится в целях установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Формы и методы осуществления государственного и муниципального контроля в бюджетной сфере

+ с 2013 новая форма – Санкционирование операций – совершение разрешительной надписи после проверки документов, представляемых в целях осуществления финансовых операций, на их наличие и на соответствие указанно1 в них информации требованиям законодательства.

Методы осуществления конкретной деятельности Счетной палаты

Вопрос 24. Ревизия и проверка как метод финансового контроля. Понятие, особенности, виды.

Ревизия – это система конкретных действий по документальной и фактической проверке обоснованности совершаемых организаций хозяйственных и финансовых операций, в ревизуемом периоде и достигнутых результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

Черты ревизии:

· Назначается уполномоченным государственным органом

· Проводят только уполномоченные органы и субъекты

Ревизии могут проводить:

· ФС по финансово-бюджетному надзору

· Контрольно-ревизионные подразделения министерств и ведомств

Классификация:

1. По содержанию:

· Документальная (различные финансовые документы)

· Фактическая (деньги, ценные бумаги, материальные ценности).

2. По времени осуществления:

3. По обследуемому периоду:

· Фронтальная (проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период)

· Выборочная (проверка за короткий период времени)

4. По объему деятельности:

Комплексные (в различных областях)

Тематические (обследование какой-то одной сферы финансовой деятельности).

Акт ревизии – документ, который подписывается лицами, проводившими ревизию, руководителем, главным бухгалтером проверяемого юридического лица, и имеющий важное юридическое значение.

Содержание акта:

· Факты нарушения финансовой дисциплины

· Лица, виновные в нарушениях.

Вопрос 25. Счетная палата РФ как орган государственного финансового контроля.

Счетная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию.

Задачами Счетной палаты являются:

1) организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;

3) определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации;

4) анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;

5) развитие возможностей и методов аудита (контроля) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, включая выбор и оценку ключевых национальных показателей и индикаторов социально-экономического развития Российской Федерации;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты;

7) определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

8) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных кредитных организациях Российской Федерации;

9) обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

Счетная палата образуется в составе Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Счетная палата обладает следующими полномочиями:

1) осуществляет контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности;

2) направляет по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий соответственно представления, предписания, уведомления о применении бюджетных мер принуждения, информационные письма, а также при выявлении данных, указывающих на признаки составов преступлений, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы;

3) получает в сроки, установленные для осуществления своих функций, информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего государственного аудита (контроля), включая действующую государственную и ведомственную статистическую или иную отчетность, а также осуществляет формирование предложений к плану статистических работ и запрос данных государственной статистики;

4) получает постоянный доступ к федеральным государственным информационным системам, необходимый для осуществления внешнего государственного аудита (контроля);

5) запрашивает сведения о составе данных ведомственных информационных систем объектов аудита (контроля);

6) привлекает к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий государственные контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;

7) осуществляет по обращениям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований или законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оценку (анализ) деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дает заключения о соответствии деятельности этих органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендации по повышению ее эффективности;

8) организовывает взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе по вопросам планирования и проведения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований совместных и параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

9) оказывает контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействует в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

10) анализирует и формирует предложения по составу макроэкономических и других ключевых показателей (индикаторов) социально-экономического развития Российской Федерации, а также критериев и методов их оценки;

11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Государственный финансовый контроль

Понятие

Финансовый контроль — это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства.

Задачи

Основные задачи финансового контроля заключаются в:

  • проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
  • проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
  • проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
  • выявлении внутренних резервов производства;
  • устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций, производимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения фактических финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

По регламенту осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний).

Инициативный контроль является неотъемлемой частью управления финансами для достижения стратегических и тактических целей и не вытекает из финансового законодательства.

Обязательный финансовый контроль проводится:

  • в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год);
  • по решению компетентных государственных органов (например, проверки налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

По объектам контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль, контроль за денежной массой.

По субъектам контроля — президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. В РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль — представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

Контроль финансово-кредитных органов (банковский контроль). Государственный финансовый контроль ведется также банками и другими кредитными учреждениями. Банковский контроль осуществляется банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам. Банковский контроль необходим для эффективного использования банковских ссуд и направлен на укрепление платежной дисциплины.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. — за финансовой деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.

Читайте также:  Работа с неплательщиками

Органы государственного финансового контроля

Финансовый контроль со стороны органов представительной власти осуществляется соответствующими структурами, комитетами, комиссиями Совета Федерации и Государственной Думы, Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ.

Счетная палата

Счетная палата РФ в соответствии с законом РФ “О счетной политике Российской Федерации” выступает ведущим органом финансового контроля.

К сфере ведения Счетной палаты РФ относится контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица: государственные органы и учреждения, включая внебюджетные фонды и Банк России; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фонды и негосударственные коммерческие организации — в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также с наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Наряду со Счетной палатой правом финансового контроля в РФ обладают еще ряд учреждений: Главное контрольное управление Президента РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (в частности, Департамент государственного финансового контроля и аудита, а также Главное управление Федерального казначейства), Министерство РФ по налогам и сборам, Комитет финансового мониторинга, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Помимо федерального уровня, финансовый контроль осуществляется на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований (см. схему 1). Такая многозвенность финансового контроля снижает его эффективность.

Контрольное управление Президента

Финансовый контроль со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатур на должность председателя Банка России. Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное управление Президента РФ, которое подчиняется непосредственно Президенту РФ, но при этом взаимодействует со всеми органами государственной исполнительной власти.

Среди его функций можно выделить следующие:

  • контроль над деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • рассмотрение жалоб и обращений физических и юридических лиц.

Главное контрольное управление наделено правом требовать от руководителей государственных органов, организаций (независимо от формы собственности) представления документов, материалов и другой информации, необходимой для проведения проверок, привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок.

Министерство финансов

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.

Налоговая служба

Федеральная налоговая служба выполняет следующие функции:

  • выработка основных направлений налоговой политики и ее осуществление;
  • координация деятельности территориальных налоговых органов;
  • взаимодействие с другими контролирующими структурами и правоохранительными органами.

Система налоговых органов включает Федеральную налоговую службу, а также ее территориальные и местные органы (управления и инспекции). Налоговые органы находятся в ведении Минфина России.

К наиболее важным задачам налоговых органов относятся следующие:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • проверка полноты и своевременности налоговых платежей.

Банк России

Банк России организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Таможенная служба

На Федеральную таможенную службу возложен контроль за соблюдением налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Схема 1. Структура органов государственного финансового контроля в РФ

Субъекты контроля в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления

Субъекты контроля в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления

Государственная дума РФ

Совет Федерации РФ

Счетная палата РФ

I. На федеральном уровне

Главное контрольное управление Президента РФ

Главное управление Федерального казначейства

Департамент государственного финансового контроля и аудита

Министерства и ведомства главные распорядители, распорядители бюджетных средств федерального бюджета

Пенсионный фонд РФ

Фонд социального страхования РФ

Фонд обязательного медицинского страхования

Законодательный орган власти

Счетная палата субъекта РФ

II. На уровне субъекта РФ

Финансовые органы субъекта РФ

Казначейство субъекта РФ

Территориальные органы федеральных министерств и ведомств

Управление Федерального казначейства (УФК)

Управление МНС РФ России (УМНС РФ)

Отраслевые органы управления главные распорядители, распорядители средств бюджета субъекта РФ

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

III. На муниципальном уровне

Представительный орган муниципального образования

Счетная палата муниципального образования

III. На муниципальном уровне

Финансовое управление администрации муниципального образования

Органы управления распорядители средств местного бюджета

Местные отделения территориальных органов федеральных министерств и ведомств (УФК, УМНС РФ)

Местные отделения территориальных органов социальных внебюджетных фондов

Законодательные органы субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления при осуществлении финансового контроля имеют право на получение от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления всех материалов, необходимых для утверждения бюджетов и проверки их исполнения. Эти органы могут создавать собственные контрольные органы.

Методы финансового контроля

Финансовый контроль осуществляется различными методами, под которыми понимаются приемы, способы и средства его проведения. К ним относятся ревизии, наблюдение, обследование, проверка, анализ и др.

Методами финансового контроля являются: ревизии, наблюдения, обследования, проверки.

Ревизия основной метод финансового контроля. Она состоит в проверке первичных документов, на основе которых проводились финансовые и прочие операции, а также на проверке данных бухгалтерского и складского учета. В ходе ревизии проводятся инвентаризации. Ревизии могут быть фронтальными, т. е. комплексными, и выборочными. По результатам ревизии подписывается акт, в котором излагаются результаты ревизии. На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, как анкетирование и опрос.

Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушения финансовой дисциплины и устранения их последствий. Анализ также направлен на выявление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитических приемов.

Разбираемся с видами и формами финансового контроля

В чем заключается финконтроль

Финконтроль — это ряд специальных мероприятий, направленных на обеспечение законности и правомерности действий экономических субъектов в финансово-экономических взаимоотношениях.

Правовые основы финансового контроля регламентированы в Конституции РФ, БК РФ, отдельных Федеральных законах и Указах Президента России, а также Постановлениях Правительства РФ. Отдельным нормативно-правовым актом, устанавливающим основные положения о финконтроле, является Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 (ред. от 18.07.2001).

Основные направления финансового контроля как на уровне государства, так и в пределах одной организации:

  • обеспечение соблюдения действующего законодательства (финансового, бюджетного, гражданского, банковского);
  • обеспечение своевременности и полноты перечисления платежей в соответствующие бюджеты по налоговым и прочим обязательствам;
  • обеспечение правильности ведения учета показателей хозяйственной деятельности субъекта, а также составления отчетности;
  • содействие в эффективном и целевом использовании денежных фондов подконтрольного субъекта;
  • выявление скрытых резервов для финансово-экономического роста в части доходов и расходов субъекта.

Рассмотрим подробнее виды, формы и методы финансового контроля.

Виды и формы финконтроля

В классификации ФК по видам предусмотрено несколько групп. Рассмотрим основные виды в таблице:

По контролирующим субъектам

По объектам проверки

Основными формами финансового контроля являются группы, классифицированные по времени проведения:

  1. Предварительный ФК проводится до совершения какой-либо операции по формированию, распределению или исполнению денежных средств. Данная форма является предупредительной, так как позволяет не допустить нарушений действующего законодательства, а также соблюсти целевую направленность.
  2. Текущий ФК — форма, проводимая на этапе совершения операций финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Проведение текущего ФК позволяет исключить неисполнение поставленных обязательств.
  3. Последующий ФК. Проводится по окончанию всех денежных и хозяйственных операций, позволяет выявить совершенные правонарушения, определить соблюдение целевого характера и законности осуществленных действий.

Виды и методы финансового контроля имеют прямую взаимосвязь, так как невозможно обеспечить объективные и полноценные проверки проведения методического анализа.

Основные методы финконтроля

Выделяют пять основных групп:

  1. Ревизия, как основной метод финансового контроля, подразумевает осуществление контрольных мероприятий на месте с детальным изучением регистров учета и отчетности, фактического наличия денежных средств, своевременности и правильности отражения операций, целевого использования средств.
  2. Метод документального контроля — это подробное изучение первичной документации, журналов и регистров учета, статистической, налоговой и бухгалтерской отчетности, а также прочей документации. Позволяет определить правильность ведения бухучета и достоверность составления отчетности.
  3. Метод фактического контроля основан на сопоставлении данных бухгалтерского учета, отраженных в регистрационной документации, с фактическими показателями (ревизия кассы, ревизия основных средств и материальных ценностей, прочее). Позволяет выявить расхождения между данными бухучета и фактическими показателями хозяйственной деятельности экономического субъекта.
  4. Расчетно-аналитический основан на определении причинно-следственных взаимосвязей между событиями (явлениями) и плановыми, учетными и отчетными показателями деятельности. Позволяет определить правильность применения расчетных методов путем проведения анализа и сравнения действий экономического субъекта в рамках финансово-экономических отношений.
  5. Информативный метод — это способ получения информации из дополнительных источников, которые позволяют более точно классифицировать размер нарушения, наличие умысла, а также выявить иные обстоятельства правонарушения. Примерами являются объяснительные письменные разъяснения сотрудников или ответственных должностных лиц, а также свидетелей, соответствующие справки и выписки.

Нередко взаимосвязь видов и способов проведения ФК становится темами научных работ, например, «Виды и методы финансового контроля, реферат». Это обусловлено актуальностью направления в режиме реального времени.

Виды и методы финансового контроля

Основные виды и методы контроля, применяемые для осуществления финансового контроля и аудиторских прове­рок. Существуют разные принципы их классификации.

По организационным формам (по субъектам проведения) кон­троль подразделяется на:

1) Государственный контроль осуществляется преимущественно государственными органами контроля и управления, а также ор­ганами законодательной власти.

2) Ведомственный (внутриведомственный) контроль проводится министерствами, федеральными службами и агентствами, депар­таментами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий (объединений), организаций и учреждений. Обычно такой контроль реализуется путем проведения ревизий и тематических проверок.

3) Вневедомственный контроль осуществляется, например, Феде­ральной службой финансово-бюджетного надзора МФ РФ в от­ношении различных предприятий и организаций в виде ревизий производственно-хозяйственной деятельности.

Аудит также имеет форму вневедомственного контроля, но он, кроме того, является независимым контролем и проводится ауди­торскими фирмами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

4) Внутрихозяйственный (внутренний) контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внут­рихозяйственных формирований ведется на предприятиях их ру­ководителями, специалистами, штатными контролерами-ревизо­рами (аудиторами).

В зависимости от времени проведения контроль подразделяет­ся на:

Предварительный контроль проводится до принятия управ­ленческих решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический, упреждающий характер.

– Текущий (оперативный) контроль, как правило, организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций.

– Последующий контроль осуществляется после совершения хо­зяйственных операций. Последующий контроль применяется и при проведении ре­визии, и при организации аудиторской проверки.

Субъектами последующего контроля могут быть различные финансовые и налоговые органы, органы валютного и таможенно­го контроля и др. Среди субъектов последующего контроля внеш­ний аудит занимает особое место.

В зависимости от источников информацииконтроль подраз­деляется на:

– Документальный контроль предусматривает использование пер­вичных документов для установления достоверности и законно­сти совершения хозяйственных операций, составления учетных регистров и отчетности.

– Фактическим является контроль, при котором количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавлива­ется путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешива­ния, лабораторного анализа и других способов проверки факти­ческого состояния объектов. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, товарно-материальные ценности, готовая продукция, выполненные рабо­ты и услуги.

Применяемые методы контроля и система контрольных дей­ствий позволяют организовать проверку, используя для этих це­лей ревизии, аудит, тематическую проверку, следствие, служеб­ное расследование.

Ревизия — это система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором, за деятельностью подве­домственных предприятий, при которой устанавливается закон­ность, достоверность и экономическая целесообразность совер­шенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвовавших в их проведении. Ревизия про­водится одновременно с внутриведомственным контролем, при организации финансового государственного контроля и др.

Аудит — независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов.

Тематическая проверка — это проверка определенной темы (задачи) производственной или финансово-хозяйственной дея­тельности предприятия или организации, например проверка ор­ганизации учета товарно-материальных ценностей, сохранности денежных средств и ценных бумаг и др.

Следствие представляет собой процессуальное действие, в хо­де которого устанавливают виновность отдельных лиц в совер­шении тех или иных нарушений, связанных с присвоением де­нежных средств, материальных ценностей, бесхозяйственностью и совершением должностных злоупотреблений. Следствие осуще­ствляется судебно-следственными органами и регулируется осо­бым процессуальным законодательством.

Служебное расследование — это проверка соблюдения ра­ботниками предприятия должностных обязанностей, а также должностных документов, регулирующих производственные от­ношения. Оно проводится специальной комиссией, создаваемой приказом руководителя предприятия в случаях выявления хи­щений, недостач, потерь, порчи материальных ценностей и в дру­гих случаях.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию