Имели право пожарные проводить проверку в мое отсутствие?

Пожнадзор хочет провести проверку меня как физического лица при этом сдача

в аренду моей собственности является предметом моей предпринимательской деятельности.

Могут только с соблюдением Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. N 290 “О федеральном государственном пожарном надзоре” вправе проверить помещения на предмет соблюдения правил.

Такое возможно Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”

Проверять будут соблюдение норм и правил безопасности в здании, а Вас как собственника могут привлечь к ответственности за нарушения, поскольку собственник несет бремя расходов на содержание своего имущества (ст. 210 ГК РФ)

Вы не вправе препятствовать проверке.

Иначе грозит ст. 19.4.1 КоАП РФ:

“Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24 и частью 9 статьи 15.29 настоящего Кодекса, –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей”.

Вероятней всего вы НЕ правильно поняли Пожнадзор НЕ будет проводить проверку вашей персоны, а вот осмотреть ваши нежилые помещения связанные с вашей предпринимательской деятельностью инспекция вправе

Удачи вам Владимир Николаевич

г.Уфа 06.07.2015 г.

Проверять имеют право. Но у вас тоже есть свои права.

Согласно статье № 7 Федерального Закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” – плановые проверки могут проводятся один раз в два года. Но в случае выявления в ходе плановой проверки будут выявлены нарушения, то возможно проведение контрольных (внеплановых) проверок

Проверяющие должностные лица должны предъявить удостоверение сотрудника соответствующего департамента и распоряжение начальника органа ГПС с указанием должностных лиц, направленных для проведения проверки, даты окончания и начала мероприятий по контролю. Общая продолжительность проверки не должна быть больше 1-го месяца. (Приказ МЧС России № 517 от 01 октября.2007 г. п. 3, 38, 48)

Проверка должна проводится в соответствии с законом “О пожарной безопасности”, если проводится в нарушение норм данного закона вы легко сможете обжаловать решения пожарного надзора.

Статья 6.1. Особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора

[Закон о пожарной безопасности] [Глава II] [Статья 6.1]

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящей статьей.

Предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.

В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия, наименование его правообладателя (правообладателей).

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение:

1) трех лет со дня:

ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;

окончания проведения последней плановой проверки;

2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности. Периодичность проведения таких проверок устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения организацией выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

2) наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

3) поступление в орган государственного пожарного надзора:

сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности;

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного пожарного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, а также требований пожарной безопасности на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 3 части пятой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”.

Предварительное уведомление организации о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце третьем пункта 3 части пятой настоящей статьи, не допускается.

Мероприятия по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах проводятся должностными лицами органов государственного надзора, уполномоченными на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), на основании плановых заданий. Порядок оформления и содержание плановых заданий на проведение мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как проводится проверка пожарной безопасности в МКД

Пожар уничтожает имущество людей, а в самых страшных случаях уносит человеческие жизни. Только строгое соблюдение правил пожарной безопасности позволит избежать ущерба и трагедий. Поэтому требования к соблюдению пожарной безопасности, предъявляемые государственными органами, строги.

Сегодня расскажем, кто следит за соблюдением этих требований, как проходят проверки пожарной безопасности и какие последствия ждут УО, если она нарушает правила пожарной безопасности.

Кто проверяет

За проведение проверок пожарной безопасности отвечает подразделение МЧС России – Государственный пожарный надзор.

Осуществлять проверку соответствия организации требованиям противопожарной безопасности может только аттестованный государственный инспектор.

Чтобы убедится, что инспектор имеет право проводить проверку, проверьте, что:

  • сотрудник одет в форму МЧС,
  • на груди у инспектора есть знак федерального государственного надзора,
  • в удостоверении личности сотрудника отражена должность проверяющего,
  • инспектор имеет распоряжение на проверку.

Если у вас не возникло никаких подозрений, то сотрудник может приступать к выполнению своих обязанностей.

Что проверяют

Если вам сообщили, что предстоит проверка на соблюдение правил пожарной безопасности, следует быть готовыми, что инспектор будет проверять и документы, и соблюдение требований на объекте.

Из документов подготовьте:

  1. Организационные: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, свидетельство о постановке на учёт в налоговый орган, приказ о назначении генерального директора организации, протокол о выборе способа управления многоквартирным домом, договор управления, технический паспорт.
  2. Подтверждающие состояние пожарной безопасности МКД:
  • приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность;
  • приказ о порядке и сроках проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума;
  • приказы о назначении ответственных за проведение вводного противопожарного инструктажа в организации, а также о назначении лиц, выполняющих первичный и повторный противопожарные инструктажи на рабочих местах;
  • приказы об утверждении программы проведения вводного инструктажа и программы первичного противопожарного инструктажа;
  • график противопожарных инструктажей, которые будут проводиться повторно;
  • журнал учёта проведённых инструктажей по противопожарной безопасности;
  • удостоверения о прохождении обучения пожарно-техническому минимуму;
  • приказ об установлении противопожарного режима на объекте;
  • инструкцию о мерах пожарной безопасности на объекте;
  • инструкцию о мерах пожарной безопасности для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения, при их наличии;
  • декларацию пожарной безопасности;
  • исполнительную документацию на установки и системы противопожарной защиты объекта;
  • годовой план-график проведения работ по техническому обслуживанию и плановому ремонту систем противопожарной защиты здания;
  • протоколы эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц и ограждений кровли здания;
  • протокол испытаний противопожарного водопровода – при наличии противопожарных водопроводных сетей;
  • журнал учёта наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей, а также иных первичных средств пожаротушения, паспорта на огнетушители.

Инспектор может запросить сертификаты соответствия пожарной безопасности материалов, используемых при ремонте общего имущества, графики и схемы мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, акты проверки средств противопожарной защиты многоквартирного дома и другие документы, которые касаются обеспечения пожарной безопасности многоквартирного дома.

После проверки документов инспектор отправится в многоквартирный дом. Там он обратит внимание на наличие:

  • табличек с номерами телефонов пожарной охраны и ответственных за пожарную безопасность лиц;
  • специальных знаков, которые обозначают отведённые для курения места;
  • знаков, которые обозначают категории помещений МКД по взрывопожарной и пожарной опасности;
  • незаконных перепланировок общего имущества;

Также инспектор проверит:

  • эксплуатацию чердачных и подвальных помещений;
  • состояние системы автоматической пожарной сигнализации;
  • состояние системы оповещения людей при пожаре;
  • использование горючих материалов при отделке путей эвакуации.

По какой причине могут проверить

Оснований для проверки может быть несколько:

  1. Истёк трёхлетний срок с момента ввода дома в эксплуатацию или с даты последней плановой проверки.
  2. Истёк срок исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений.
  3. В орган государственного пожарного надзора поступили обращения и заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц или органов власти о факте нарушения требований пожарной безопасности.

Виды проверок

Проверки могут быть двух видов – плановые и внеплановые. О плановых проверках можно узнать на сайте МЧС России. Их проводят один раз в три года. Есть и исключение – это надзорные каникулы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесённых к субъектам малого бизнеса. Если вы относитесь к этой категории, то пожарная проверка не грозит вам до 31.12.2018 года.

О проведении внеплановой выездной проверки инспектор государственного пожарного надзора обязан предупредить руководителя организации, которую ожидает проверка, не менее чем за 24 часа до начала её проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Исключения составляют случаи:

  • возникновения угрозы вреда жизни и здоровью людей, животных
  • угрозы причинения вреда растениям и окружающей среде;
  • угрозы нарушения безопасности государства;
  • угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушения прав потребителей.

В таких случаях предупреждения не ждите.

Срок проведения проверки – не более 20 рабочих дней. В исключительных случаях он может быть продлён. Исключительным случаем может считаться необходимость проведения сложных исследований, экспертиз и расследований при наличии мотивированных показаний инспектора государственного пожарного надзора.

Какие последствия

После того, как инспектор проведёт необходимые мероприятия по проверке, он составляет акт проверки в двух экземплярах. Если проверка проводилась по результатам предыдущего предписания и управляющая организация не устранила нарушения, то инспектор составит протокол об административном правонарушении. Сумму штрафа определяют пп. 3-8 ст. 20.4 КоАП РФ:

  • для юридических лиц – от 150 до 200 тысяч рублей;
  • для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 20 до 30 тысяч рублей;
  • для должностных лиц – от 6 до 15 тысяч рублей.

Если же управляющей организации ранее не выдавалось предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, то за нарушение она получит только предписание согласно п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ. В таком предписании указываются:

  • ФИО и должность руководителя проверяемого юридического лица;
  • что исследовалось в ходе проверки;
  • адрес исследуемого объекта;
  • мероприятия, которые необходимо выполнить в целях устранения выявленных при проведении мероприятия по контролю нарушений требований пожарной безопасности;
  • сроки устранения нарушений.

Если вы не согласны с выявленными в ходе проверки нарушениями, предписание можно обжаловать в десятидневный срок со дня его вручения вышестоящему государственному инспектору по пожарному надзору.

Когда приходит пожарная проверка

Пожарная проверка может прийти в любой момент к кому угодно, даже если у вас маленькая кофейня. Разбираемся, как пережить такую проверку и не поседеть.

Кто проверяет

Предприниматели должны соблюдать правила пожарной безопасности — защищать сотрудников, клиентов и имущество от пожаров. В законе прописано, как это сделать, и его нужно знать чуть ли не наизусть.

Все полномочия МЧС — в постановлении «О пожарном надзоре»

За соблюдением правил следит МЧС. Специалисты проверяют всё: торговые и офисные центры, небольшие магазинчики, кафе, клубы, причем не только помещения, но и территорию вокруг.

Когда приходит

Проверки бывают плановые и внеплановые. Для плановых проверок МЧС составляет график, его можно посмотреть заранее. В каждом регионе план проверок свой.

Плановые проверки обычно проходят раз в три года. О них предупреждают не менее чем за три дня. О внеплановых — за сутки.

Иногда МЧС может и не предупредить. Так бывает, если:

  • есть информация об угрозе жизни людей или животных;
  • когда уже причинили вред людям, животным или окружающему миру.

Внеплановая проверка приходит и чтобы посмотреть, как предприниматель исправил нарушения, которые нашли на плановой. Или в МЧС кто-то нажаловался, что компания нарушает правила пожарной безопасности. Или сам руководитель пожарного надзора вдруг решил проверить те или иные компании. Такое тоже бывает.

И плановая, и внеплановая проверка длится 20 дней.

Что взять у инспектора

Во время проверки у инспектора МЧС с собой должен быть приказ или уведомление. Вот как оно выглядит:

В нем указывают:

  • название и реквизиты компании, которую проверяют;
  • информацию о том, кто проверяет;
  • цели и сроки проверки;
  • какие документы нужно предоставить;
  • на основании каких законов проходит проверка.

Предприниматель получает в руки копию этого приказа и расписывается в нем. Без приказа проверка считается незаконной.

Кого проверяют чаще, кого — реже

Плановые проверки не всегда проходят раз в три года: иногда чаще, иногда реже. Кого-то вообще не будут проверять до 2020 года, пока действуют надзорные каникулы.

Это зависит от категории риска, к которой относится работа предпринимателя или здание. Чем выше категория, тем чаще проверяют. Если категорию риска присвоили, надзорные каникулы отменяются.

Категорию риска определяет МЧС. Она просчитывает, насколько тяжелыми могут быть последствия, если правила нарушат — например, сколько человек могут погибнуть. Детский лагерь в этом списке будет в первых строчках, а небольшое кафе — уже не настолько опасное предприятие.

Мы собрали таблицу, что проверяют чаще всего:

Сфера деятельности
Как часто проверяют

Поликлиники, больницы, санатории

Детские сады и школы

Один раз перед началом летних каникул

Социальные учреждения с проживанием. Например, пансионаты для пожилых людей

Всех остальных плановые проверки будут беспокоить реже:

Категория
Когда проверяют

Высокий риск. Это социальные учреждения из предыдущей таблицы

Раз в период из предыдущей таблицы

Читайте также:  Как проверить сколько владельцев было у авто

Значительный риск. Это кафе и рестораны, здания культурного наследия, вокзалы

Раз в четыре года

Средний риск. Это многоэтажные дома, магазины, мастерские

Умеренный риск. Кафе и магазины, в которых умещается не более 50 человек; небольшие по площади банки, офисы

Раз в десять лет

Узнать категорию риска

Теперь о главном — как узнать свою категорию риска. В этом поможет калькулятор на сайте МЧС. Указываете высоту здания, его назначение и сколько в нем бывает людей — и калькулятор выдаст категорию риска, к которой относится бизнес.

Если снимаете офис в торговом или бизнес-центре, узнать информацию о здании можно у ответственного за пожарную безопасность. Его именем подписан план эвакуации на каждом этаже.

На что обращают внимание

Первое, на что обращают внимание инспекторы, — есть ли инструкция о пожарной безопасности. В ней пишут:

  • по какой схеме будут эвакуировать людей;
  • какие меры предпринимают, чтобы пожар не случился. Например, не разрешают зажигать спички рядом с горючими материалами. Список мер можно составить самостоятельно или ориентироваться на закон;
  • как хранить и куда выкидывать пожароопасные вещества. Например, как хранить машинное масло на заправке. Поможет система стандартов безопасности труда;
  • где курить;
  • как вызывать пожарную охрану;
  • как включать и выключать технику и пользоваться огнетушителем.

Сотрудники должны расписаться в журнале инструктажа по пожарной безопасности. Такой журнал нужен в каждой компании. Инспектор может проверить, что в нем стоят подписи всех сотрудников.

Также инспекторы проверяют, чтобы на стенах висел план эвакуации и работал сигнал тревоги.

Если в здании работают больше 50 человек, инспектор проверит инструкцию для сотрудников по безопасной эвакуации.

Еще инспектор проверяет:

  • есть ли таблички с номерами телефонов пожарной охраны;
  • свободны ли двери на пути выхода из здания;
  • работают ли огнетушители;
  • свободны ли дороги и подъезды к зданиям, пожарным лестницам, источникам воды для пожаротушения, а зимой — очищены ли от снега.

Инспектор проверит всё это и даст заключение. Об этом дальше.

Кто отвечает за нарушения

После проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах. Один отдает предпринимателю. В акте указывает:

  • информацию о компании, которую проверяли;
  • когда и где проводилась проверка;
  • кто проводил и на основании чего;
  • что выяснили во время проверки;
  • информацию, что предприниматель или ответственный за пожарную безопасность сотрудник видел акт проверки или отказался его признавать.

Если нашли нарушения, отвечает за них руководитель компании или ответственный за пожарную безопасность. Один из них пишет объяснительную, в которой поясняет, что пошло не так.

Что бывает за нарушения

О штрафах — в статье 20.4 Кодекса об административных правонарушениях

Если во время проверки инспектор нашел нарушения, он может:

  • вынести предписание с требованием устранить нарушения и дать срок на это;
  • выписать штраф до 500 тысяч рублей, если затем предписание не выполнили;
  • приостановить работу до трех месяцев, если не исправили нарушения.

По моему опыту, предписания и штрафы выписывают чуть ли не на каждой проверке, а закрывают очень редко.

Но это не так страшно, как случаи, когда предприниматель нарушил правила пожарной безопасности и из-за этого пострадали или даже погибли люди. Это уже уголовное преступление, за которое предусмотрен срок до семи лет.

Что делать, если не согласны с проверкой

После проверки предприниматель может решить, что инспектор слишком придирался, или не согласиться с размером штрафа. В таком случае молчать не стоит, а нужно обжаловать решение инспектора.

Для этого в свободной форме пишут жалобу в суд. В ней указывают, что пошло не так: инспектор пришел без приказа о проверке, составил акт с ошибками или написал то, с чем предприниматель не согласен.

Бывают случаи, когда предприниматель не согласен, но решил не обжаловать, а просто молча не выполнять решение инспектора. В таком случае его могут привлечь к административной ответственности за невыполнение предписания.

Короче
Когда приходит проверка

Внеплановая — в любое время. Если есть веские причины, могут и не предупреждать

Плановая — зависит от группы риска. Чем выше категория, тем чаще проверяют. Маленькое кафе — раз в десять лет, поликлинику — раз в два года

Что проверяет пожарный инспектор

Инструкцию о пожарной безопасности

Огнетушители и систему оповещения

Журнал инструктажа сотрудников

Свободные подъезды к зданию

500 000 ₽

на столько штрафуют, если не исправить нарушения после проверки

Проверка МЧС: что проверяют пожарные при проверке организаций

Проверки пожарной безопасности

В России проведением проверок соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности, а также принятием мер в отношении различных субъектов по результатам этих проверок занимается Федеральный Государственный пожарный надзор (ГПН).

Предметом пожарной проверки является соблюдение требований пожарной безопасности на территориях, в зданиях и сооружениях, используемых (эксплуатируемых) организациями в процессе осуществления своей деятельности.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодно составляемыми графиками пожарных проверок. Ежегодные планы проверок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, размещаются на официальном сайте МЧС России.

Срок проведения каждой плановой и внеплановой проверки МЧС не может превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения длительных экспертиз, срок может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Административная процедура проверки соблюдения требований пожарной безопасности проводится только в форме выездной проверки.

Плановые и внеплановые пожарные проверки

Основанием проведения проверки являетя распоряжения органа ГПН о проведении плановой (внеплановой) проверки. Распоряжение подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН.

Проверка должна проводиться только тем должностным лицом органа ГПН, которое указано в распоряжении о проведении проверки. В случае болезни (иных обстоятельств) проверяющего, начальником органа ГПН либо его заместителем издается новое распоряжение.

О проведении плановой пожарной проверки уполномоченные должностные лица объекта (руководитель организации или лица, правомочные действовать от имени руководителя), в отношении которого проводится проверка, уведомляются органом ГПН не позднее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки.

Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения вручается под роспись должностным лицом органа ГПН уполномоченному лицу объекта.

Что проверяют пожарные при проверке?

При осуществлении плановой пожарной проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:

  • соответствия объекта требованиям пожарной безопасности;
  • выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
  • наличие документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;
  • готовность персонала к действиям в случае возникновения пожара;
  • правила поведения людей, порядок содержания территорий, зданий.

Непосредственно при проведении проверки должностные лица органов ГПН, при необходимости с привлечением экспертов и экспертных организаций, могут проводить следующие проверки:

Проверка документации по обеспечению пожарной безопасности, а также документов, характеризующих пожарную опасность.

Проверка наличия проектной и исполнительной документации на здания и системы противопожарной защиты.

Обследование территорий, зданий, сооружений, помещений с целью определения соблюдения требований пожарной безопасности технических регламентов, нормативных документов по пожарной безопасности и правил противопожарного режима. При этом пожарной проверке подлежат:

  1. въезды на территорию, проезды и подъезды для пожарной техники;
  2. противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и участками открытого хранения веществ и материалов;
  3. источники наружного противопожарного водоснабжения (наличие, характеристики, расположение, возможность подъезда пожарной техники);
  4. соответствие параметров зданий (площадь, этажность, высота) их степени огнестойкости, классам конструктивной пожарной опасности и категории по взрывопожарной и пожарной опасности;
  5. соответствие пределов огнестойкости и классов пожарной опасности строительных конструкций;
  6. классы пожарной опасности материалов, используемых для отделки (облицовки) помещений;
  7. наличие и состояние огнезащиты строительных конструкций, инженерного оборудования и материалов;
  8. категории производственных и складских помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности, их обозначение на дверях помещений;
  9. классы пожароопасных (взрывоопасных) зон и соответствие этим классам применяемого электрооборудования;
  10. защита от короткого замыкания и перегрузки электроустановок;
  11. молниезащита зданий и сооружений;
  12. устройства защиты от статического электричества;
  13. системы отопления (тип, теплоноситель, отвод продуктов сгорания, размещение радиаторов);
  14. системы вентиляции (размещение оборудования, огнестойкость воздуховодов, очистка от горючих отложений, огнезадерживающие клапаны);
  15. выполнение мероприятий по ограничению распространения пожара: разделение зданий на пожарные отсеки и секции, противопожарные преграды и заполнение проёмов в них, разделение помещений различных категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, огнепреграждающие устройства на оборудовании, огнестойкость узлов пересечения коммуникациями ограждающих конструкций, коммуникации за подвесными потолками,
  16. складирование горючих материалов;
  17. очистка конструкций и коммуникаций от горючих отходов и их уборка;
  18. эвакуационные пути и выходы: наличие и количество эвакуационных выходов из помещений, с этажей и из зданий, рассредоточенность эвакуационных выходов, высота и ширина эвакуационных выходов, двери эвакуационных выходов (вид, наличие легкооткрываемых запоров, направление открывания), пути эвакуации и их параметры (протяжённость, ширина, высота, наличие препятствий, перепады высот, материалы отделки, освещённость, загромождение, хранение материалов), лестницы и лестничные клетки (тип лестниц и лестничных клеток, освещённость, уклон маршей лестниц, размещение оборудования и коммуникаций, размеры маршей, ступеней, площадок, наличие устройств для самозакрывания и уплотнений в притворах дверей), планы эвакуации (количество, соответствие планировке помещений и требованиям ГОСТ);
  19. лифты (огнестойкость шахт и дверей шахт, режим «пожар», подпор воздуха в шахты и лифтовые холлы);
  20. автоматическая пожарная сигнализация, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, автоматические установки пожаротушения: наличие, соответствие проектной документации и нормам, работоспособность, электроснабжение;
  21. внутренний противопожарный водопровод: наличие, комплектация, пожарные шкафы, рукава, насосы, маркировка, работоспособность, проведение периодических испытаний;
  22. противодымная вентиляция: наличие, устройство, размещение оборудования, автоматизация, работоспособность;
  23. первичные средства пожаротушения: наличие, количество, марки и тип огнетушителей, размещение, перезарядка, исправность, ведение эксплуатационной документации;
  24. знаки пожарной безопасности, таблички с номером телефона вызова пожарной охраны;
  25. пожарные лестницы и ограждения на кровлях: наличие, количество, исправность, наличие протоколов испытаний;
  26. выходы на кровлю и в чердаки;
  27. применение электронагревательных приборов;
  28. режим складирования и допустимость совместного хранения материалов.

Права и обязанности проверяющих

Для того, чтобы представитель проверяемого объекта мог защитить законные права и интересы объекта в случае неправомерных действий со стороны должностных лиц органа ГПН, ему необходимо знать права и обязанности проверяющего.

Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции имеют право:

запрашивать документы и информацию, необходимые для проведения проверки, а при выявлении в них ошибок вправе требовать письменные пояснения;

беспрепятственно посещать объекты и проводить их обследования (в том числе проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и прочие мероприятия по контролю);

использовать технические средства фиксации хода и результатов проверки, а также выявленных нарушений требований пожарной безопасности;

привлекать экспертов и экспертные организации для проведения исследований, испытаний, экспертиз, а также представителей общественных организаций. При этом привлекаемые лица должны быть указаны в распоряжении о проверке;

выдавать предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Должностные лица органов ГПН при исполнении государственной функции не вправе:

осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица проверяемого объекта;

отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний и измерений без оформления соответствующих протоколов.

При проведении проверок должностные лица органов ГПН обязаны:

проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН;

предоставлять уполномоченному лицу объекта информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, а также знакомить его с результатами проверки;

осуществлять запись о проведенной проверке в журнале пожарных проверок при его наличии;

по требованию представлять информацию об органе ГПН, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения полномочий.

Права и обязанности проверяемых организаций

В свою очередь определенный набор прав имеют уполномоченные лица объектов, в отношении которых осуществляется проверка. Так, они могут непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения. Стоит отметить, что присутствовать могут как руководитель организации, так и их уполномоченные представители.

Руководитель или его представители вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с действиями должностных лиц органа ГПН, обжаловать решения и действия должностных лиц органа ГПН, повлекшие за собой нарушение их прав при проведении проверки, в досудебном порядке;

Лица, в отношении которых проводится проверка, обязаны:

обеспечить присутствие при проверке руководителей или уполномоченных представителей (ответственных за пожарную безопасность);

обеспечивать доступ должностным лицам органов ГПН при осуществлении ими проверок на территории, в здания, сооружения и на иные объекты, производственные, хозяйственные и иные помещения и строения;

предоставлять при проведении проверок по требованию должностных лиц органов ГПН сведения и документы о состоянии пожарной безопасности объекта защиты.

Акт проверки пожарных

По результатам проверки должностным лицом органа ГПН, проводящим проверку, составляется акт проверки в двух экземплярах.

В акте проверки пожарных указываются:

  • дата, время и место составления акта проверки;
  • наименование органа ГПН с указанием вида государственного контроля (надзора) – федеральный государственный пожарный надзор;
  • дата и номер распоряжения на проверку;
  • ФИО и должность лица, проводившего проверку;
  • ФИО и должность представителя объекта, присутствовавшего при проведении проверки;
  • дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  • сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  • сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки пожарной безопасности представителя объекта, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
  • подписи должностного лица, проводившего проверку.

Подпись должностного лица органа ГПН, проводившего проверку, в акте проверки пожарных заверяется печатью должностного лица органа ГПН.

К акту проверки пожарной безопасности могут прилагаться следующие документы:

решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;

протоколы отбора образцов продукции, проб;

протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;

объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;

предписания об устранении нарушений;

рапорт на продление срока проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения проверки);

распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора).

Номер акта проверки должен соответствовать номеру распоряжения о проведении проверки.

Как проходит проверка МЧС по пожарной безопасности

Как проходит проверка МЧС по пожарной безопасности

В статье рассмотрены актуальные вопросы, возникающие у предприятий, при прохождении проверки пожарной безопасности. Сроки проверки, кого проверяет МЧС, чек-лист, список контрольных вопросов, возникающих у инспектора во время контроля, какие документы запрашиваются, алгоритм обжалования результатов проверки.

В каких случаях МЧС проверит организацию по пожарной безопасности

МЧС проверяет предприятия по плану проверок и вне плана. План проверок на следующий год утверждают в декабре текущего года. Текущий план проверок МЧС на 2020 год в Свердловской области.

По плану проверяют все предприятия, кроме отнесенных к категории низкого риска.

Не исключают из плана проверок субъекты малого предпринимательства в социальной сфере, а также в сфере:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • теплоснабжения;
  • электроэнергетики;
  • энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Специальную периодичность плановых проверок установили для предприятий в сферах образования и медицины.

Периодичность проверок:

  • для предприятий, которые оказывают амбулаторно-поликлиническую, стационарную и санаторно-курортную медицинскую помощь, – не чаще одного раза в два года;
  • учреждений дошкольного, начального общего, основного общего и среднего полного общего образования, а также учреждений, которые предоставляют социальные услуги с проживанием, – не чаще одного раза в год;
  • детских лагерей – один раз перед началом каникул.

Для остальных предприятий периодичность плановых проверок зависит от категории риска предприятия.

  • с высоким риском – один раз в три года;
  • значительным риском – один раз в четыре года;
  • средним риском – не чаще одного раза в семь лет;
  • умеренным риском – не чаще одного раза в 10 лет.
Читайте также:  Договор строительного подряда между физическими лицами

Вне плана МЧС придет, если предприятие не выполнило в срок предписание по пожарной безопасности либо если на территории, где располагается предприятие, установили особый противопожарный режим.

Дополнительное основание для внеплановой проверки МЧС по пожарной безопасности – если ранее пожарный надзор не смог провести проверку предприятия и составил об этом акт.

Также пожарный инспектор придет, если в МЧС поступили:

  • сообщение от предприятия о том, что ввели в эксплуатацию объект защиты или изменили его класс функциональной пожарной опасности;
  • информация от граждан, организаций, органов власти, СМИ о нарушении требований пожарной безопасности на предприятии;
  • поручение Президента РФ, Правительства РФ о проведении проверки;
  • требование прокурора провести проверку.

Это следует из части 2 статьи 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и пункта 67 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644; далее – Административный регламент от 30 ноября 2016 г. № 644 от 30 ноября 2016 г. № 644.

На что обратит внимание МЧС при проверке пожарной безопасности: таблица контрольных вопросов. Общий перечень нормативных актов, соблюдение которых проверяет МЧС, см. в таблице.

Таблица. Самое главное, на что обратит внимание пожарный инспектор.

Что проверит инспектор

На что инспектор обратит внимание

Документы по пожарной безопасности

Приказы о соблюдении правил пожарной безопасности и о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность, инструкции по пожарной безопасности, акты об обработке огнезащитным составом деревянных конструкций, панелей, стеллажей и т. д.

Планы эвакуации на всех этажах здания, в том числе соответствуют ли планы фактическому расположению:

  • помещений;
  • средств предупреждения;
  • средств пожаротушения ;
  • средств связи

Средства пожарной автоматики

  • пожарной автоматики;
  • сигнализации;
  • оповещения;
  • пожаротушения;
  • дымоудаления.

Инспектор попросит показать ему акты проверки работоспособности пожарной автоматики

  • отработки планов эвакуации;
  • учета огнетушителей ;
  • технического обслуживания огнетушителей;
  • вводного противопожарного инструктажа ;
  • противопожарного инструктажа на рабочем месте ;
  • отработки планов эвакуации и т. д.

Первичные средства пожаротушения и их исправность. Инспектор проверит бирку на огнетушителе со сроком последней перезарядки

Внутренний пожарный водопровод и акт его последней проверки

Знаки пожарной безопасности

Знаки пожарной безопасности с местонахождением:

  • огнетушителей;
  • эвакуационных выходов;
  • телефонов;
  • ключей и т. д.

Эвакуационные пути и выходы

Захламленность эвакуационных путей, выходов, подвалов, чердаков;

достаточность ширины и высоты эвакуационных выходов;

количество эвакуационных выходов

Инспектор проверит, нет ли глухих решеток, которые могут помешать эвакуации людей либо доступу пожарным в здание в случае пожара

Электросети и аварийное освещение

Состояние электросетей и электробезопасности, в том числе:

  • акт замеров сопротивления изоляции и заземляющих устройств;
  • аварийное освещение;
  • электрические фонари у дежурного персонала;
  • электрощитовые;
  • скрутки в проводах и т. п.

Места для курения

На открытом воздухе:

  • знак «Место для курения»;
  • пепельница;
  • фонарь.
  • знак «Место для курения»;
  • плотно закрывающаяся дверь;
  • пепельница;
  • лампа освещения;
  • огнетушитель;
  • приточно-вытяжная вентиляция

При внеплановой проверке пожарный надзор проверит вопросы в соответствии с предметом проверки. Пожарный надзор не вправе требовать информацию, которая не относится к предмету проверки.

Это указано в абзаце 4 пункта 10 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644.

Какие документы запросит МЧС

Полный перечень документов, которые проверит пожарный инспектор, см. в таблице. В том числе инспектор может запросить:

  • учредительные документы;
  • приказы о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, и их должностные инструкции;
  • декларацию пожарной безопасности;
  • техническую документацию по вопросам энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты;
  • договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;
  • технологическую документацию, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными НПА, которые содержат требования пожарной безопасности;
  • договоры аренды, лизинга, иные гражданско-правовые договоры, которые подтверждают право владения, пользования или распоряжения объектом защиты на законных основаниях;
  • договоры на выполнение работ, которые подлежат лицензированию в области пожарной безопасности, для определения ответственных за пожарную безопасность объекта;
  • лицензию предприятия, которое выполняло на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
  • сертификаты соответствия или декларации соответствия на продукцию, которую выпускает или реализует предприятие.

Это следует из пункта 64 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644.

Какова процедура проверки МЧС пожарной безопасности

Пожарный надзор проводит исключительно выездные проверки (п. 55 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644).

Пожарный надзор проводит плановые и внеплановые проверки по распоряжению о проверке, которое издают по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.

Из распоряжения узнайте вид проверки – плановая, внеплановая, имя и должность инспектора, предмет проверки – что будут проверять, срок проверки и т. п.

Копию распоряжения инспектор предъявит, когда приедет на предприятие, вместе со своим служебным удостоверением.

Внеплановые проверки пожарный надзор согласует с прокуратурой. Внеплановые проверки по жалобе о нарушении правил пожарной безопасности проводят без согласования с прокуратурой, в нее направляют только уведомление в течение 24 часов после начала проверки (п. 68 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644).

О плановой проверке пожарный инспектор предупредит не позднее чем за три рабочих дня (п. 59 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644).

О внеплановой проверке пожарный инспектор предупредит не позднее чем за 24 часа до ее начала. Если внеплановую проверку проводят по жалобе, сообщению о реконструкции или в связи с ранее не проведенной проверкой, то инспектор не сообщит о проверке (п. 73 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644, ч. 16–17 ст. 10 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Продолжительность проверки предприятий не должна превышать 20 рабочих дней. Для малых предприятий общий срок плановых выездных проверок всеми контролирующими органами не может превышать в год:

  • 50 часов – для малого предприятия;
  • 15 часов – для микропредприятия.

По результату проверки инспектор составит акт, а если выявит нарушения, то еще предписание и постановление об административном наказании.

Сроки предписания для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности инспектор пожарного надзора установит с учетом:

  • характера нарушения;
  • имущественного и финансового положения;
  • организационных и технических условий, которые влияют на устранение нарушений.

Это указано в пункте 91 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644.

Что грозит организации и ее ответственным сотрудникам по итогам проверки МЧС по пожарной безопасности

Если по результатам проверки пожарной безопасности инспектор выявит нарушения, то на предприятие и ответственных за пожарную безопасность должностных лиц наложат штраф. В исключительных случаях деятельность предприятия могут приостановить до 90 суток.

Такие правила следуют по смыслу статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если нарушение правил пожарной безопасности повлекло вред здоровью или смерть работников, ответственным работникам грозит уголовная ответственность.

Подробнее о размере штрафа и виде наказания см. в таблице.

Как обжаловать результаты проверки МЧС по пожарной безопасности: пошаговый алгоритм

Обжаловать результаты проверки пожарного надзора можно в административном и судебном порядке.

Как обжаловать результаты проверки в административном порядке

Чтобы обжаловать результаты проверки, обратитесь к должностному лицу, которое выдало распоряжение о проверке, либо руководителю вышестоящего органа государственного пожарного надзора.

Если одновременно обратиться в вышестоящий орган пожарного надзора и в суд, то жалобу рассмотрит только суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Жалобу составьте в произвольной форме. Укажите в ней действия пожарного инспектора, с которыми не согласны, и приложите к ней подтверждающие документы. Направьте жалобу в течение 15 дней после принятия инспектором действия, которое обжалуете (п. 128 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644).

Жалобу рассмотрят в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Действия пожарного инспектора признают правомерными или неправомерными, а жалобу удовлетворят полностью или частично либо откажут в удовлетворении с указанием причин.

Это определено в пунктах 135–136 Административного регламента от 30 ноября 2016 г. № 644.

Как обжаловать результаты проверки в судебном порядке

Предписание пожарного инспектора и постановление об административном наказании оспаривайте в суде отдельно.

Представлять интересы организации в суде вправе адвокат или лицо с высшим юридическим образованием. В суде он предъявляет документ об образовании (ст. 55 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Предписание – это решение должностного лица органа государственной власти. Такие решения оспаривают в судах общей юрисдикции (подп. 2 ч. п. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ). Заявление об оспаривании предписания подайте в районный суд по местонахождению пожарного надзора.

Постановление – это документ, который инспектор выносит по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении. Жалобу на постановление подайте в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Дело рассматривают по месту совершения административного правонарушения – по местонахождению предприятия.

В исковом заявлении об оспаривании предписания или постановления, укажите, что инспектор грубо нарушил правила организации и проведения проверки. Перечень грубых нарушений проверки указан в части 2 статьи 20 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

Основания для отмены результатов проверки, проведенной с нарушениями Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, см. здесь.

Если суд отменит результаты проверки, то также он отменит предписание и постановление.

В исковом заявлении попросите суд приостановить срок исполнения предписания.

Сам факт оспаривания предписания в суде не приостановит срок его исполнения. Если суд удовлетворит просьбу, он вынесет соответствующее определение.

Дополнительные основания для отмены постановления:

  1. Инспектор пожарного надзора неправильно составил протокол. Протокол, а также объяснения и сведения из протокола – это основные доказательства по делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Если инспектор нарушил процедуру составления протокола, он не будет надлежащим доказательством.
  2. Инспектор нарушил срок давности – один год с момента нарушения правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Исключение – длящиеся нарушения, при которых сроки давности исчисляют с момента их выявления инспектором.
  3. Инспектор не доказал факт вины или нарушение требований пожарной безопасности. Инспектор обязан выяснить виновность нарушителя (ст. 26.1 КоАП РФ). Лицо признают виновным, если он мог соблюсти обязательные правила, но не принял необходимых мер (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Инспектор обязан доказать вину. Если у инспектора нет доказательств, то суд отменит постановление.
  4. Пожарный инспектор не известил лицо, которое он наказывает, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Эта обязанность установлена пунктом 2 части 1 статьи 29.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
  5. К ответственности привлекли не то должностное лицо. Например, если наказали специалиста по охране труда, но он не является ответственным по пожарной безопасности, то укажите это в исковом заявлении (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
  6. Инспектор квалифицировал нарушение неправильно.
  7. Малозначительность нарушения. Малозначительное правонарушение – то, которое не представляет существенного нарушения общественных правоотношений (ст. 2.9 КоАП РФ).

Если нет оснований, чтобы оспорить постановление, включите в исковое заявление просьбу о снижении размера штрафа до минимального уровня (п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).

Материал подготовлен при поддержке Системы Охрана труда.

На что обращает внимание пожарный инспектор

Итак, на что обращает внимание пожарный инспектор при проверке:

• Проверка планов эвакуации. Каждое общественное учреждение обязано иметь соответствующие подробные планы эвакуации на случай возникновения пожароопасных ситуаций, которые помогут сотрудникам беспрепятственно выйти из здания. В случае отсутсвия планов эвакуации администрация организации может быть подвержена штрафным санкциям.

• Проверка имеющейся пожарной сигнализации. Именно она должна сообщать всем находящимся в здании людям о соответствующей пожарной опасности и вынудить их покинуть помещения до возникновения несчастных случаев. Отсутствие данной системы безопасности также карается штрафными санкциями.

• Наличие специальной инструкции по пожарной безопасности, которую должны внимательно прочесть и подписать все сотрудники предприятия. В ней должно быть освещено все нюансы обращения с электрическими предметами, приборами и другими автоматизированными средствами, которые могут вызывать замыкания в электросети и привести к возникновению пожара.

• Проверка имеющихся средств для первичного тушения пожара, в которые входят песок, лопаты, топор, огнетушители с указанным сроком годности. Стоит отметить, что подобный комплект должен быть практически на всех этажах здания и гарантирует отсутствие несчастных случаев, если его вовремя использовать.

• Наличие внутренних пожарных кранов и их комплектацию пожарными рукавами. Они должны не иметь никаких выраженных признаков дефектов или деформаций, которые впоследствии смогут привести к возникновению несчастных случаев. Стоит отметить, что изгибы и другие негативные элементы состояния пожарного рукава способны оборвать его под высоким давлением воды.

• Проверка специальной пропитки всех имеющихся оконных проемов, дверей и стеллажей. Их деревянная основа не должна гореть, тем самым помогая предотвратить возникновения пожароопасных ситуаций. Кроме этого, они не должны под воздействием высоких температур выделять опасные токсины или неприятный запах, который сможет пагубно воздействовать на человеческий организм.

• Наличие непредвиденных препятствий на эвакуационном пути. К ним можно отнести разнообразные решетки, складируемые стройматериалы, мусор, который не пресекает доступ к аварийному выходу. В случае возникновения реальной опасности все они смогут препятствовать нормальному прохождению сотрудников общественной организации к безопасному выходу, который также должен быть оснащен специальной светящейся вывеской.

• Просмотр планировки здания и отсутствие каких-либо вмешательств в нее со стороны администрации. В случае их наличия и несогласованности с надлежащими инстанциями предполагается наложение штрафных санкций.

• Наличие таких аксессуаров системы пожарной безопасности, как электрические фонари или аварийного освещения. С их помощью сотрудники или посетители общественного здания смогут беспрепятственно найти необходимый пожарный выход и проследовать к нему. Стоит отметить, что освещение зачастую не предусмотрено в зданиях без дополнительного государственного финансирования.

• Проверка наличия специально оборудованных помещений для курения и наличие там урн и пепельниц. Согласно законодательству, подобные места для отдыха сотрудников должны быть у каждого общественного учреждения.

• В случае специально установленных противопожарных дверей, обязательно проверить всю документацию, подтверждающую их качество и надежность. В случае невыполнения ими своих непосредственных функций и возникновения несчастного случая ответственность будет нести администрация и пожарный инспектор, который проводил соответствующую проверку.

• Проверка имеющихся табличек с необходимой фамилией того, кто ответственный за пожарную безопасность. Именно этот человек обязан проводить контроль за соблюдением всех основных правил техники безопасности и проверку после окончания рабочего дня отключение электрических приборов.

• Использование разнообразных каминов, чайников и других предметов в не отведенных для этого местах. Стоит отметить, что подобные аксессуары категорически запрещены в общественных зданиях, которые характеризируются наличием большого количества макулатуры, таких как библиотеки или специализированные архивы.

• Проверка проводки, а именно наличие скруток, дефектов или деформаций, которые способны стать непосредственным источником короткого замыкания, а тем самым, и возгорания. Все признаки постороннего вмешательства в работоспособность электрических сетей, без ведома пожарной инспекции, должны тщательно документироваться и являются основой для штрафных санкций.

Эти пункты являются основными этапами деятельности пожарного инспектора, от исполнения которых непосредственно зависит пожарная безопасность проверяемого объекта.

Необходимая документация при проверке

• Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность в организации.

• Приказ о порядке проведения противопожарных инструктажей.

• Приказ о назначении ответственного лица за первичные средства пожаротушения.

• Приказ о назначении ответственного лица за проведение пожароопасных работ.

• Приказ о назначении ответственного лица за электрохозяйство.

• Приказ о определении и оборудовании мест для курения.

• Приказ о порядке обесточивания электрооборудования.

Читайте также:  Возражение на взыскание судебных расходов образец

• Приказ о порядке осмотра и закрытия помещений.

• Приказ о порядке уборки горючих отходов и пыли.

• Журнал учета проверок контролирующими органами.

• Журнал проверки производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

• Журнал регистрации инструктажей по пожарной безопасности.

• Эксплуатационный паспорт огнетушителя.

• Журнал ТО огнетушителей.

• Журнал учета первичных средств пожаротушения.

• Журнал учета пожарных кранов.

• Журнал проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных насосов и щитов.

• Инструкция для ответственного за пожарную безопасность помещения.

• Инструкция о мерах пожарной безопасности на предприятии.

• Инструкция по техническому обслуживанию огнетушителей.

• Инструкция по эксплуатации пожарного водопровода.

• Памятка сроки проверки и перезарядки огнетушителей.

• Нормы пожарной безопасности обучение мерам пожарной безопасности работников.

• Нормы оснащения помещений переносными огнетушителями.

• Акт проверки огнезащитной пропитки.

• Заявка на перезарядку огнетушителей.

• Порядок действий сотрудников в случае возникновения пожара.

• Порядок закрытия производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

• План противопожарных мероприятий на год.

• Журнал отработки плана эвакуации.

Полный комплект необходимых документов (приказы, инструкции, журналы по ПБ, положения, рекомендации) Вы можете приобрести на нашем сайте. Потратив совсем немного времени, Вы получите готовые документы по пожарной безопасности.

Гарантия низкой цены

Гарантируем более низкие цены при предоставлении коммерческого предложения или счета с указанием более выгодной цены, чем наша.

Доставка по звонку

Вместе с заказом Вам доставят товарный чек и все необходимые гарантийные документы.

Документы по пожарной безопасности

Предлагаемые документы (приказы, инструкции, инструктажи, акты, журналы, памятки) соответствуют текущему законодательству.

Права ГПН и проверяемого

Проведение любой проверки, а также принятие мер по результатам ее проведения осуществляется исключительно при соблюдении должностными лицами ГПН Федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности.) принципов законности и при соблюдении проверяемыми лицами презумпции добросовестности.

Основанием проведения любой пожарной проверки являются следующие законодательные и иные НПА:

ФЗ № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;

ФЗ № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

Административный регламент Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденный Приказом МЧС РФ № 375 от 28.06.2012.

ГПН Нажмите для перехода на ПожВики в соответствии со своей компетенцией имеет право:

1. Организовывать и проводить проверки граждан, организаций и органов власти.

2. По результатам проведенных проверок принимать меры в рамках, предусмотренных действующим законодательством РФ, в отношении следующих категорий субъектов:

руководителей органов власти;

лиц, владеющих, пользующихся и/или распоряжающихся имуществом;

лиц, ответственных за пожарную безопасность Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности) Нажмите для перехода на ПожВики ;

должностных лиц в пределах их компетенции.

Права должностных лиц ГПН в соответствии с действующим законодательством РФ могут несколько различаться в зависимости от того, какое именно должностное лицо осуществляет проверку. Рассмотрим более подробно, какими правами наделены должностные лица органов ГПН при осуществлении государственного надзора (п. 9–15 Постановления Правительства РФ № 290):

1. Инспекторы ГПН Государственный инспектор по пожарному надзору — должностное лицо органа управления или подразделения ГПС МЧС России, наделенное соответствующими полномочиями по осуществлению ГПН
(ПРИКАЗ № 132 от 17.03.2003 г. Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации) городов (районов) субъектов РФ, территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору имеют право:

проводить проверки в части соблюдения требований пожарной безопасности Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности) : деятельности организаций и граждан, состояния используемых объектов;

при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения о назначении проверки беспрепятственно посещать территорию и объекты защиты Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) Нажмите для перехода на ПожВики , проводить их обследование, а также исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю Мероприятие по контролю — cовокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (обследований, испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю
(ПРИКАЗ № 132 от 17.03.2003 г. Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации) ;

проводить экспертизы, исследования, испытания, расследования и иные мероприятия по контролю, в том числе с привлечением экспертов;

запрашивать и получать на основании таких запросов от органов власти, организаций и граждан информацию и документы, необходимые для проверки. Необходимо иметь в виду, что такие запросы должны быть мотивированными;

выдавать гражданам и организациям предписания:

– об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности Нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности) Нажмите для перехода на ПожВики (кроме реализуемой продукции);

– о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и по предотвращению угрозы возникновения пожара Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства
(ФЗ №69-ФЗ) ;

производить дознание по делам о пожарах и о нарушении требований пожарной безопасности;

составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела о таких правонарушениях и принимать меры по их предотвращению, в том числе применять временный запрет деятельности структурных подразделений, производственных участков, эксплуатируемых агрегатов, объектов, зданий Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных
(ФЗ №384 “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений”) и сооружений Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов
(Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ, статья 2, подпункт 23) . Также это может быть запрет на осуществление отдельных видов деятельности, оказание услуг, если данное решение необходимо для предотвращения угрозы жизни или здоровью людей (до вступления в силу постановления об административном правонарушении).

2. Инспекторы ГПН федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору имеют право:

проводить проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объектах обороны и иных объектах специального назначения;

при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения о назначении проверки беспрепятственно посещать территорию и объекты защиты, проводить их обследование, а также исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

проводить экспертизы, исследования, испытания, расследования и иные мероприятия по контролю, в том числе с привлечением экспертов;

запрашивать и получать на основании таких запросов от органов власти, организаций и граждан информацию и документы, необходимые для проверки. Необходимо иметь в виду, что такие запросы должны быть мотивированными;

выдавать гражданам и организациям предписания:

– об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции);

– о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и по предотвращению угрозы возникновения пожара Нажмите для перехода на ПожВики ;

составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела о таких правонарушениях и принимать меры по их предотвращению, в том числе применять временный запрет деятельности структурных подразделений, производственных участков, эксплуатируемых агрегатов, объектов, зданий и сооружений. Также это может быть запрет на осуществление отдельных видов деятельности, оказание услуг, если данное решение необходимо для предотвращения угрозы жизни или здоровью людей (до вступления в силу постановления об административном правонарушении).

3. Главные инспекторы ГПН федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору имеют право:

осуществлять действия, описанные в п. 2;

назначать и проводить проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти на объектах обороны и иных объектах специального назначения;

рассматривать и принимать решение о согласовании или необходимости доработки специальных Нажмите для перехода на ПожВики технических условий Технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее – изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее – исполнитель)
(ФЗ №162) для объектов защиты, которые являются объектами обороны и иными объектами специального назначения, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности;

отменять или изменять незаконные и/или необоснованные решения, которые были приняты нижестоящими инспекторами ГПН.

4. Главные инспекторы ГПН городов (районов) субъектов РФ, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители имеют право:

осуществлять действия, описанные в п. 1–3;

назначать проведение проверок на соответствие требованиям пожарной безопасности деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора;

назначать и проводить проверки деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (за исключением территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел) и органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности;

выдавать организациям и гражданам предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в отношении реализуемой продукции;

по находящимся в производстве органов ГПН, делам и материалам о пожарах вызывать должностных лиц организаций и граждан, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

вносить в орган местного самоуправления предложения:

– об установлении особого противопожарного режима Противопожарный режим — требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности) Нажмите для перехода на ПожВики на соответствующей территории;

– об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

отменять или изменять незаконные и/или необоснованные решения, которые были приняты нижестоящими инспекторами ГПН.

5. Главные инспекторы ГПН территориальных подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители имеют право:

  • осуществлять действия, описанные в п. 1–4.

6. Инспекторы ГПН субъектов РФ имеют право:

осуществлять действия, описанные в п. 1–4;

в целях подготовки решения о согласовании или необходимости доработки рассматривать специальные технические условия для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, в части отражения специфики обеспечения пожарной безопасности таких объектов и содержания комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности.

7. Главные инспекторы ГПН субъектов РФ имеют право:

осуществлять действия, описанные в п. 6;

назначать и проводить проверки деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ;

вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения:

– об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

– об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

принимать решение о согласовании или о необходимости доработки специальных технических условий для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности. Исключение представляют объекты защиты, которые являются объектами обороны и иными объектами специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации.

8. Инспекторы ГПН РФ имеют право:

осуществлять действия, описанные в п. 1–7;

назначать проведение проверок и проводить проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти.

9. Заместители Главного инспектора ГПН РФ имеют право:

  • осуществлять действия, описанные в п. 1–8.

10. Главный инспектор ГПН РФ имеет право:

осуществлять действия, описанные в п. 1–8;

согласовывать положения о ведомственной пожарной охране Нажмите для перехода на ПожВики , содержащие порядок осуществления ведомственного пожарного надзора Ведомственный пожарный надзор — деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности) на объектах, подведомственных Федеральной службе безопасности РФ;

координировать деятельность главных инспекторов ГПН федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору в области организации и осуществления государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.

Теперь рассмотрим, какими правами обладают проверяемые лица (руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридического лица/ИП) (ст. 21–22 ФЗ № 294-ФЗ). У них есть право:

присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по тем вопросам, которые непосредственно относятся к предмету проверки;

получать от органа ГПН информацию, относящуюся к предмету проверки;

знакомиться с документами и/или информацией, полученной органом ГПН в рамках межведомственного взаимодействия от органов, в распоряжении которых находятся такие документы и/или информация. Проверяемое лицо вправе по собственной инициативе представить такие документы и/или информацию;

знакомиться с результатами проверки, а также указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами или отдельными действиями должностных лиц ГПН;

обжаловать действия (бездействия) должностных лиц ГПН, которые повлекли за собой нарушение прав проверяемого лица. Такое обжалование возможно как в административном, так и в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством РФ;

привлекать к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ;

возместить вред, причиненный при проведении проверки ГПН. Такой вред может быть причинен как неправомерным действием, так и аналогичным бездействием должностного лица ГПН, и подлежит возмещению в установленном законодательством РФ порядке за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с гражданским законодательством. Возмещению подлежит:

– сам причиненный вред;

– упущенная выгода (неполученный доход);

– расходы на получение профессиональной, в том числе юридической, помощи.

Ссылка на основную публикацию