Техосмотр автотранспорта будет ужесточен

Новый закон о техосмотре 2021 года: список изменений с 1 марта 2021 года. Кому аннулируют техосмотр?

Краткое содержание:

Если инспекторы ГИБДД обнаружат, что на автомобиль была выдана диагностическая карта, хотя он фактически не заезжал на пункт техосмотра, то ее аннулируют. Изменения вступят в силу с марта 2021 года.

Правовые нормы

С 1 марта 2021 года начнут аннулировать диагностические карты автомобилей, которые были получены без фактического заезда на станцию техосмотра (ТО). Изменения вступают в силу на основании Федерального закона от 06.06.2019 №122-ФЗ, который вносит поправки в Федеральный закон от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств. ».

С указанной даты изменится и сам порядок получения диагностических карт. Их будут выдавать только в специальных пунктах, где автомобиль сфотографируют перед началом диагностики и после. Только после этого водителю выдадут диагностическую карту, защищенную цифровыми подписями.

Основания для аннулирования диагностической карты

Законодательно предусмотрено 4 основания для признания диагностической карты недействующей:

  • диагностическая карта была куплена (фактически ТО не пройден);
  • при прохождении контроля не удалось проверить все узлы и агрегаты авто;
  • процедура техосмотра прошла с нарушениями;
  • в конструкцию автомобиля внесены изменения, которые не были зарегистрированы в ГИБДД (например, карта выдана на авто с незаконной тонировкой или нештатным ксеноном).

Нововведение распространяется на все транспортные средства, которые подлежат техосмотру. Легковые автомобили младше 4 лет проходить ТО не обязаны, авто от 4 до 10 лет должны проходить осмотр раз в два года, старше 10 лет – ежегодно.

Никто не аннулирует диагностическую карту при условии честного прохождения ТО, то есть если автовладелец фактически заезжал на станцию, проходил все необходимые проверки и не вносил конструктивных изменений – например, не изменял тип фар, не тонировал авто, не устанавливал не прошедший испытаний фаркоп.

Диагностическую карту смогут аннулировать, даже не останавливая водителя. Для признания ее недействительной у ГИБДД должны быть сведения о фиктивном ТО.

Узнать статус своей диагностической карты можно будет на основании данных Единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО).

Карта может иметь три статуса:

  • Действительная – это значит, что карта действует.
  • Архивная – означает, что сроки действия карты завершились.
  • Аннулированная – это тот статус, который могут применить к карте после 1 марта 2021 года.

Таким образом, процесс аннулирования диагностической карты предполагает изменение ее статуса в ЕАИСТО сотрудником ГИБДД. Каким образом ГИБДД будет проверять, нарушил ли водитель правила прохождения ТО или нет, в законе не освещается. Возможно, может учитываться информация о том, что конкретный оператор техосмотра выдавал фиктивные карты и у него отозвали аттестат.

Будут ли нововведения касаться карт, выданных до 1 марта 2021 года

В части 3 статьи 5 №122-ФЗ подчеркивается, что диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, признаются действующими до окончания сроков действия.

Цель нововведений

Целью нововведений являются исключение случаев фальсификации техосмотра, обеспечение качественной проверки транспортного средства, очистка дорог от машин, которые представляют опасность для дорожного движения.

По статистике, до 80% диагностических карт выдается с нарушениями. Доля автомобилей старше 10 лет превышает 50% от общего числа машин, и такие транспортные средства могут представлять угрозу безопасности движения для автовладельцев и пешеходов.

Неисправность автомобиля является одной из причин аварий на дорогах, поэтому после внедрения новых правил в МВД надеются сократить число ДТП на дорогах.

Последствия для водителей

Потенциально автовладелец может ездить на автомобиле, не прошедшим техосмотр. Но при проверке к нему могут применить санкции за данное нарушение: выписать штраф за отсутствие диагностической карты или выставить регрессное требование от страховой компании.

На основании части 2 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) штрафные санкции за отсутствие диагностической карты составляют 500-800 р. Но назначают штрафы не всем, а только легковым такси, грузовым и пассажирским авто с числом мест для сидения более восьми, машинам для перевозки опасных грузов. Водителям легковых машин указанные штрафы не назначают.

Стоит учесть, что с марта 2022 года в КоАП появится статья, по которой штраф за отсутствие диагностической карты составит 2000 р. для всех автомобилей. Такой штраф на основании Федерального закона №219-ФЗ от 2019 года «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» должен был появиться в КоАП с 27 июля 2020 года. Но Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» вступление штрафа в силу перенесено на 1 марта 2022 года. Выписывать штрафы будут с помощью камер не чаще раза в сутки.

Также водителей могут привлечь к уголовной ответственности за покупку и использование заведомо поддельной диагностической карты на основании части 3 статьи 327 Уголовного кодекса. Данное правонарушение грозит лишением свободы на срок до 1 года.

Наказание будет грозить водителю, купившему поддельную карту техосмотра, если он знал о том, что она поддельная. Страховая компания сможет выставить автомобилисту регресс* в случае неисправности авто или прекратить договор страхования из-за предоставленных недостоверных данных при оформлении страховки.

Регресс – это право страховой компании выставить счет на сумму, которая была выплачена потерпевшей стороне в ДТП. То есть сначала страховая выплатит страховое возмещение пострадавшей стороне, а затем взыщет затраты с виновника ДТП.

В статье 14 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» прописан перечень случаев, когда страховая может выставить регрессное требование. Одним из условий является отсутствие техосмотра у такси, грузовика, автобуса или автомобиля с опасным грузом. Согласно новому закону, регресс можно применить и в отношении легковых авто, если ДТП произошло по причине неисправности, а сроки действия ТО к тому моменту истекли. Причем про аннулирование речи нет, но как будет применяться норма на практике – пока неясно.

Итоги

  • С 1 марта 2021 года фиктивные диагностические карты, которые были куплены вместе с полисом ОСАГО без фактического прохождения техосмотра, будут аннулировать. Закон не имеет обратной силы и распространяется на диагностические карты, купленные после 1 марта 2021 года.
  • Аннулировать карты будут сотрудники ГИБДД.
  • Также с указанной даты будет применяться регресс от страховой компании, если ДТП произошло по причине езды на неисправном авто.

Техосмотр по-новому: что должно измениться с 1 марта 2021 года и насколько это возможно

Содержание

  • Смысл «обновления»: техосмотр 2021 и новые правила
  • Сколько стоит техосмотр в 2021 году
  • С какими неисправностями автомобиля не пройти техосмотр в 2021 году

После неоднократных переносов и сдвигов весной 2021 года должны заработать обновленные правила прохождения техосмотра . В этом материале собрали самое главное: изменения , стоимость и список неисправностей, которые не дадут его пройти.

Смысл «обновления»: техосмотр 2021 и новые правила

Самое главное — от техосмотра будет не отвертеться. После того, как в 2012-м функцию контроля и надзора за техническим состоянием транспорта забрали у МВД (ГИБДД) и отдали страховщикам (в лице РСА), процедура технического освидетельствования превратилась в профанацию. Если раньше (до 2012 года) отсутствие заветного талончика каралось инспекторами ДПС, то под крылом РСА караться перестало. Зато без диагностической карты стало невозможно получить полис ОСАГО. А вот уже за его отсутствие можно было налететь на санкции от полиции.

Но звучит все куда путанее и суровее, чем было по факту. Страховые брокеры и агенты приторговывали заветными диагностическими картами, для получения которых надо было заплатить символическую сумму — и даже ездить ни на какой подъемник ни в какой сервис не надо.

Техосмотр стал фикцией.

Это не ускользнуло от внимания ни МВД, ни РСА, и они сообща задумали вернуть, как было, и даже сделать лучше.

Поэтому прохождение техосмотра в 2021 году меняется: надзирать за техническим состоянием автотранспорта снова будет полиция, в которую данные о проведенном техосмотре должны передаваться из аккредитованного пункта.

Предполагается, что в новом техосмотре с марта 2021 года все будет по-цифровому и очень удобно:

  • заезжаешь в аккредитованный пункт проведения осмотра;
  • машину прогоняют по всем параметрам;
  • на входе и выходе авто фотографируется с привязкой к месту и времени совершения осмотра;
  • диагностическая карта с результатами осмотра и фотографиями по защищенному каналу отправляется в специальную базу МВД;
  • под каждой диагностической картой должна стоять электронная подпись аккредитованного технического специалиста.

Просто? Вроде да. Эффективно? Наверное. В теории, чтобы попасть в базу МВД, техосмотр надо будет реально пройти. Как минимум, под прицелом камеры заехать и выехать из пункта ТО.

Как на самом деле? Сказать трудно. На конец февраля в стране были проверены и аккредитованы только половина из имеющихся пунктов технического осмотра. В остальных — проблемы с коммуникациями, канализацией, и по техническим требованиям они не пролезают.

Поэтому не исключено, что в начале марта нас ждут давки и ажиотаж вокруг пунктов ТО, очереди и перепродажа мест в очереди, случится скандал, и обновления в очередной раз отодвинут.

Или нет. Ждем 1 марта с особым интересом.

Сколько стоит техосмотр в 2021 году

Зависит от региона. В отличие от дилерских плановых процедур, когда ценник рисует само предприятие, стоимость техосмотра регламентирует государство. И получается, кстати, даже дешевле, чем купить готовую диагностическую карту у страхового брокера. Например, цена техосмотра в 2021 для легковушки:

  • в Свердловской области — 498 рублей;
  • в Татарстане — 720 рублей;
  • в среднем по федеральным округам – 600 рублей.

И по этой части перемен не предвидится, хотя Минэкономразвития и заикался об установлении минимального тарифа для всех округов, чтобы защитить операторов от «недобросовестной конкуренции»…

Читайте также:  Порядок получения гражданства Армении гражданами России

С какими неисправностями автомобиля не пройти техосмотр в 2021 году

С теми же, что и раньше. Список поломок и в целом правила техосмотра в 2021 году коррекции не поддавались. Диагностика по-прежнему сводится к 7 крупным пунктам из «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств»:

  • двигатель;
  • колеса и шины;
  • тормозные системы;
  • рулевое управление;
  • внешние световые приборы;
  • стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла;
  • прочие элементы конструкции.

Соответственно, стучит рейка, люфтят рулевые тяги? Неисправность рулевого управления. Не прошел.

Стерт протектор, на двух осях стоят разные шины? Непорядок с шинами и дисками. Не прошел.

В фарах вместо галогеновых ламп — китайские диодные или «колхозный» ксенон? Неисправность внешних световых приборов. Не прошел.

Тормозные колодки стерты меньше контрольной метки? Неисправность тормозной системы. Не прошел.

Отдельно смотрят экологические параметры (выхлоп, концентрация вредных веществ в отработанных газах) и комплектацию автомобиля. Точно надо иметь в багажнике:

  • аптечку;
  • огнетушитель;
  • световозвращающий жилет;
  • знак аварийной остановки.

С одной стороны, ничего неподъемного в этих правилах техосмотра в 2021 году нет: ухоженный автомобиль, которому вовремя делают ТО и за которым в целом следят, пройдет диагностику без проблем.

Чуть хуже будет владельцам поношенных «шестерок» «Жигулей» с «кастомным» выхлопом, «спортивным» рулем, заваренным дифференциалом и розочкой на рукоятке МКПП.

Впрочем, им и так живется нелегко. С «Жигулем»-то.

Автор: Владимир Андрианов

Как вы считаете, вступят ли в силу изменения в техосмотре и насколько правильна идея с цифровизацией? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Техосмотр с 1 марта: 8 важных вопросов, которые волнуют водителей

С 1 марта в России изменятся правила прохождения техосмотра. Оформить диагностическую карту дистанционно больше не получится — придется ехать в специализированный пункт и ждать в очереди.

При этом без техосмотра по-прежнему будет невозможно оформить полис ОСАГО. Autonews.ru рассказывает, что изменится в жизни автомобилистов этой весной.

Что случится 1 марта?

В первый день весны вступит в силу приказ Минтранса, а вместе с ним — переход на новую систему прохождения технического осмотра автомобилей. Изменения заключаются в том, что теперь карты техосмотра будут оформлять исключительно в электронном виде, а машины при въезде в пункт техосмотра и выезде с него будут фотографировать. Эти фотографии, как и сами карты, должны будут храниться в единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС), которая принадлежит МВД.

Приказ, помимо прочего, устанавливает требования к точности определения координат места нахождения транспортного средства и пункта техосмотра — диагностическую карту можно будет только в пунктах, которые аккредитованы Российским союзом автостраховщиков (РСА).

Чтобы окончательно разделаться с «липовыми» диагностическими картами из сети, вместе с документом в силу вступит и полный пакет сопутствующих приказов, которые предусматривают крупные штрафы и даже уголовную ответственность за нарушение правил. За процедуру будут отвечать операторы техосмотры, которых обяжут подписывать документы электронной подписью.

Сколько времени займет прохождение техосмотра?

Пока это сложно предсказать. Сам техосмотр должен укладываться в полчаса, но есть серьезная проблема с нехваткой техцентров: по данным «Автостата», в России зарегистрировано 44,5 млн легковых автомобилей, в то время как РСА говорит лишь о 5,3 тысячи пунктов техосмотра.

Раньше они работали в «бумажном» формате, то есть не заставляли водителей приезжать в центры и выписывали диагностические карты удаленно. Теперь они так делать не смогут.

Другая серьезная проблема — отсутствие пунктов техосмотра в малонаселененных районах. Получается, что людям придется ездить за 200-300 км и стоять в очереди, чтобы пройти техосмотр. Более того, половина пунктов не готова к техническим изменениям, которые вводит приказ Минтранса.

В Министерстве транспорта и в РСА считают, что следить за количеством специализированных центров должны местные власти. Но у участников рынка есть сомнения, что на региональном и муниципальном уровнях за этим вообще будут следить.

Сколько стоит ТО?

Цена на прохождение техосмотра должна остаться примерно такой же, какой и была — порядка 500-1500 рублей, в зависимости от конкретного пункта.

Это относительно дешево, и это же одна из причин того, почему новая система может потерпеть крах. Дело в том, что пунктам просто невыгодно проводить техосмотр. Например, взвесить автомобиль стоит порядка 15-16 тысяч рублей, и для техцентров это куда выгоднее, чем потратить целый день и провести 15 технических осмотров.

Что там будут проверять?

Здесь ничего не изменится. Как и прежде, специалисты оценят внешнее состояние автомобиля, проверят все фары и огни (не только их наличие, но и угол освещения, яркость и т.д.), давление в шинах, состояние подвески, тормозов и двигателя. Кроме этого, оператор техосмотра замерит уровень моторного масла, антифриза, тормозной и других жидкостей, необходимых для стабильной работы машины.

В конце эксперт проверит другие элементы, которые нужны для соблюдения правил техники безопасности: зеркала заднего вида, ремни, дверные ручки и замки и прочее.

У меня уже есть диагностическая карта, которая действует до лета. Мне нужно проходить техосмотр 1 марта?

Нет, вовсе не обязательно. Вам необходимо пройти новый технический осмотр только тогда, когда заканчивается предыдущий, и изменения в законодательстве здесь ни на что не влияют.

Что будет, если не пройти техосмотр?

Через год после вступления в силу приказа, с 1 марта 2022 года, МВД начнет следить за автомобилистами, которые ездят без диагностической карты. Это будут делать в том числе и с помощью камер автоматической фиксации. Если вы ездите под камерами, то раз в сутки вам будут присылать штраф на 2 тысяч рублей, а если выяснится, что ваша карта выписана на непрошедшую техосмотр машину, то в ГИБДД эту карту аннулируют.

А если у меня неисправная машина, что будет?

Вам просто не выпишут диагностическую карту, пока вы не устраните все нарушения. Без этого бланка вы не сможете оформить ОСАГО. Впрочем, если вы знаете, что у вас неисправная машина, то выезжать куда-то опасно даже с диагностической картой.

Очереди и коллапс будут сразу же, то есть с 1 марта?

Вряд ли. Срок окончания действия диагностических карт у водителей разный. Кто-то, например, ее только недавно оформил и почти год может ездить по старой, а у кого-то она перестает действовать летом или осенью.

Но, в любом случае, сложности могут начаться и 1 марта, если вы живете в небольшом городе и вокруг не так много аккредитованных РСА техцентров. К тому же, некоторые из уже существующих пунктов могут не соответствовать новым требованиям и либо закрыться, либо переждать полгода — до момента, когда могут быть приняты поправки, которые смягчают требования к центрам техосмотра.

Ужесточение правил техосмотра: чего ждать водителям

В последнее время теме проведения техосмотра уделяется много внимания. Почему-то она вдруг взволновала чиновников и депутатов: весной ужесточили правила проведения ТО, а в конце июля наш президент подписал пакет законов, усиливающих административную ответственность за нарушения при техосмотре.

За отсутствие диагностической карты — штраф 2 тыс. рублей. За оформление фальшивой карты без реального осмотра — от 5 тыс. (для сотрудников) до 300 тыс. (для юридических лиц). А если будет доказано, что делали они это в сговоре в составе организованной группы, наступает уже уголовная ответственность с реальными сроками. Как заявляют власти, эти меры направлены на борьбу с распространенной практикой выдачи фиктивных диагностических карт без проведения техосмотра.

Но и это далеко не все новости: недавно ГИБДД добилась права участвовать в проведении ТО, правда, только автобусов. Как это будет выглядеть — пока никто не знает, но процедура разрабатывается. А совсем недавно Банк России предположил, что Российский союз автостраховщиков (РСА), который ведает аккредитацией операторов техосмотра, в перспективе может не справиться с задачами, поставленными новым законом. Что в итоге может привести к проблемам с оформлением диагностических карт. И поэтому некоторые функции по контролю за проведением ТО надо передать правительству. Или еще кому-нибудь.

Так что же происходит? Неужели грозит возврат жутких очередей в пунктах проведения техосмотра, как это было каких-то десять лет назад? Давайте разбираться.

Под прицелом фотоаппарата

Согласно изменениям в правилах проведения ТО, принятым в июне, все этапы должны строго фиксироваться на фотокамеру, а снимки — храниться в базе. (Хорошо еще отказались от первоначальной идеи записывать на видео, потому что не смогли решить, кто будет оплачивать съемки и хранение огромного массива информации.) Кроме того, все операторы техосмотра с июня 2020 по июнь 2021 года должны заново пройти аккредитацию в РСА, причем проверить должны все пункты ТО. А их, между прочим, более 5 тыс.! При этом надо понимать, что сейчас в штате РСА выездными проверками операторов ТО занимаются… десять человек.

В прошлом году они рассмотрели 380 жалоб на работу операторов, провели 213 выездных проверок. В результате 314 аттестатов аккредитации было аннулировано. А теперь им предстоит проверить 5 тыс. ПТО! Причем обязательно с выездом по месту работы. Да еще дополнительно произвести оценку пропускной способности оператора, рассчитать, сколько автомобилей он сможет “обслужить” в течение рабочего дня по специальным формулам. И если выяснится, что, скажем, не более 15 — значит, ему разрешат выдавать не более 15 диагностических карт в день. Здравствуй, очередь?

В РСА рассказали, что сегодня, чтобы содержать штат сотрудников и оплачивать их работу, они ежегодно получают от каждого аккредитованного оператора по 20 тыс. рублей. Если количество проверок увеличивается кратно, то должны вырастить и сборы с операторов — по предварительным расчетам, как минимум до 70 тыс. рублей в год. Услышав это, операторы просто взвыли — где брать такие деньги? Ведь расценки за проведение ТО сегодня регулируются региональными властями и составляют от 300 рублей в Дагестане до 1000 рублей в Иркутской области и Приморском крае. Увеличить эту сумму операторы не могут, вот и “экономят” на процедуре проведения ТО. Вплоть до проведения его в режиме онлайн, без предоставления автомобиля. Впрочем, большинство автомобилистов такое положение вещей, кажется, устраивает. Как и цена за проведение ТО. А вот депутаты и правительство решили вести беспощадную борьбу с фальшивыми диагностическими картами. И в итоге — с аварийностью. Кто за это в конечном счете заплатит, похоже, ясно.

Читайте также:  Пенсионный фонд в Артемовском

Впрочем, аварийность по причине “неудовлетворительного технического состояния автомобиля” (НТС) — это тоже вещь в себе.

Цена проблемы

Надо сказать, что доля аварий из-за НТС невелика и обычно составляет не более 2% от общего числа. Иногда эта цифра вдруг вырастает на 1–2 пункта, но обычно это случается как раз в канун принятия нового положения или закона о безопасности. Как мне объяснил один опытный сотрудник ГИБДД, как правило, НТС указывают в качестве второй-третьей, сопутствующей причины аварии. Проведение экспертизы — дело дорогое и сложное, а порой и невозможное — как найти неисправность в груде искореженного металла? Автомобилист просит, и инспектор ГАИ пишет в протоколе: главная причина ДТП — несоблюдение водителем скоростного режима, а также возможные проблемы с тормозной системой. Кстати, отечественных исследований по конкретным причинам отказов техники я не встречал (но они, конечно же, есть), но как-то увидел выводы финских дорожных властей. Так вот, они считают, что в 50–55% НТС — это всего лишь установленная на автомобиль изношенная или не соответствующая сезону резина. И во время летнего техосмотра трудно понять, во что обует к зиме свою машину ее владелец.

Кстати, в любом случае за аварию по причине неисправности автомобиля будет отвечать водитель. Такой пункт есть в правилах любой страны. Так, в наших ПДД записано: “Водитель транспортного средства обязан… перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства … Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, при негорящих фарах и задних габаритных огнях (в темное время суток или в условиях недостаточной видимости), недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада…” (ст. 2.3) И далее о том, что перед выездом водитель должен проверить, чтобы убедиться в исправности автомобиля.

Нормальный, ответственный автомобилист так и делает и не подумает выехать на машине, скажем, с проблемами в рулевом управлении, ведь он везет себя и любимых людей. А я не знаю ни одного примера в истории, чтобы за аварию, где в виде причины указано НТС, наказали пункт проведения техосмотра. Только владельца автомобиля! Ведь доказать некую халатность при проведении ТО практически невозможно. Даже если просветить всю машину рентгеном, провести физико-химический анализ состояния металла, то все равно это будет “снимок” состояния авто в эту конкретную секунду. А “усталость металла” может наступить через месяц.

Но если владелец внимательно (и регулярно) обслуживает своего железного коня, вероятность такого развития событий минимальная. Поэтому обязательный ТО в какой-то форме, конечно, нужен. Он дисциплинирует автовладельца, заставляет его проводить дополнительные регламентные работы, содержать машину в порядке. И поэтому техосмотр проводится в большинстве стран мира. Не во всех — некоторые от него все-таки отказались, посчитав это обязанностью владельца (большинство штатов США, Австралия и т.д.). В Грузии техосмотр отменили, когда поняли, что не могут победить коррупцию при проведении этой процедуры.

На перепутье

Итак, пройдет несколько месяцев, и положения закона, направленные на благое дело, — борьбу с фальшивыми диагностическими картами, вступят в силу. Но если выполнить все его пункты, это приведет к многократному росту цен на ТО. Переложить эти расходы на автомобилистов? Вряд ли это кому-нибудь понравится. У РСА сегодня нет физических и финансовых возможностей, чтобы выдать новую аккредитацию всем операторам техосмотра (напомню, на это отводится год).

Допустить, чтобы “посыпался” весь сложившийся механизм выдачи диагностических карт, а следом за ним — и полисов ОСАГО, в Банке России не могут. Вот и предлагают передать надзор за техосмотром правительству РФ. Кому уж там поручат заняться выполнением новых положений закона, не важно, хотя уже звучали предложения — Росаккредитации или Ространснадзору. Впрочем, штат этих организаций очень невелик (с прямыми обязанностями справиться бы), так что энтузиазма с их стороны я не вижу.

МВД, как известно, собирается получить полномочия по надзору за техосмотром автобусов; в этом случае на пунктах ТО будут присутствовать и сотрудники Госавтоинспекции. Но только позволят ли ради этого увеличить штат ГИБДД?

Руководители РСА уже обратились с письмами в правительство и во все заинтересованные ведомства, где указывают на возникшие проблемы и жалуются на недостаток финансирования для их решения. Для начала просят увеличить переходный период для подтверждения аккредитации с одного года до двух, а также дать союзу право выдавать аккредитацию без выездной проверки хорошо (и давно) работающим операторам.

“Болезни роста”

Помогут все эти меры? Наверное, они позволят убрать с рынка некоторое количество операторов, которые не проводят никаких осмотров, а лишь торгуют диагностическими картами. Но вряд ли заставят миллионы российских автомобилистов дружно отправиться на пункты ТО и честно пройти все процедуры. Для этого нужны другие меры, организационные и воспитательные.

Для начала хотя бы не мешало разобраться, кто у нас и за что отвечает, у кого какие права и обязанности. Вот РСА сегодня выдает аккредитацию для работы, но дальше процесс практически не контролирует, и даже если аккредитацию отзывает — некоторые организации продолжают штамповать диагностические карты, будто ничего не произошло. Наказать их страховщики никак не могут. Нет законной возможности для контроля и у ГАИ. А ведением единой базы по техосмотрам (ЕАИСТО), к работе и безопасности которой много претензий, почему-то по прежнему ведает МВД. А база давно нуждается в модернизации. Кто этим должен заняться? Вот в результате и получается классическая история про семь нянек…

Как техосмотр по новым правилам отразится на автовладельцах?

Если вас не пугает новая реформа техосмотра в России, которая запустится уже вот-вот, если говорить точнее, то в марте 2021 года, то вы счастливый человек.

Хотя, как бы ни хотелось вас разочаровывать, счастье будет мимолётным, а после придётся столкнуться с суровой реальностью. Сейчас многие новостные каналы чуть ли не ежедневно выкладывают свежие подробности об изменённой процедуре технического осмотра. Уже сейчас складывается впечатление, что это будет что-то сродни сложного квеста, который пройти получится далеко не у всех.

Есть подозрения, что изменения придуманы для того, чтобы вытеснить с дорог старые машины и дать дорогу только новым, полностью исправным. С точки зрения безопасности, это хороший ход, но что делать тем, кто сейчас не имеет средств выбросить старую машину и купить новую. На самом деле логика в этом есть, но чтобы вот так откинуть за борт старые машины, нужно к самой процедуре подходить очень серьёзно. Ладно, если бы существовало 10, 20 ну хотя бы 30 параметров, по которым бы судили, что машина либо исправна, либо ей пора быть утилизированной. Но нет, сегодня в МВД прописали около 80 параметров.

Проверку пройдут все внутренности машины: рулевое управление, тормозная система, световые приборы, шины, колёса и, конечно же, двигатели. Если в автомобиле будет замечены подтёки тормозной жидкости, либо специалисты заметят негерметичность трубопроводов, автомобиль пройти техосмотр не сможет. Стояночный тормоз должен так же работать как часы, он должен блокировать колёса на уклоне.

Отслеживать будут и плавность захода в поворот. Если вдруг оператору покажется, что плавность не поддерживается, то процедура не будет считаться пройденной. Так же особое внимание уделят суммарному люфту в рулевом управлении. Изготовитель показывает его предельные значения, и они не должны быть превышены.

Ладно, это всё понятно. Вспомните, что когда-то вы могли пройти процедуру с трещиной в стекле. Достаточно было обычного предупреждения. Сейчас пройти «мимо кассы» не получится. Все стекла должны быть целыми и на своих местах. Трещины допускаются, но они должны быть маленькими и не мешать обзору. Тем более, если трещину увидят со стороны водителя, то авто к техосмотру просто не допустят.

Если в вашей машине ремни безопасности в плачевном положении, начните исправлять всё уже сейчас. Внимание обратят на любые погрешность, будь то надорванная лямка, либо проблема с втягиванием или вытягиванием катушки. То же самое касается и стеклоочистителей. Все световые приборы должны быть настроены правильно и целы.

Пристально осмотрят шины и колёса. Не достаёт болта или гайки, которые являются крепящими элементами дисков и ободьев колёс? Попрощайтесь с вашей диагностической картой и скажите привет проблемам. Шины исключительно по сезону, сказать, что и так сойдёт, не получится.

Так же пугает то, что в настоящее время рассматривается норма, благодаря которой сотрудник ГИБДД сможет остановить автомобиль и аннулировать его диагностическую карту. Конечно же, в случае, если он найдёт какую-то неисправность.

Читайте также:  На какой срок по закону могут отключить свет?

Как и говорилось ранее, весь процесс технического осмотра будет записываться на видео. Доступ к материалам будут иметь только сотрудники Госавтоинспекции. И ещё, очень волнует вопрос, а смогут ли вообще желающие пройти техосмотр? Ведь наверняка операторы не готовы ни к наплыву клиентов, ни к строгости прохождения процедуры.

Можно предположить, что 1 марта реформу техосмотра в нашей стране не запустят. Только на это и приходится надеяться. В любом случае если так и будет, это не повод сложить лапки и бездействовать, а повод взять и устранить все неполадки.

Почему с 1 марта автовладельцы массово не смогут пройти техосмотр

Итогом многолетнего разгильдяйства станет серьезная реформа всей системы техосмотра — так, с 1 марта в России будут введены новые правила диагностики авто. Более того, с приходом календарной весны МВД получит право аннулировать диагностические карты автомобилей, которые были выданы без проведения самого осмотра. Соответственно, операторов, которые продолжат торговать липовыми документами, хотят штрафовать на внушительные суммы — от 100 до 300 тысяч рублей.

Водителей, не прошедших техосмотр вовремя, тоже ждет штраф, только куда более скромный — 2000 рублей. Его начнут применять не раньше 2022 года, чтобы автомобилисты привыкли получать, а не покупать диагностические карты.

Проверять факт проведения процедуры представители МВД предлагают при помощи современных технологий: машину на пункте техосмотра будут фотографировать дважды — до и после проведения диагностики, притом снимки должны сопровождаться координатами места, где машина находилась во время процедуры.

Первые же эксперименты показали вполне ожидаемое: в местах плотной застройки координаты определяются, мягко говоря, ошибочно. И с этим надо что-то делать. Разумная мысль — увеличить допустимую погрешность — пришла в Министерство транспорта слишком поздно. Да, представители ведомства уже заявили, что требования к фотосъемке надо бы поменять, но конкретные шаги до сих пор не сделаны.

Как самостоятельно и быстро почистить катализатор в автомобиле

Как при движении автомобиля избавиться от налипающего на «дворники» снега

И это — за две недели до старта реформы! Страховщики, которым сейчас отдана на откуп система техосмотра, уверены, что никто ничего не успеет. С их стороны поступило предложение полностью «отвязать» диагностические карты от полисов автогражданки при оформлении договора ОСАГО. Точнее, ввести мораторий от 6 месяцев до 1 года на продажу полисов «автогражданки» в обязательной связке с данными о прохождении ТО.

Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс уже анонсировал всеобщий коллапс. Он может и должен случиться, как минимум потому, что операторы техосмотра, на которых навесили новые требования, не готовы работать по старым тарифам 2012 года — им это просто невыгодно.

Притом часть игроков успела «тихой сапой» покинуть рынок. В реестре сейчас числится около 5000 станций, но половина — порядка 2500 — даже не ответила на запрос РСА, готовы ли они продолжит работу по свежим требованиям!

По идее ФАС обязана как можно скорее подготовить новую методику по тарифам. Вот только на дворе — уже середина февраля, а представитель «антимонопольщиков» лишь обещает выставить проект. И когда выставит, нас, автомобилистов, будут ждать совсем другие ценники на диагностические карты…

В ГИБДД тоже разделяют пессимизм страховщиков. Там даже провели закрытое совещание, итогом которого стали вполне ожидаемые выводы: как минимум, в 15 регионах страны система техосмотра полностью рухнет, как только наступит 1 марта. А все потому, что пункты ТО просто позакрываются, и обслуживать народ будет некому.

Как навсегда забыть о проблеме запотевания стекол в машине

Зачем продвинутые водители держат в автомобиле обрезки старого линолеума

Так, если реформа не будет отложена, с серьезными проблемами столкнутся автомобилисты из Москвы, Подмосковья, Бурятии, Башкирии, Крыма, Мордовии, Приморского и Камчатского краев, Ингушетии, Иркутской, Калужской, Новосибирской, Сахалинской, Иркутской и Ростовской областей. А может, и многие другие…

Кстати, в новой редакции закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» МВД прописало свыше 80 требований к безопасности машины при прохождении пресловутого ТО. Автовладельцы не смогут пройти процедуру, если у «железного коня» подтекает тормозная жидкость, не работает стояночный тормоз и люфтит руль.

В общем, реформу-то придумали, а как ее реализовать — не знают. На этом фоне тот факт, что новая редакция закона ‘«О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» содержит более 80 требований к самому транспорту, не имеет никакого значения. Какой смысл обсуждать то, что, может быть, еще не смогут запустить?

С 1 марта автомобилистов ждет «грандиозный бардак» на пунктах техосмотра

Их сотрудники пребывают в растерянности перед новыми правилами ТО

Фотофиксация въезда и выезда автомобиля на пункт технического осмотра — самое известное, но далеко не единственное новшество в правилах техосмотра транспортных средств, которое вступает в силу с 1 марта. МВД регламентировало требования к безопасности транспортного средства, которые предполагается контролировать. Куда интереснее, что правила проведения ТО по-новому так до сих пор и не прописаны. Единственное, что знают на данный момент сотрудники пунктов техосмотра, — в марте начнется «грандиозный бардак».

Поправки к федеральному закону, которые регламентируют требования к автомобилям при техосмотре, содержат более 80 пунктов и утверждены МВД России. В частности, транспортное средство не пройдет техосмотр, если имеются течи тормозной жидкости или иные нарушения ее герметичности, а также если плохо действует «ручник» — он должен работать и на уклоне. Требования прописаны подробно и в части рулевого управления: регламентирован суммарный люфт и предписана «плавность во всем диапазоне угла поворота». Должны наличествовать и быть исправными все стекла и световые приборы (небольшие трещины на лобовом стекле, не заходящие в область работы «дворников», по-прежнему допускаются). Ремни безопасности? Должны работать плавно. Шины и колеса? Одинаковые на каждой оси и в соответствии с сезоном. К грузовикам и автобусам — свои профессиональные правила, включая, конечно, тахографы и пассажирские ремни безопасности.

Мало что меняется

— В целом все эти требования и так были, они входят в технический регламент по допуску к дорожному движению, — пояснил «МК» владелец автосервиса Сурен Баблоян. — Более того, при техническом обслуживании любого современного автомобиля за такими вещами следят, при люфте в рулевом управлении, износе шин и тормозных колодок, течах в тормозной системе клиента обязательно предупредят. И «проблемную» машину из сервиса постараются не выпустить. У кого могут быть такие проблемы — это у водителей, которые «укатывают» свои машины до предела и практически не обслуживают.

Как рассказал сервисмен, отдельная норма, регламентирующая плавность вращения руля, появилась в связи с частыми неисправностями усилителей рулевого управления на ряде отечественных авто и старых иномарках. «Бывает, что руль «закусывает», и это может быть действительно опасно, — отмечает автомастер. — Единственный вопрос — как это обнаружить при техосмотре. Когда сбоит электроусилитель, приходится с клиентом кататься иногда по полчаса-часу, прежде чем неисправность вылезет».

Еще одна «засада», которая может ожидать владельцев даже ухоженных старых автомобилей, — светотехника: электросистема на многих иномарках «хорошо за…» и отечественных авто старше 10 лет часто дает сбои. Лекарство от этого — перед техосмотром заблаговременно зачистить контакты ламп светотехники и платы фонарей, а затем защитить их техническим вазелином или другой консистентной смазкой. Должно помочь на ближайшие несколько лет.

— И отдельная песня — газовое оборудование и фаркопы, — предупредил Сурен Баблоян. — Судя по всему, и на то и на другое будут нужны документы — рассказ о том, что вы поставили их десять лет назад, не поможет.

Не знают, как жить

Между тем пункты техосмотра, которых в Москве более 300, пока работают по старым правилам — даже без предварительной записи. Но — только до конца февраля: с марта правила действительно меняются. Новая версия регламента для пунктов ТО пока неизвестна даже их сотрудникам.

— Все, что могу сказать определенного, — это то, что лучше приезжайте до конца месяца, — посоветовал читателям «МК» мастер пункта ГТО на севере Москвы. — Какие правила будут, как мы по ним будем жить — ничего не известно, предстоит грандиозный бардак…

По словам мастера, пока непонятно, как будет производиться фотофиксация въезда и выезда автомобилей. На данный момент оборудование для этой съемки еще не поступило и не испытано, процедуры не прописаны. Известен только общий регламент: нужно сфотографировать автомобиль на въезде и выезде, с точным указанием времени и географических координат. Ряд пунктов ТО уже выяснили, что с координатами могут быть проблемы из-за помех — эта проблема решается на уровне МВД и Минтранса.

А ведь данные нужно будет еще и вносить в базу Единого реестра техосмотра (ЕАИСТО). Для этого также нужно будет новое оборудование, а главное — усиленная цифровая подпись должностного лица, осуществляющего техосмотр. Как это будет делаться — пока не отработано (или как минимум не доведено до персонала всех пунктов ТО даже в столице). А ведь осталось две недели — в том числе до реальной уголовной ответственности владельцев авто за пользование поддельными диагностическими картами.

Ссылка на основную публикацию