Форма правления: что это такое, описание и особенности

Понятие, виды и характеристика основных форм правления

Форма государственного правления — это элемент формы госу­дарства, характеризующий организацию верховной государствен­ной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотноше­ния с населением.

Существуют две основные формы правления — монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

1.Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

1) власть передается по наследству;

3) не зависит от населения.

Монархии бывают двух видов.

1)При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. (Саудовская Аравия).

2)При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся сословно-представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

2.Республика — это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Признаки республики: 1) выборность власти;

3) зависимость от избирателей.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу и перед кем — парламентом или президентом — правительство несет ответственность.

1)В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т. е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

2)Президентская республика — это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность.

В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

3)Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

15. Формы государственного устройства: понятие и их характеристика. Основные виды унитарного государства и федерации.

Форма государственного устройства — это элемент формы госу­дарства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ по­литического и территориального деления, обусловливающий оп­ределенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Формы правления

Формы правления — это институциональная модель государственного правления; структура того, как высшие органы устроены (их взаимосвязи и полномочия). Основные формы правления государства — это монархия и республика.

Монархия является единоличной формой правления, т. е. король правит нацией.

Республика — это форма правления, при которой народ избирает своего правителя.

Форма правления РФ

В ст. 1 Конституции РФ говорится, что в России действует республиканская форма правления.

До 2020 года в современной России была президентско-парламентская республика. В ст. 103 Конституции РФ описано множество полномочий Государственной думы, что указывает на политическое равновесие между Гос. думой и Президентом. В начале 2020 года начали обсуждаться поправки к Конституции России, из-за которых форма правления РФ значительно изменится.

Формы правления

Существует две главные формы правления. В зависимости от того, как меняется глава государства, можно определить, какая форма принята в государстве — монархия (наследование должности) или республика (выборы).

Монархия

В этой форме правления глава государства — монарх (король, император и т. д.) и власть переходит по наследству. Монархия может быть Абсолютной или Ограниченной.

Абсолютная монархия

Официально, монарх имеет полный контроль (без каких либо ограничений конституцией или парламентом); например: Объединённые Арабские Эмираты, Катар.

Теократическая монархия — это разновидность абсолютной; монарх является одновременно и светской, и религиозной главой; например: Королевство Саудовская Аравия, Ватикан.

Ограниченная монархия

Может быть Дуалистической или Парламентарной. Пример ограниченной / конституционной монархии — Люксембург.

Дуалистическая — власть между монархом и парламентом поделена поровну; например: Иордания, Марокко, Кувейт.

Парламентарная — власть монарха ограничена парламентом, которому принадлежит законодательная власть; например: Великобритания, Швеция.

Республика

При этой форме правления выборы определяют верховную власть на обусловленный срок. Республика может быть 4-х типов.

Президентская

Самая большая власть у президента; например: США, Уругвай.

Парламентская

Парламент является высшим органом власти (который избирается гражданами), глава правительства — премьер-министр; например: Греция, Италия, Германия.

Смешанная (или полупрезидентская)

Найден баланс между республиками президентского и парламентарного типа, однако характеристики правления в каждой стране зачастую отличаются; например: Франция, Россия.

Социалистическая

Форма правления, которая стала следствием социалистической революции; теоретически предоставляется единовластие народа во главе с классом пролетариата; например: Китайская Народная Республика, Республика Куба.

Формы правления по Платону

Платон разделял формы правления на правильные и неправильные.

Правильная форма правления одна — аристократия, которая описывается как праведное правление мудрых философов.

Неправильные формы правления:

  • тимократия — правление тех, кто преследует войны и славу (а не деньги);
  • олигархия — власть находится в руках небольшой группы очень богатых людей;
  • демократия — правление находится в руках бедняков (результатом станет беспорядок и рабство);
  • тирания — единоличное правление над всей страной.

Форма правления по Аристотелю

Аристотель считал, что самая правильная форма правления — это полития. Полития — во всём правит средний класс; эта форма правления получилась путём соединения двух форм, которые считаются неправильными: олигархии и демократии.

Аристотель разделил формы правления по целям и по числу правящих.

ОдинНемногиеБольшинство
ПравильныеМонархияАристократияПолития
НеправильныеТиранияОлигархияДемократия

Если властители преследовали всеобщее благополучие, это были правильные (монархия, аристократия, полития), а если они стремились к личной выгоде, то это неправильные формы правления (тирания, олигархия, демократия).

Также Аристотель поделил формы по количеству лидеров: когда правил один (монархия, тирания), несколько (аристократия, олигархия) и когда правит большинство (полития, демократия).

Формы правления – монархия и республика, их виды, характеристики и признаки

Она определяет, как создается государственное управление, на какие структуры подразделяется.

Также от нее напрямую зависит построение взаимоотношений между высшими органами власти и населением страны, обеспечение прав и свобод каждого отдельного гражданина.

Распределение по типам

У форм государственного правления есть много различных признаков. С их помощью удается проводить классификацию. В глобальном смысле их разделяют на две подкатегории:

  1. Монархии, когда власть в наличии у одного человека и передается по наследству (преимущественно по мужской линии).
  2. Республики, когда органы управления избираются населением на конкретный промежуток времени. Выборы проводятся специальными комиссиями, контролирующими свободу граждан принимать решения.

Формы правления в России сменялись на протяжении истории. В настоящее время она является демократической правовой федеративной республикой.

На высшем уровне установлено равноправие между парламентом и президентом, однако ключевой составляющей власти является многонациональный народ страны.

Признаки классической монархии

Монархическое управление государством подразумевает единоличную верховную власть. Она передается наследнику (родственнику по горизонтальной или вертикальной линии) после смерти монарха.

Основные признаки:

  • Власть у единоличного лидера пожизненная;
  • Переход управления носит наследственный характер;
  • Государственные органы формируются по усмотрению главы;
  • Лидер не несет никакой юридической ответственности, его действия не караются законом.

Монархия — самый древний способ управления. Все ранние государства практиковали именно ее. Она возникла во время рабовладельческого строя. В период феодализма только укрепилась.

Сегодня большинство стран отказались от нее, в некоторых сохранились лишь формальные черты (например, Англия).

Категории единоличного управления

Монархическое управление осуществляется разными способами. Глава государства всегда остается неприкосновенным, юридически безответственным. Однако нюансы все-таки существуют:

  • Абсолютная. Есть единственный человек, которому власть принадлежит полностью. Любые другие органы управления отсутствуют, никто не контролирует компетентность лидера.
  • Конституционная. Власть лидера ограничивается парламентскими органами управления, что для монархии нетипично. Как правило, в конституции прописывается ответственность главы, и он не имеет прав ее изменить.
  • Дуалистическая. Немного похожа на парламентскую, только здесь управление разделяется между двумя органами — главой и партией. Монарх обычно занимается интересами феодалов, а парламент — буржуазией и другим населением страны.
  • Теократическая. Лидеру принадлежит вся власть — как социальная, так и религиозная.

Россия была абсолютной монархией в 17−18 вв. Есть много других примеров соответствующего режима, например, дореволюционная Франция. Хорошо, что она не задерживалась надолго.

Когда глава государства получает полную власть, ничем не ограниченную, наблюдается упадок сословия. Помимо юридической безответственности, в его подчинении постоянно находятся армия, полиция, медицинские работники и пр. Соответственно, они перестают выполнять свои основные функции, переходя под влияние одного человека, а не населения.

Со временем единоличное управление обретает цивилизованные очертания. Монарх может назначать чиновников, которые контролируют феодалов. Но вмешательство в личную жизнь граждан, навязывание решений все равно присутствует.

И по утверждению исследователей, страны с абсолютной монархией неспособны на долгое существование.

Характерные черты республики

Государственный строй, при котором органы власти избираются населением страны, называется республикой. В такой форме правления каждый отдельный гражданин имеет политические, юридические и личные права, а таблица построения властных структур полностью зависит от народа. Также для нее характерны такие черты:

  • Помимо единоличного, существует и коллегиальный орган власти. Не всю ответственность берет на себя президент — его решения рассматриваются парламентом;
  • Глава избирается на конкретный срок, прописанный в Конституции;
  • Президент решает проблемы населения, защищает интересы народа, а не свои личные;
  • Лидер страны несет такую же юридическую ответственность, как и все остальные граждане;
  • Есть четкое разделение полномочий между органами власти.

Самой первой республикой, известной сегодня, является Рим с 509 г до н. э. Тогда это была не классическая форма управления государством, а совмещенная.

Устройство власти включало в себя монархов, представителей демократических сословий и богатых людей, которые тоже имели свое влияние.

Виды народовластия

В отличие от монархий, республиканских форм правления не настолько много. В глобальном смысле бывает только два типа: президентская и парламентская. В первом случае организация верховной власти полностью ложится на плечи главы государства. Он становится лидером как страны, так и правительства.

Способы правления характерны:

  • Формирование правительства осуществляется вне парламента;
  • Органы власти ответственны перед главой государства;
  • Президент имеет намного больше полномочий.

В парламентской республике верховная власть принадлежит соответственному органу. Тут народ выбирает не главу, а партию.

Она же, в свою очередь, путем голосования назначает президента. Однако его можно сменить, если большая часть депутатов разочаруется.

Исторические примеры

Каждая из форм правления когда-либо существовала на планете. Некоторые сохранились до сих пор, хотя для цивилизованного мира они выглядят странно, даже варварски.

Из современной истории можно привести примеры монархий:

  • Абсолютные — Катар, Саудовская Аравия, некоторые другие страны Африки.
  • Конституционные дуалистические — Марокко, Кувейт, Монако.
  • Конституционные парламентские — Дания, Швеция и некоторые другие государства европейской карты.
  • Классические парламентские — Великобритания.
  • Классическая конституционная — Япония (власть сосредоточена у кабинета министров).
  • Теократическая — Ватикан.

Большинство стран Европы практикует единовластие только в формальном режиме. Также существует такое понятие, как традиционная монархия.

Термин применяется к странам, которые на самом деле являются республиками, имеется Конституция, власть принадлежит народу. Однако существует и лидер, отыгрывающий роль в проведении различных торжеств и празднеств. Он своеобразный символ.

Республик в современности намного больше. Это значит, что цивилизованное общество развивается, отходит от рабовладельческого строя и феодализма. Одним из классических примеров является США, где практикуется президентский формат. Глава государства является верховным главнокомандующим, представителем правительства, наделяется полномочиями распускать парламент, если сомневается в его компетентности.

Интересно соотнести понятия политического режима и формы правления. В первом случае понимаются методы осуществления власти. Разновидности — демократия, бюрократия или авторитаризм. Обратная категория — анархия, она позиционируется как полное отсутствие какого-либо режима, и каждый гражданин волен делать все, что ему захочется.

Форма правления по определению отличается. Так называют установленные на конституционном уровне законы и правила, в соответствии с которыми устанавливается власть. Не допускается выход за эти рамки. Если такое наблюдается, то гражданин, независимо от его положения в обществе, должен будет понести юридическую ответственность.

История власти в России

Россия — уникальна в своем роде. За всю историю существования форм правления в РФ было предостаточно. Изначально она была монархией, даже когда для большинства зарубежных стран она стала нетрадиционной. Из-за единовластия наблюдался определенный упадок, как социальный, так и экономический. Поэтому Великая Октябрьская революция стала логическим завершением этого устоя.

После свержения большевиками монархического строя формируется социалистическая республика, или СССР, разделенная на несколько унитарных государств. Этот удивительный опыт в столь глобальном масштабе не переживала ни одна другая страна на планете. Ввелась Конституция, определились законы. В качестве президента выступал Генеральный секретарь, наделенный широким спектром полномочий.

Развал СССР приводит к плюрализму. Современная республика только начинает формироваться, поэтому наблюдается некий упадок. Коррупция во власти, отсутствие контроля, правительственные разборки — все это постепенно разрушает страну. Влияние оказывают и западные ценности, которые просачиваются после снятия «железного занавеса».

Современную Россию можно кратко охарактеризовать как смешанную республику. Лидером ее является Президент, он же главнокомандующий. И он, и парламент наделяются одинаковыми полномочиями.

В РФ не только глава государства, но и депутаты в Думу выбираются народом, каждый в своем округе. Это обеспечивает каждого гражданина Российской Федерации полной и непосредственной свободой.

Что такое форма правления государством и какие они бывают

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На Земле существует свыше 200 независимых государств, каждое из которых по разным признакам не похоже ни на какое другое.

Однако у стран есть ряд общих черт, одна из них — форма государственного правления.

Этот элемент присущ любому современному государству (это что?) независимо от уровня экономического развития, политического режима, исторических традиций, официальной религии и иных признаков.

Давайте вместе разберемся, какими бывают формы правления, на что они влияют и как определяют деятельность государственных органов.

Форма правления — это .

Форма правления — это один из компонентов формы государства, определяющий процедуру формирования и механизм организации деятельности высших госорганов. Она задает период функционирования органов власти, перечень их компетенций и характер взаимоотношения друг с другом.

Нередко отражается в титульном названии (республика Корея, княжество Монако) или точно определяется в тексте Основного закона государства.

При определении ФП может учитываться степень участия граждан в формировании политической власти. Политический режим (это что такое?), форма правления и форма государственного устройства выступают элементами формы государства.

Классификация форм правления

В науке формы государственного правления принято классифицировать по двум типам — монархии и республики .

Такое деление является основным и используется в школьных и вузовских программах. Главное отличие этих форм заключается в способе формирования высшей государственной власти. В монархии это происходит через механизм наследования, а в республиках — через выборы.

Виды монархий

Термин монархия дословно переводится с греческого языка как « единовластие ».

Подобная трактовка очень точно передает ее суть — в таких государствах власть находится у единоличного правителя, который получает свой титул (король, император, султан и другие) в порядке наследства и сохраняет до конца жизни.

Сегодня на планете преобладают две исторические формы монархии :

    Абсолютная . Отличается концентрацией всех ветвей госвласти в руках одного правителя. В стране обычно отсутствуют представительные органы, а монарх опирается на близкие ему совещательные структуры наподобие Дивана в Саудовской Аравии, в который входят представители правящего клана Саудитов.

Иногда монарх дополнительно выполняет функции религиозного лидера, концентрируя в своих руках светскую и духовную власть (Оман, Саудовская Аравия). Существует немало классификаций современных абсолютных монархий, где их число варьируется от 2 до 8.

Чаще всего в этих списках присутствует Саудовская Аравия, Оман, Бруней, Катар. Особняком стоит Ватикан. Это единственная теократическая монархия, возглавляемая духовным лицом Римским Папой.

  • Конституционные . В таких государствах политическая власть руководителя реально ограничивается Основным законом. Они существуют в двух разновидностях:
    1. Дуалистические — промежуточная форма между абсолютной и парламентской монархией. В подобных странах законодательную власть осуществляет представительный орган, а исполнительная принадлежит королю, который может реализовывать ее через назначаемое им правительство. Последнее, как правило, одновременно отвечает перед парламентом и монархом. К такому типу государств относят Иорданию и Марокко.
    2. Парламентские — монарх имеет исключительно номинальную власть, связанную с представительскими функциями. Его положение точно подчеркивает формула: «монарх властвует, но не правит». Исходящие от руководителя государства нормативные акты нуждаются в контрасигнатуре — положительном мнении премьер-министра или рядового министра.

    Во многих странах короли имеют право наложения veto на законы парламента или назначения в правительство, но в реальности не пользуются ими. Большинство подобных монархий расположены в Западной Европе — Швеция, Нидерланды, Испания, Бельгия, Норвегия, Дания и другие. Форма правления Великобритании, Японии, Канады также попадает в эту категорию.

    Виды республик

    Термин республика имеет латинское происхождение и в переводе на русский означает « общественное дело ». Большинство таких государств возглавляет выбранный народом президент.

    В современной политологии выделяют три вида республик :

      Президентская . Отличается существованием системы сдержек и противовесов, которая обеспечивает четкое разделение компетенций трех ветвей госвласти. В такой стране президент лично возглавляет правительство, но не может прекратить полномочия представительного органа.

    При этом парламентское большинство не способно повлиять на создание правительства. Принцип существования подобного государства соответствует формуле: сильный президент — сильный парламент (это что такое?). Яркий пример — форма правления США.

    Парламентская . Представительный орган обладает правом участвовать в формировании ответственного перед ним кабинета министров и избирать президента. Политическая миссия последнего очень незначительна, поэтому он зачастую выполняет представительские роли.

    Признаки парламентской республики :

    1. президент не является руководителем исполнительной ветви власти, хотя номинально может назначать главу правительства;
    2. политическая ответственность исполнительной власти перед парламентом;
    3. акты, подписанные главой государства, нуждаются в контрасигнатуре.

    Такова форма правления Индии, Израиля, Германии, Италии и некоторых других государствах.

  • Смешанные . Сочетают черты президентской/парламентской республики. Унифицированных признаков этой формы не существует, так как в каждом государстве могут присутствовать свои особенности. Однако можно выделить самые часто встречаемые характеристики :
    1. президент выполняет роль руководителя государства и функцию политического арбитра (таков признак формы правления России);
    2. правительство одновременно ответственно перед руководителем страны и представительным органом;
    3. президент формально не возглавляет правительство, но способен на него активно воздействовать;
    4. президент вправе досрочно лишить парламент полномочий (в РФ это право ограничено в первый год работы Госдумы);
    5. глава государства может накладывать veto на законопроекты.
  • Примеры — форма правления Франции, Польши, Португалии.

    Многих граждан справедливо интересует вопрос какая форма правления Российской Федерации . Наша страна относится к смешанным республикам.

    Еще больше о формах правления можно узнать здесь:

    Редкие формы правления

    Сегодня на планете есть немало стран, которые не попадают в общую классификацию .

    Например, форма правления Китая — парламентская республика с ярко выраженной однопартийной системой и демократической диктатурой народных масс.

    При этом представительный орган страны — Всекитайское собрание народных представителей не избирается всенародно, а формируется посредством голосования собраний народных представителей регионов.

    В Африке и Латинской Америке существует немало суперпрезидентских республик. В них все властные полномочия сконцентрированы в руках президента, который помимо исполнения функций главы государства возглавляет правительство и руководит правящей партией.

    Основной закон предоставляет ему право многократного роспуска представительного органа, единоличного назначения/смещения должностных лиц, а также введения по личной инициативе чрезвычайного положения.

    По сравнению с формой правления Российской Федерации в таких странах отсутствует конституционно закрепленный механизм отрешения главы государства.

    В Иране сформировалась клерикальная республика. Несмотря на наличие главы государства и парламента ключевую роль играет высшее духовное лицо, избираемое Советом экспертов, куда входит высшее духовенство.

    В Малайзии существует смешанная форма правления, иногда называемая выборной монархией. Глава государства — Верховный правитель избирается на пять лет из монархов, которые руководят штатами.

    В современном мире сложились различные способы формирования высшей госвласти. Мы уже знаем, что форма правления РФ — смешанная республика, а США — президентская.

    Каждое суверенное государство выбирает оптимальный для себя вариант в конкретный исторический период и имеет право изменить ФП на более приемлемую.

    Формы правления

    Нестерова И.А. Формы правления // Энциклопедия Нестеровых

    В современно праве существует четкое разделение стран по формам правления. Как монархия, так и республика имеют свои особенности и требуют пристального внимания со стороны правоведов и политологов. Каждая форма правления обладает плюсами и минусами, влияет на развитие общества.

    1. Понятие формы правления
    2. Виды форм правления
    3. Монархия
    4. Республиканская форма правления
    5. Нетрадиционные формы правления

    Понятие формы правления

    Понятие формы правление немыслимо без понимания того, что это консервативный институт, который поддается изменения с большим трудом. Трактовка термина “форма правления” занимает умы на протяжение десятков лет.

    Общепризнанной считается трактовка, которая представлена В.Е.Чиркиным [1]: “Форма правления – это элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании”.

    Форма правления не тождественна форме государственного устройства. Это два разных понятия. Форма правления может рассматриваться в узком и широком смыслах:

    • В широком смысле форма правления представляет собой организацию высших органов государственной власти;
    • В узком смысле форма правления являет собой способ организации и взаимодействия всех органов государства.

    Виды форм правления

    Виды форм правления

    В истории существуют две формы правления: монархия и республика. В разные периоды развития общества существовали определенные виды монархий и республик, обусловленные эволюционным развитием того или иного государства. Каждый вид монархии или республики представляет собой эволюцию той или иной формы правления от простой к сложной.

    Для понимания сущности формы правления как правового явления нужно изучить особенности каждого вида в отдельности и выделить плюсы и минусы для развития общества и права.

    Монархия

    О монархии, как о форме правления можно прочитать еще в шумерских табличках, египетских папирусах или древних индийских свитках. Монархия запечатлена в Ветхом и Новом Заветах, о монархии упоминается и в других религиях, что говорит о древности и устойчивости к эволюционным веяниям.

    Монархия – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично, она пожизненна, передается по наследству и не предусматривает ответственности перед населением [2]

    На сегодняшний день есть много стран, где сохранилась монархия. Так, например, конституционной монархией считается Великобритания. В стране туманов королевская семья является символом,национальной гордостью. Формально, никаких государственных решений королева не принимает. Однако, давно бытует мнение, что ни одно важное для страны событие не происходит без закулисного вмешательства королевских особ.

    Отдельно следует перечислить все государства, где существует абсолютная монархия. Эти страны сохранили жесткую иерархию в обществе. Жизнь граждан и развитие страны во многом зависят от монарха.

    К странам с абсолютной монархией в большинстве своем относятся мусульманские страны с глубокими и жесткими религиозными традициями.

    К числу абсолютных монархий по данным на 2018 год относятся:

    1. Катар
    2. Бруней
    3. Саудовская Аравия
    4. Объединенные Арабские Эмираты
    5. Оман
    6. Ватикан
    7. Свазиленд

    В качестве примера государственного устройства государства с абсолютной монархией рассмотрим африканское государство Свазиленд. Находится эта страна на юге Африки. В государстве нет конституции. Несколько законов, близких по функциональным особенностям к конституционным, регламентируют важные сферы жизни общества.

    Флаг Королевства Свазиленд

    Единоличным правителем королевства Свазиленд является король Мсвати III. Он наделен полномочиями исполнительной власти и назначает министров и премьера. В руках короля сосредоточена исполнительная власть. Он обладает полномочиями назначать нескольких своих представителей в каждую из палат парламента. Парламент в Королевстве Свазиленд играет роль консультационного органа при правящем монархе. Верховным главнокомандующим армии является король Свазиленда. В его подчинении также находится королевская полиция, отвечающая за порядок внутри страны.

    Монархия – это старейшая форма правления. Она появилась еще до нашей эры и существует в ряде государств до сих пор. Монархия пережила эволюцию и слом традиционных авторитарных устоев, но, при этом, она сохранила роль монарха как ключевой фигуры в государстве.

    Республиканская форма правления

    В современной правовой науке республиканская форма правления считается более прогрессивной и перспективной. Считается, что республики более демократичные и направлены на развитие института гражданского общества, чем монархии. Данное утверждение спорное, однако имеет право на существование.

    Республика – это форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избирающимся населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями [2].

    Признаки республиканской формы правления

    Республика зародилась в эпоху античности. Позднее республика прорвалась сквозь дремучий феодализм в Европу путем революций. В период феодализма республиканская форма правления была распространена мало и существовала в крупных торговых городах-государствах. Наиболее известными городами республиками являются Венеция, Генуя, Любек, Новгород и Псков.

    Самым значимым событием в процессе становления республики, как ключевой формы правления стала Великая Французская Революция. Начало революции ознаменовано взятием Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием революции историки считают 9 ноября 1799 года. Во время кровопролитных волнений и череды восстаний во Франции свергли монарха. О жестокости тогдашних революционеров написано много книг, сняты фильмы и сделаны игры. Считается, что бессмысленные зверства Робеспьера оправданы результатом революции. Однако споры по данному поводу не утихают и по сей день.

    С, президентские и смешанные республики. Прежде чем обратиться к особенностям каждого вида республики, следует выделить трактовки каждого вида республики.

    По мнению Сафонова Е.В. президентская республика представляет собой такую форму правления, “при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, наделенный реальными властными полномочиями и соединяющий в своих руках функции главы государства и главы правительства” [2].

    В науке конституционное право под парламентской республикой понимается такая форма правления, при которой ключевая роль в управлении делами государства принадлежит парламенту, а президент выполняет формальные функции.

    Смешанная республика или президентско-парламентская республика являет собой такую форму правления при которой существует, баланс между президентом и парламентом.

    Особенности различных видов республик

    Президент избирается не парламентом, а народом.

    Президент определяет направления как внешней, так и внутренней политики государства.

    Президент может распустить парламент.

    Основные функции по управлению государством возложены на парламент.

    Парламент не отчитывается перед президентом.

    Правительство в такой республике формируется парламентским путем и несет ответственность перед парламентом.

    Президент и парламент избираются всенародным голосованием

    Законодательный орган и глава государства наделены практически равными полномочиями в управлении страной.

    Правительство подчинено президенту, но отчитывается перед парламентом, а отвечает перед президентом.

    Роль премьер-министра сводиться к выполнению поручений по управлению от президента.

    Наличие механизма “сдержек и противовесов”.

    В различных государствах существуют определенные требования для кандидатов в президенты: от возрастного ценза до религиозных предпочтений. Так, в Венесуэле президент не должен быть младше 30 лет, а во Франции и США – 45 лет. В Алжире, Судане, Тунисе, Пакистане на пост президента может быть избрано лишь лицо, исповедующее государственную религию. На Филиппинах кандидат на пост президента должен уметь писать и читать на государственном языке. В Нигерии кандидат должен обладать средним, а в Турции – высшим образованием. Существует и ряд других условий. Например, в Иране кандидат на пост президента должен быть честным и обладать необходимыми для руководства организаторскими способностями.

    Нетрадиционные формы правления

    Под влиянием различных внешних и внутренних факторов в ряде государств происходит трансформация традиционных форм правления. Что приводит к появлению смешанных видов государственного управления, например республиканская монархия. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия. Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства – монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента.

    В Малайзии 9 из 13 субъектов федерации возглавляются наследственными султанами (управление в четырех других организовано иначе), и только эти 9 образуют Совет правителей, который раз в 5 лет избирает главу государства. В Малайзии Совет правителей не обладает властными полномочиями, власть монарха тоже существенно ограничена. Малайзия – парламентарная монархия.

    Не менее интересной нетрадиционной формой правления считается суперпрезидентская республика. Данная форма правления распространена в государствах Латинской Америки. Для суперпрезидентской республики характерно следующее:

    • высокая степень централизации государственного аппарата;
    • гипертрофированное развитие института чрезвычайного или осадного положения;
    • важная роль армии в политической жизни;
    • преобладание насильственных методов достижения власти.
    1. Чиркин, В. Е. Государствоведение – М.: Юрист, 2009
    2. Сафонов, В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Издательство Юрайт, 2013

    Форма правления: понятие, виды и их характеристика

    «Форма государства» означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов. “Форма государства” выражает внутреннюю организацию, способ устройства.

    Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества. Форма гос-ва – единство трех основных элементов – формы правления, формы гос.устройства и полит.режима.

    Форма правления – это способ организации высшей власти гос-ва. Она оказывает влияние как на структуру верховных гос.органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы гос-ва.

    Монархия – форма правления, при которой: 1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие, Монарх юридически безответственен. Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

    Монархии могут быть двух видов: С точки зрения полноты власти: абсолютная – так ФГП, при которой верховная власть по закону принадлежит одному лицу – монарху; ограниченная – верховная власть делится между монархом и представительными органом.

    Ограниченная монархия бывает: а) сословно-представительная –власть монаха ограничена сословно-представительными органами. б) конституционная – власть монаха ограничена представительными органами на основании Конституции государства.

    Конституционная монархия бывает парламентской(власть монаха ограничена практически во всех сферах гос.деят) и дуалистической (законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – монарху).

    Республика – форма правления, при которой высшие органы гос.власти избираются населением либо специальными коллегиями выборщиков.

    Признаки республики: Существование единоличного и коллегиального главы государства; Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок; Осуществление государственной власти по поручению народа; Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; Обязательность решений верховной государственной власти для всех других гос.органов; Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

    Виды республики: парламентская– такая ФГП, при которой верховная роль в организации гос.жизни принадлежит парламенту (Греция, Италия); президентская– главой гос-ва и правительства является президент (США); смешанная существует баланс полномочий между президентом и парламентом (РФ).

    Существуют также смешанные, гибридные формы правления

    полупрезидентские(Франция и Польша – усиленной роли президента в управлении государством. Характерен для стран, в которых велика роль главы государства как лидера нации):,

    полупарламентские (стран, в которых проходят процессы «продвижения сильного парламента» и формирования парламентской республики. В данном случае законодательный орган наделен определенной формой вотума недоверия: выдвижение вотума отдельному министру или премьер–министру с указанием возможного преемника.

    парламенско-президенские республики(Россия) Правительство формируется с участием с участием президента и парламента и несет перед ними ответственность (по конституции рф председатель Правительства назначается президентом рф с согласия государственной думы. Правительство рф несет ответственность и перед Президентом и перед ФС рф)

    монархическая республика -президент как глава государства занимает свой пост неограниченное время, его полномочия периодически продляются без проведения выборов,.т.е обладает неограниченной властью выраженное в его безответственности Малазия, Эмираты)

    суперпрезидентская республика характеризуется чрезвычайным усилием власти президента- Африка, Латинская Америка)

    Президентско-монократическая республика при однопартийной системы в стране -Северная Корея)

    Советская республика верховными законодательными, распорядительными и контрольными органами власти являются советы на всех уровнях, которые организационно соподчинены, такая форма существуют в некоторых государств социалистического типа – Китай

    Формы государства

    Является ли монархия пережитком прошлого? Может ли унитарное государство быть демократическим? Есть ли в парламентской республике президент?

    В современном мире насчитывается свыше двухсот государств. Все они, как известно, имеют общие признаки и единую сущность. Вместе с тем государства непохожи друг на друга. Наблюдается значительное разнообразие их форм. Что же такое форма государства?

    Понятие формы государства

    Форма государства — это порядок образования и структура органов государственной власти, а также методы её осуществления.

    Элементами формы государства являются форма правления, форма государственного устройства, форма государственного (политического) режима, что отражено в следующей схеме:

    Формы государства

    Форма государственного устройства

    Форма государственного (политического) режима

    Изучение составных элементов формы государства позволяет ответить на вопросы, как создаются и взаимодействуют высшие органы государства, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется и др. Форма правления характеризует организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением. Форма государственного устройства раскрывает территориальную структуру государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Форма государственного (политического) режима объясняет способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние и уровень политической свободы в нём.

    Три элемента в сочетании придают государствам неповторимое своеобразие. Вместе с тем каждый из элементов в отдельности является основанием для объединения государств по группам: формам правления, формам государственного устройства, формам государственного (политического) режима. Рассмотрим подробнее эти формы.

    Формы правления

    Форма правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию высших органов государственной власти, а именно порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением.

    По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

    К признакам монархии (от греч. monarchia — единовластие) относятся: передача власти, как правило, по наследству; её бессрочность (пожизненность); независимость от населения.

    Монархии бывают неограниченными (абсолютными) и ограниченными (конституционными).

    В абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Бруней, Оман) отсутствуют представительные учреждения народа (парламенты). Единственным носителем суверенитета государства является монарх. Он соединяет в одном лице главу государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами, верховного судью, а в странах ислама — и духовного главу мусульман. Поэтому эти страны нередко именуются теократическими (от греч. theos — бог + kratos — власть) монархиями.

    Иногда абсолютные монархии приобретают несвойственные им черты и становятся в этой связи нетипичными. Например, в Объединённых Арабских Эмиратах вся полнота власти принадлежит коллективу монархов в лице Высшего Совета семи эмиратов. Он избирает главу государства, как правило правителя эмирата, занимающего самую обширную территорию страны. Таким образом, данной монархии присущ республиканский признак — систематическая выборность главы государства.

    В конституционных монархиях власть главы государства ограничивается (на основе конституции или других правовых актов конституционного значения) представительными органами.

    Имеются две разновидности конституционных монархий — дуалистическая (неразвитая, переходная) и парламентская.

    Дуалистическая монархия (Иордания, Таиланд, Непал) характеризуется тем, что в ней существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Однако парламент фактически подчинён монарху, так как монарх наделён правом вето и правом роспуска парламента.

    В парламентской монархии (Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.) значительна роль парламента. Ему принадлежит законодательная власть и подчиняется правительство, которое образуется из представителей партий, получивших большинство в парламенте. Он регулирует также личную жизнь монарха — брак, денежное содержание, дворцовую службу. Правовое положение монарха ограничено. Так, издаваемые им указы и распоряжения приобретают силу закона только после подтверждения правительством. Монарх «царствует, но не правит», выполняя в основном представительские функции. Вместе с тем он является неподкупным арбитром в разрешении политических споров, так как не принадлежит ни к одной из партий и стоит над политическими страстями. А главное, монарх всегда выступает символом единства народа и страны. Поэтому монархию нельзя рассматривать как пережиток прошлого. Она, отмечал русский философ И.А. Ильин, — «органическая форма правления, требующая религиозных начал и особой общественно-психологической атмосферы».

    Республика (от лат. respublika — общественное дело) основана на принципах выборности органов государственной власти и высших должностных лиц, ограниченности срока пребывания у власти, зависимости от воли избирателей и ответственности за ошибки в своей политической деятельности (возможны: роспуск парламента, отставка правительства и т. п.).

    Различают два основных вида республики: президентскую и парламентскую. И в той и в другой имеются выборные законодательные органы — парламенты. И в президентской, и в парламентской республике есть президенты. Однако в президентской республике президент избирается отдельно от парламента и является полномочным главой государства, а в парламентской президента избирает сам парламент, и он, как и в парламентской монархии, выполняет в основном церемониально-протокольные функции. Главное же различие между президентской и парламентской формами состоит в порядке формирования правительства и его ответственности.

    В президентской республике (например, США) президент обладает правом назначения правительства и нередко возглавляет его, совмещая две должности: главы государства и главы исполнительной власти. Правительство подотчётно президенту. Президент и парламент независимы, так как ни один из этих институтов не обладает правом отстранения от власти другого.

    В парламентской республике (Италия, ФРГ, Финляндия и др.) правительство во главе с премьер-министром формируется парламентом и несёт перед ним ответственность, т. е. парламент может вынести правительству вотум недоверия.

    Помимо описанных форм, имеются смешанные формы республики, сочетающие элементы как президентской, так и парламентской модели (Франция).

    Россия по формальным признакам относится к смешанному, президентско-парламентскому виду республики. В ней присутствуют элементы парламентской республики (обязательное согласие нижней палаты парламента — Государственной Думы на назначение Президентом РФ главы Правительства, возможность вотума недоверия Правительству и др.), а также элементы республики президентской (назначение министров по усмотрению Президента, непосредственное подчинение ему силовых структур, некоторых министерств, служб и агентств и т. д.). Однако на практике в соответствии с реально сложившимися полномочиями и взаимоотношениями органов государства Россия является президентской республикой. В научной литературе её иногда именуют суперпрезидентской или неопрезидентской.

    Формы государственного устройства

    Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, центральными (высшими) и местными органами.

    По этой форме государства подразделяются на унитарные и федеративные.

    Унитарное государство (от лат. unitas — единство) представляет собой такую территориальную организацию, при которой большинство её частей (административно-территориальных единиц) не имеет каких-либо суверенных прав. Административно-территориальные единицы (районы, области, кантоны и пр.) занимают равное положение по отношению к центральным органам и подчиняются им. Как правило, в унитарных государствах действует только одна конституция, одна система высших органов власти (представительной, исполнительной, судебной), единое гражданство, единая налоговая и финансовая системы.

    Иногда в составе унитарного государства допускается автономия отдельных частей, поэтому такие государства называются усложнёнными унитарными. К ним, например, относится Испания, в которой несколько провинций получили автономию, в том числе исторические области: Страна Басков и Каталония.

    Федерация (от лат. foederatio — союз, объединение) — это децентрализованное государство, в котором разграничивается компетенция между центральными (федеральными) органами власти и органами его составных частей (субъектов).

    Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, единое гражданство, федеральная конституция и законы, федеральные органы власти. Но наряду с этим имеются высшие органы власти и в субъектах федерации (штатах, землях, республиках). В каждом из субъектов может быть также своя конституция, законодательство, своё гражданство, судебная и налоговая системы.

    Между федерацией и её субъектами устанавливаются отношения, при которых действует принцип верховенства федеральной конституции и других федеральных законов. Так, конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права выхода из неё. В случае нарушения этой юридической нормы центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту федерации. Из курса истории вы знаете, что попытки отделения приводили обычно к глубоким затяжным кризисам и не имели, за редким исключением, успеха. Ярким примером является Гражданская война в США. В этом же убеждают и многие современные события.

    Общефедеральным органам принадлежат полномочия и в области внешней политики, и в решении основных вопросов внутренней политики. Таким образом, при федеративной форме государственного устройства государственные образования внутри федерации хотя и обладают юридически определённой политической самостоятельностью, но не являются суверенными государствами. Суверенитет принадлежит единому федеративному государству. Интересы субъектов реализуются посредством представительства в верхней палате общефедерального парламента. Так, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США — Сенат, в Германии — Бундесрат. Подчеркнём, что двухпалатная структура парламента является обязательным элементом федерации.

    Однако правовой статус субъектов в разных федеративных государствах различен. По этому признаку выделяют федерации симметричные и асимметричные. К первой группе относятся те, в которых субъекты имеют равные права и равное представительство в общефедеральном органе власти. Вторую группу составляют федерации, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве. Большинство федераций, в том числе и Россия, относятся к асимметричному типу.

    Федерации отличаются также по принципам построения. Так, Австралия, ФРГ, США строятся по территориальному принципу. Федерация в этих странах стала формой преодоления политической раздробленности и не служила средством регулирования межнациональных отношений. Многонациональные федеративные государства, например Индия, имеют национальный принцип построения. Некоторые учёные называют и третий, смешанный, национально-территориальный принцип, который характерен, в частности, для Российской Федерации.

    Все описанные формы государства создаются на основе конституции и иных законов, которые характеризуют способы организации государственной власти.

    Формы государственного (политического) режима

    Из курсов истории и обществознания основной школы вы знакомы с понятием «политический режим» и его типами. В дальнейшем это понятие будет подробно изучаться на уроках курса обществознания. Подчеркнём, что государственный режим является составной частью политического режима и рассматривается нами в юридическом аспекте. С этой точки зрения под государственным (политическим) режимом понимается форма государства, характеризующая реальный правовой порядок функционирования государства, способы осуществления государственной власти.

    В правоведении наиболее распространена классификация государственных режимов на режимы демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные; иногда учёные рассматривают тоталитаризм как крайнюю форму авторитаризма).

    Демократический государственный режим (от греч. demos — народ + kratos — власть) характеризуется реальным разделением государственных властей. Органы законодательной власти и высшие должностные лица избираются народом и ответственны перед народом. Выборы являются периодическими, что позволяет обновлять властные структуры. Они осуществляются на альтернативной основе, обеспечивают свободное волеизъявление граждан.

    Демократическое государство признаёт, охраняет, защищает естественные и неотчуждаемые права человека. Здесь создаются правовые законы, утверждаются принципы верховенства права и независимости правосудия. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется согласно принципу «разрешено всё, что не запрещено законом». Действуют принципы многопартийности и идеологического многообразия. Граждане, реализуя свои политические права, могут влиять на государственную власть через своих представителей в выборных государственных органах, а также непосредственно (выборы, референдумы, петиции, обсуждения законопроектов и пр.).

    В государственном управлении метод убеждения превалирует над методом принуждения. Социально-политические противоречия и конфликты разрешаются прежде всего на правовой основе, путём согласования интересов, поиска компромисса и достижения консенсуса (от лат. consensus — согласие). Силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по назначению, их деятельность регламентируется законами.

    Подчеркнём, что при неблагоприятных обстоятельствах демократический государственный режим может переродиться в анархический или охлократический режим.

    Анархический режим (от греч. anarchia — безвластие) характеризуется разрушением суверенной публичной власти, распадом единой системы правового регулирования, раздроблением властных структур и их взаимной конфронтацией с применением неправовых мер принуждения.

    Охлократический режим (от греч. ochlos — толпа, чернь + kratos — власть) возникает в случае прихода к власти лиц, выступающих от имени политически активной толпы (массы людей, движимых эмоциями), и характеризуется поддержкой люмпенизированных слоев общества, беспринципной демагогией и политической безответственностью.

    Рассмотрим антидемократические государственные режимы.

    При авторитарном режиме (от лат. auctoritas — власть, влияние) формально может провозглашаться принцип разделения государственных властей. Фактически же господствующее положение приобретает исполнительная власть, которая сосредоточивается в руках одного лица (монарха, премьер-министра, президента) или группы лиц. Роль парламента и других органов незначительна. Распространяется практика создания неправовых законов, нарушения действующего законодательства представителями власти. Значительно ограничиваются или ликвидируются права и свободы граждан. Выборы и референдумы проводятся под контролем правительства и нередко приобретают формальный характер. Действует, как правило, частичная цензура средств массовой информации, отсутствуют легальные оппозиционные политические партии или власть чинит им препятствия. Реакция граждан на решения и действия властей не учитывается (блокируется) государством. Основными методами государственного управления становятся команды и приказы, могут широко использоваться также силовые методы. Таким образом, при авторитаризме наблюдается возвышение государственной власти над обществом, правом, законом.

    Известны менее жёсткие и более жёсткие авторитарные режимы. Например, авторитарный режим Пиночета в Чили был жёстким режимом. Он сопровождался грубыми нарушениями прав человека, применением насилия. Авторитарный режим де Голля во Франции периода Пятой республики являлся менее жёстким, так как для него характерны командные, но не силовые методы.

    В зависимости от целей и задач авторитарный режим может быть конструктивным и деструктивным. Конструктивный авторитаризм преследует цели проведения общественно необходимых реформ и стабилизации общества, когда их осуществление обычными методами невозможно в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (последствия гражданской войны, революции, экономической депрессии). Деструктивный авторитаризм не преследует общественно значимых целей и стремится укрепить собственную власть, которая, как правило, имеет личный или клановый характер.

    Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, полный, целый) представляет собой безраздельное господство бюрократии (номенклатуры, партократии), возглавляемой лидером, действия которого не опираются на законы. По своей сути это режим деспотический, хотя подчас он и стремится имитировать демократию. При таком режиме отсутствует реальное разделение властей. Законы являются средством подчинения людей государственной воле. Действует принцип регулирования общественных отношений «запрещено всё, кроме официально разрешённого». Права и свободы человека нарушаются. Выборы превращаются в- фикцию. Человек полностью отчуждён от власти и политики. Господствует единая общеобязательная идеология, выразителем которой выступает, как правило, одна политическая партия. Правосудие становится элементом мощной карательной системы, которая обеспечивает тотальный контроль за жизнью общества, каждого человека. В качестве основного метода государственного властвования применяется насилие, массовые репрессии, нагнетающие атмосферу страха.

    В заключение подчеркнём, что проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. От того, как организована и реализуется государственная власть, зависит её эффективность, стабильность и развитие общества, а значит, и жизнь каждого из нас.

    Вопросы для самопроверки

    • 1) Что представляет собой форма государства?
    • 2) Какие формы правления вам известны?
    • 3) Чем отличается унитарное государство от государства федеративного?
    • 4) Каковы признаки демократии?
    • 5) В чём сходство и различия тоталитарного и авторитарного государственных режимов?
    Читайте также:  Доплата за увеличение объема работ: Трудовой кодекс
    Ссылка на основную публикацию