Профстандарт педагога-психолога

Профессиональный стандарт педагога-психолога

Мария Подлесная
Профессиональный стандарт педагога-психолога

Мария Александровна Подлесная/Maria Alexandrovna Podlesnaya –педагог-психолог дошкольной образовательной организации МАДОУ “Д/с № 24 “Жар-птица”, деревня Лопатино

Аннотация: статья посвящена анализу профессионального стандарта педагога-психолога и выявлению наиболее актуальных направлений его деятельности

Abstract: the article is devoted to the analysis of the professional standard of the teacher-psychologist and to identification of the most actual directions of his activity

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога-психолога, трудовые функции, трудовые действия, необходимые знания, необходимые умения, преемственность в образовании, ранняя помощь, личная ответственность

Keywords: professional standard of the teacher-psychologist, labor functions, labor actions, necessary knowledge, necessary skills, continuity in education, early help, personal responsibility

Профессиональный стандарт “Педагог-психолог” (психолог в сфере образования) является действующим документом на всей территории Российской Федерации, устанавливающим общие требования к работникам психологической службы в сфере образования. Стандарт выполняет двойную функцию: 1) стандарт как государственный документ в качестве управленческого инструмента – применяется работодателем при заключении трудовых договоров, разработок должностных инструкций, проведения аттестации педагогов-психологов, установлении системы оплаты труда; 2) стандарт как профессиональная норма деятельности – то есть соответствие возможностям современной психологической науки и практики, и задачам, проблемам, потребностям современной системы образования.

Структура профессионального стандарта “Педагог-психолог” чётко определена в содержании, где отображены: 1) общие сведения 2) описание трудовых функций, входящих в стандарт 3)характеристика обобщенных трудовых функций 4) сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.

Общие сведения определяют деятельность по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса, включающие разграничение по группе занятий и по отнесению к видам экономической деятельности. В перечне “Отнесение к видам экономической деятельности” прослеживается преемственность в образовательных ступенях, что имеет немаловажное значение во всей психолого-педагогической деятельности. Но об этом чуть позже.

В функциональную карту вида профессиональной деятельности входят две группы трудовых функций: а) психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях разного уровня; б) оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Сходство в трудовых функциях этих двух групп раскрыты в основных направлениях деятельности психолога в системе образования: – психологическая диагностика – получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития; – психологическое просвещение – формирование у родителей, педагогического персонала и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях и желания использовать их в интересах собственного развития; – психологическая профилактика – обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных отклонений в психическом развитии и становлении личности в процессе непрерывной социализации, а также разработка конкретных рекомендаций; – психологическое консультирование – консультирование по вопросам управления педагогическим составом, педагогов по вопросам развития, обучения и воспитания детей, то есть всех участников образовательного процесса, в том числе родителей детей представителей других служб и государственных органов; – развивающая и психокоррекционная работа – активное взаимодействие педагога-психолога с детьми и взрослыми, направленное на развитие и становление личности дошкольников, а также участие в разработке, апробации и внедрении различных программ [1. С. 5]. Различие же определяет направления работы – классический образовательный процесс или оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетним обучающимся с девиантным поведением.

Третий раздел “Характеристика обобщенных трудовых функций” включает подробное описание трудовых действий, необходимых умений и знаний по каждой трудовой функции двух вышеперечисленных групп видов профессиональной деятельности. Современный психолог должен знать нормативно-правовую базу деятельности педагога-психолога в системе образования, основы возрастной и педагогической психологии, современные теории и методы консультирования, диагностической и коррекционно-развивающей работы. Знать современные технологии и методы консультирования. Владеть приёмами здоровьесберегающих технологий, способствовать улучшению условий адаптационного процесса. Необходимо владеть приёмами преподавания, организации дискуссий, проведения тренинговой работы, интерактивных форм занятий. Нужно уметь планировать и проводить диагностику воспитанников дошкольных образовательных учреждений и различных учащихся, знать методы сбора и обработки информации, результатов психологических наблюдений. По результатам диагностики уметь разработать соответствующие рекомендации, индивидуальные образовательные маршруты совместно с педагогами с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного ребёнка. Также в соответствии со стандартом педагог-психолог должен уметь оценивать уровень актуального развития и отклонения от нормального хода психического развития детей. Для этого нужно владеть знаниями о формах и признаках отклоняющегося поведения ребёнка. Чтобы работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, нужно знать методы и приёмы индивидуальной психокоррекции. Также необходимо уметь реализовывать индивидуально ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии детей.

Замечательно, если психолог в сфере образования будет знать и уметь выполнять все перечисленные в стандарте трудовые функции и применять на практике необходимые умения и знания, опираясь не принцип “должествования”, а на принцип личной ответственности. Истинным побудителем активности человека, делающего что-то по принципу “должен” считаются внешние воздействия – требования общества, государства. В профессии же психолога крайне важны истинные внутренние потребности личности стать специалистом, занимающимся изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности с целью оказания помощи, поддержки и сопровождения.

Возвращаясь к первому разделу “Общие сведения”, в котором указан перечень направлений экономической деятельности педагогов-психологов в сфере образования, не могу не обратить внимание на последовательность указанных направлений. В них чётко прослеживается преемственность в образовании, выражающаяся во взаимодействии основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания эффективного образовательного процесса на смежных этапах развития ребёнка. Несомненно, педагог-психолог, обладающий высоким уровнем личной ответственности, должен знать и уметь все вышеперечисленные требования стандарта для эффективной работы своих коллег на более высокой ступени образования. Начиная с образовании на уровне дошкольной организации очень важно обратить внимание на умение оказать своевременную психолого-педагогическую раннюю помощь. Ранняя помощь – семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социологическая помощь детям раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим детей [2. С. 340]. Крайне важно вести активную работу с родителями для обогащения их знаниями в области семейной психологии, возрастной психологии, консультировать по вопросам детско-родительских отношений, предупреждать возможные конфликтные взаимоотношения с детьми. И так от ступени к ступени. Чем эффективнее будет проведена работа на каждой ступени образования, тем вероятнее ожидание снижения возникновения проблемных ситуаций в поведении, развитии детей, проблем в детско-родительских отношениях и социальной адаптации. Тем самым педагог-психолог возможно будет иметь больше возможностей реализовывать развивающую и просветительскую работу, но, конечно, не без помощи диагностической исследований.

Несмотря на то, что согласно стандарту, педагог-психолог должен уметь проводить коррекционно-развивающую работу, возникает неоднозначный вопрос. Психокоррекция – это по сути исправление расстройств, рассчитанное не на полное устранение симптомов, а на компенсацию. То есть по сути, если есть серьёзная психологическая проблема или патологические изменения психики, педагог-психолог при всех “должен знать и уметь”, даже при высокой личной ответственности вряд ли справится. Во-первых, потому, что педагог-психолог не работает с патологией, а во-вторых, решить серьезную психологическую проблему в условиях образовательной организации очень сложно. Поэтому, даже если педагог-психолог очень современный, и очень много знает и умеет согласно Профессиональному стандарту, к сожалению, действительность иногда диктует свои правила. Очень важно уметь выявлять интересы, склонности, способности детей, а также предпосылки одарённости для последующего психического и личностного развития детей и осуществления профориентационной работы, которая также прослеживается в преемственности в образовании.

1. Веракса А. Н, Гуторова А. Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., испр. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.- 144 с. 2. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 352 С. 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

– http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/48-normative-documents-russia/2732-sootvetstvie-profstandartu-pedagog-psixolog / – Ваш психолог. Работа психолога в школе – http://olgar-psyblog.blogspot.com/2014/11/blog-post.html / Журнал “Школьный психолог”, Размышления о профессиональном стандарте “Педагог-психолог” / – / https://www.kdelo.ru/art/385042-professionalnyy-standart-pedagoga-psihologa-18m2 / Кадровое дело, практический журнал по кадровой работе

Дидактическое пособие, игра «Яблонька» в кабинете педагога — психолога Цель данного пособия: Развитие мелкой моторики пальцев рук. Расширение представлений детей о сезонных изменениях жизни и роста плодовых.

Дидактическое пособие «Стена эмоций» в кабинете педагога-психолога Дидактическое пособие, игра «Стена эмоций” Цель данного пособия: Обучение детей «языку чувств» с помощью мимики, пантомимики, умению определять.

Игровой макет «Зимняя сказка» в кабинете педагога-психолога ДОУ Зима для детей – одно из самых любимых времен года. Связано это и с зимними забавами ребят на улице, и с волшебным Новогодним праздником.

Конспект педагога — психолога в старшей группе «Путешествие в космос». Занятие «Путешествие в космос». Цели. 1. Закрепить знания детей о космосе. 2. Закрепить знания о чувствах радости, грусти, удивления, гнева,.

Конспект занятия педагога-психолога «Попробуй волшебником стать» «Попробуй волшебником стать» Цель: создание эмоционально-эстетического настроения, развитие навыков взаимодействия, гармонизация внутреннего.

Кабинет педагога-психолога — это «волшебная» комната для ребят Мой небольшой опыт работы привёл меня к мысли о том, что детей нужно любить и принимать такими, какие они есть, признавать уникальность.

Направления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога – психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Особенности предметно-развивающей среды кабинета педагога-психолога Кабинет психолога встречает дошкольников своей располагающей уютной обстановкой, в которой дети чувствуют себя комфортно и расковано. Игрушки.

Создание предметно-развивающей среды педагога-психолога Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим еще совсем небольшим опытом работы педагога-психолога. Два года назад, закончила ВУЗ и устроилась.

Советы педагога-психолога для родителей по подготовке детей к школе Уважаемые родители предлагаем вам советы по подготовке детей к школе от педагога-психолога Левченкова В. В. 1. Образовательную деятельность.

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)
Соответствие профстандарту педагог-психолог
Документация школьного психолога – Нормативные документы (Россия)

Срочно проверьте, соответствуете ли вы профстандарту
Если вы не соответствуете требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», то руководитель может принять решение уволить вас. У вас совсем немного времени, чтобы успеть подготовиться, ведь профстандарт введут во всех школах уже через два года.
Если ваша квалификация не соответствует требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», то вам необходимо пройти обучение по программе профессионального либо дополнительного профессионального образования. В статье – как проверить, соответствуете ли вы профстандарту, и что должен знать и уметь педагог-психолог.
Срок, когда вводить профстандарт педагога-психолога, руководители школы определяют сами, но сделать это они должны не позднее 1 января 2020 года. Несмотря на отсрочку внедрения профстандарта, уже пора готовиться к новым требованиям.

Как проверить соответствие профстандарту

По профстандарту у вас должно быть высшее образование по профилю профессиональной деятельности.
Профстандарт одобрил пять специальностей:
– 37.03.01, 37.04.01 (030300) Психология;
– 37.05.01 (030301) Психология служебной деятельности;
– 030401 (37.05.02) Клиническая психология;
– 44.03.02, 44.04.02 (050400) Психолого-педагогическое образование;
– 44.05.01 (050407) Педагогика и психология девиантного поведения.

Если у вас нет высшего образования, то вы не соответствуете профстандарту, и руководитель предложит получить необходимую специальность. Если есть, но оно не соответствует заявленным кодам Общероссийского классификатора специальностей по образованию, то пройдите профессиональную переподготовку.

Что нужно знать и уметь по профстандарту

Вы должны знать основы возрастной и педагогической психологии, современные теории и методы консультирования, диагностирования и коррекционно-развивающей работы. Необходимо владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий.
Вам нужно уметь планировать и проводить диагностику учащихся, знать методы сбора и обработки информации, результатов психологических наблюдений. По результатам диагностики уметь разрабатывать совместно с педагогами ИОМ с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного ученика.
Вы должны уметь оценивать уровень и отклонения от нормального хода психического развития учащихся. Для этого нужно знать формы и признаки отклоняющегося поведения ребенка. Чтобы работать с детьми с ОВЗ, нужно знать методы и приемы индивидуальной психокоррекции. Также необходимо уметь реализовывать индивидуально ориентированные меры по снижению или устранению отклонений в психическом и личностном развитии учащихся.

5 специальностей одобрены профстандартом для обучения на школьного психолога

Проверьте, положены ли вам педагогические льготы

Профстандарт определяет для вас три возможных наименования должностей: «психолог», «педагог-психолог», «психолог образовательной организации». Должность «педагог-психолог» относят к категории педагогических работников, а «психолог» и «психолог образовательной организации» – нет. У педагогических работников есть трудовые права и социальные гарантии, которые будут предоставляться только специалистам, должность которых называется «педагог-психолог». Для остальных подобные льготы не предусмотрены.
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №1, 2018г

С 1 января 2017 года начал действовать профстандарт «Педагог-психолог»

Руководитель рабочей группы по разработке профессионального стандарта «Педагог-психолог», доктор психологических наук, профессор, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета Юрий Забродин рассказал о том, чего ждет педагогов-психологов в ближайшем будущем.

— С 1 января начал действовать новый профстандарт педагога-психолога. Пока этот нормативный документ носит рекомендательный характер. Окончательно он вступит в силу с 1 января 2020 года, став обязательным для всех российских педагогов-психологов. Юрий Михайлович, что изменится в работе этих людей?

— Им придется осознать, что они умеют делать, как они это делают, насколько квалифицированы, куда им надо двигаться, чтобы повысить свою квалификацию. Сегодня в России более 60 тысяч педагогов-психологов, причем трудовые функции у всех разные: одно дело педагоги-психологи в обычных школах, и совсем другое — педагоги-психологи ППМС-центров, которые работают с детьми, испытывающими трудности в обучении и социализации. В профессиональном стандарте четко прописаны все компетенции педагогов-психологов.

— Прописать можно все, что угодно, но готовы ли сами педагоги-психологи работать в условиях нового профстандарта?

— Если мы говорим о реальном положении дел, то, как трудились педагоги-психологи в школах, так и будут трудиться. Никто не собирается выгонять их из школ, даже если они не соответствуют требованиям, записанным в новом стандарте. Мы хорошо знаем, к чему приводят попытки выдавить из образовательной сферы психологов. Достаточно вспомнить трагический случай в московской школе, когда подросток устроил стрельбу, убил учителя.

Большинство педагогов-психологов работает самоотверженно, с полной отдачей сил, принося за более чем скромное вознаграждение огромную пользу детям.

Вместе с тем, надо признать, что сегодня очень многие педагоги-психологи из-за недостаточной квалификации не соответствуют требованиям нового профстандарта. Документ обязывает их выстраивать индивидуальную траекторию обучения, систематически повышать квалификацию, обучаться по программам ДПО и даже по программам получения новой квалификации.

Раньше в этом деле царил произвол. Вопрос о повышении квалификации решал либо руководитель образовательной организации, либо сам педагог. Никто не занимался стратегией повышения квалификации.

Сегодня профессиональное сообщество формирует целую систему программ профессионального обучения. Эта система будет работать согласно объективным требованиям, а не субъективным пожеланиям.

— Один из разработчиков профстандарта педагога Евгений Ямбург предлагает ввести должности «учитель», «старший учитель», «ведущий учитель». Предусматривает ли профстандарт педагога-психолога новую модель карьерного роста?

— Сложный вопрос. Если вводить новые ранжиры в рамках должности «педагог-психолог», то придется договариваться с профсоюзами, менять нормативную базу. Это долгая история. Впрочем, она, безусловно, тоже имеет право на жизнь.

Лично я всячески поддерживаю систему карьерного роста педагогов-психологов в виде «ступенчатых» должностей. Полагаю, что в сфере образования очень важно изменять структуру должностей и уточнять должностные обязанности.

Сегодня руководителям образовательных организаций уже дан в руки инструмент, позволяющий выстраивать штатное расписание в соответствии с требованиями к должности, объемом работ и квалификацией работника.

Кстати, во многих странах мира самые квалифицированные и опытные педагоги довольствуются «простым» званием учителя, получая при этом зарплату, которая на порядок выше, чем у только что пришедших в школу остепененных учителей.

— В новом стандарте четко прописано: педагогом-психологом может работать только человек с 7-м уровнем квалификации. Выходит, что формально в образовательную организацию могут допускаться только педагоги-психологи, закончившие магистратуру. Однако подавляющее большинство действующих педагогов-психологов – выпускники бакалавриата.

— Да, здесь есть проблема. Представляете, что будет, если пойти на поводу у некоторых радикально настроенных товарищей, требующих с 2017 года «изымать из обращения» педагогов-психологов-бакалавров, заменяя их педагогами-психологами-магистрами? У нас тогда вся система образования остановится!

Именно для этого даются еще целых три года (до 2020 года, когда профстандарт станет обязательным во всех бюджетных организациях, где работают педагоги-психологи) на то, чтобы они повысили свою квалификацию до требуемого уровня.

Для получения новой квалификации необходимо отучиться минимум 250 часов дополнительного профессионального образования, освоив специальные программы профессиональной переподготовки. А можно — за два года пройти магистратуру. Время есть.

Как применять профстандарт для психолога в сфере образования

  • Область применения профстандарта
  • Как правильно использовать профстандарт
  • Содержание профстандарта
  • Подробнее о работе педагога-психолога по профстандарту
    • Требования к психологу в сфере образования по профстандарту
    • Условия допуска к работе
    • Должностные обязанности

Область применения профстандарта

Должность педагога-психолога включена в номенклатуру иных должностей педагогических работников сферы образования (постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678).

Статья 331 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) и ст. 46 закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее — закон № 273) дают возможность занимать педагогические должности людям с необходимым уровнем образования, а также отвечающим требованиям о квалификации и (или) профстандартам. К последним можно отнести профстандарт педагога-психолога – 2019, утвержденный Правительством РФ.

Важно! Суды в настоящее время руководствуются Единым квалификационным справочником, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (далее — ЕКС). Пример решения суда: с учетом требований ЕКС осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеразвивающих программ не может быть возложено на работника, принятого на должность педагога-психолога (постановление 8-го арбитражного апелляционного суда от 27.08.2019 № 08АП-10203/19).

Профстандарт педагога-психолога в образовании является характеристикой квалификации, необходимой для осуществления деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

Обратите внимание! В своих рекомендациях «Нормативно-правовое регулирование вопросов безопасности в образовательных организациях общего образования» от 22.11.2018 Совет Федерации советует Министерству просвещения РФ продолжить внедрение профстандарта и провести мониторинг обеспечения введения в штатное расписание каждой образовательной организации педагога-психолога.

Как правильно использовать профстандарт

ТК РФ и законом № 273 установлены отсылки к квалификации, необходимой педагогическому работнику для выполнения своих обязанностей. В связи с этим работодателю не стоит игнорировать профстандарт педагога-психолога – 2021, утвержденный Правительством РФ (ст. 195.3 ТК РФ).

Профстандарт следует использовать для разработки должностной инструкции педагога-психолога и учитывать в трудовом договоре с ним.

Содержание профстандарта

Профстандарт педагога-психолога в сфере образования утвержден приказом Минтруда от 24.07.2015 № 514н (далее — профстандарт). Он включает следующие основные разделы:

  • Общие сведения: наименование и цель деятельности, отнесение ее к видам экономической деятельности, группы занятий.
  • Описание трудовых функций. По сути, это функциональная карта вида профессиональной деятельности.
  • Характеристика трудовых функций, включающая возможные наименования должностей, уровень квалификации по профстандарту педагога-психолога. Помимо этого, дается расшифровка каждой отдельной конкретизированной трудовой функции.
  • Информация о разработчиках профстандарта.

Скачать профстандарт психолога – 2021, утвержденный Правительством РФ, можно в системе КонсультантПлюс – для этого нужно оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

Подробнее о работе педагога-психолога по профстандарту

Требования к психологу в сфере образования по профстандарту

Требования к эффективному применению профстандарта педагога-психолога сводятся к проверке квалификации при приеме на работу либо повышению квалификации действующих сотрудников. Наименование должности может звучать как «педагог-психолог», «психолог», «психолог в образовательной организации». Не различаются требования профстандарта педагога-психолога в ДОУ и в иных видах образовательных учреждений.

Основное требование к сотруднику — это обязательное наличие высшего профильного образования. Требований к опыту нет. Более подробно о необходимых знаниях и умениях см. в разделе III профстандарта.

Условия допуска к работе

К работе педагога-психолога не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления в РФ. Ранее это уже было установлено в ст.331 ТК РФ.

Должностные обязанности

В информационном письме Общероссийского профсоюза образования от 10.03.2017 № 122 на вопрос о применении профстандарта педагога-психолога – 2021 при определении должностных обязанностей дается рекомендация применять ЕКС.

Позиция в письме Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 иная. Указано, что профстандарт психолога в образовании – 2021 может быть применен как рекомендательный методический документ при определении должностных обязанностей работника. Эту позицию полностью опровергает Общероссийский профсоюз в своем письме.

Вывод! Должностная инструкция педагога-психолога по профстандарту может быть составлена, но не должна противоречить ТК РФ и ЕКС.

Внедрение профстандарта педагога-психолога позволит уменьшить долю неквалифицированных специалистов в сфере образования. В настоящее время он является рекомендованным нормативом, однако в 2021 году станет обязательным к использованию юридическими лицами в сфере образования с государственным участием. Скачать профстандарт педагога-психолога можно здесь.

19.09.2017 Вебинар: «Профессиональный стандарт “Педагог-психолог “(психолог в сфере образования). Новые ориентиры деятельности»

Дата проведения: 19 сентября 2017 года

Время проведения: с 14.00 до 16.00 (по Московскому времени)

Категория участников: педагоги-психологи, психологи в сфере образования

Ведущая:

Тимерьянова
Лилия Николаевна

Анонс:

С 1 января 2017 года начал действовать новый профстандарт педагога-психолога. Пока этот нормативный документ носит рекомендательный характер. Окончательно он вступит в силу с 1 января 2020 года, став обязательным для всех российских педагогов-психологов.
Профессиональный стандарт – это нормативный документ. Он регулирует вопросы трудоустройства, определяет должностные обязанности, определяет аттестационные критерии, регулирует оценку труда, регулирует оплату труда, является основой для эффективного контракта, в котором должны быть соединены интересы работодателя и работника для решения задач конкретной образовательной организации.
Сегодня в России более 60 тысяч педагогов-психологов, причем трудовые функции у всех разные: одно дело педагоги-психологи в обычных школах, и совсем другое — педагоги-психологи ППМС-центров, которые работают с детьми, испытывающими трудности в обучении и социализации.
В профессиональном стандарте четко прописаны все компетенции педагогов-психологов.
Какие требования он предъявляет к педагогам-психологам? Как это будет учитываться при формировании должностных инструкций и системе аттестации педагогов-психологов? Что нового он привнесет в нашу жизнь? Об этом мы поговорим на вебинаре.

Обсуждаемые вопросы:
1. Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования). Структура стандарта: трудовые функции и трудовые действия.
2. Новые направления в деятельности педагога-психолога в аспекте введения профессионального стандарта.
3. Нормативно-правовые основы внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
4. Профессиональный стандарт и деятельность практического психолога. Особенности реализации: детский сад, школа, система дополнительного образования детей, среднее профессиональное образование.

В вебинаре могут принять участие все желающие. Участие в вебинаре бесплатное . Желающие могут получить сертификат об участии в электронном виде (общий объем 5 часов посмотреть образец). На сертификате будет указана дата оплаты. Стоимость сертификата со скидкой 200 рублей. Сертификаты за участие в вебинаре можно приобрести как в день проведения вебинара, так и после.

Участники, оплатившие получение сертификата, также получат дополнительные раздаточные материалы:

1.Презентация.
2.Сборник нормативных документов федерального уровня, регламентирующие процедуру внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

При наличии 3-х и более сертификатов, вы можете получить УДОСТОВЕРЕНИЕ участника мероприятий в объеме от 6 до . часов. Подробнее>>>

Инструкция для получения сертификата:

1. Зарегистрируйтесь на сайте “Преемственность в образовании” http://preemstvennost.ru/lichnyj-kabinet/register или зайдите на сайт под своим логином и паролем. При регистрации будьте внимательны, информация для сертификатов берется из заполненной Вами информации. Указывайте полностью ФИО, личный email – на этот адрес придет сертификат.

3. Проверьте правильность занесения данных (вверху страницы) и нажмите “Оплатить”

4. Выберите удобную для вас форму оплаты. При необходимости инструкции можно посмотреть по этой ссылке>>. Способы оплаты разные. Выберите тот, который вам подходит.

5. После поступления денег на счет вам на эл. почту придет сертификат и дополнительный раздаточный материал.

6. Все ваши сертификаты вы можете увидеть в личном кабинете. ссылка>>>

7. Если у данного вебинара есть раздаточный материал, то ссылка на скачивание также находится в личном кабинете.


Профессиональный стандарт педагога-психолога

Понятие профстандарта психолога и функции специалиста согласно документу

Некоторые профстандарты закреплены на законодательном уровне. Это значит, что человек не может работать по определенной специальности, если не соответствует характеристикам, прописанным в них. Также это касается тех профессий, работа по которым дает определенные льготы.

Профстандарт психолога в образовании пока что не является обязательным, а лишь носит рекомендательный характер для нанимателя. На данный момент текст документа открыт и туда еще могут вноситься правки, изменения, а главное – дополнения.

Хотя пока профстандарт психолога не считается обязательным, работодателю не рекомендуется брать на работу людей, не соответствующих ему, поскольку они могут оказаться недостаточно квалифицированными специалистами. Однако, поскольку работодатель сам принимает решение, брать ли того или иного человека на работу, несоответствие профстандарту – это недостаточно веская причина для отказа в трудоустройстве или увольнения.

Профессиональный стандарт педагога-психолога предполагает, что сотрудник, работающий в педагогической деятельности, обязан обеспечивать психологическое сопровождение образовательных занятий.

К основным функциям педагогов-психологов относят:

  1. Обеспечение психологической помощи субъектам с повышенными потребностями, а также тем лицам, которые испытывают сложности с восприятием общеобразовательной информации в ординарных условиях;
  2. Обеспечение психологической поддержки и помощи в адаптации к условиям получения образования лицам, ставшим жертвами противоправных действий, а также подозреваемым и виновным субъектам (подразумевается как административная, так и уголовная ответственность).
  3. Определение уровня психологической безопасности и удобства образовательной среды для обучающихся;
  4. Проведение психологических консультаций ученикам в случае необходимости, а также регулярных тренингов и персональных бесед;
  5. Коррекция девиантного поведения и проведение профилактических работ в этом направлении.

Квалификационный уровень педагогов-психологов – седьмой. Подразумевается, что для исполнения подобных обязанностей субъекту необходимо иметь специальное высшее образование.

Структура профстандарта психолога

Относительно профессии психолога сейчас действует два разных профстандарта. Однако, и для профстандарта психолога-педагога, и для профстандарта психолога в социальной сфере структура будет одинаковой.

В официальном реестре содержится более 966 различных документов, регулирующих разные специальности, но у всех, согласно приказу Министерства Труда, структура остается неизменной:

  1. Общее описание;
  2. Таблица, которая содержит описание всех функций, входящий в профстандарт – функциональная карта;
  3. Более детальная характеристика функций, прописанных во втором пункте;
  4. Сведения об организациях, которые занимались созданием данного документа.

Функциональная карта психолога

В первом разделе, называющемся «Общие сведения», в качестве основной цели для психологов-педагогов определена помощь в восприятии образовательного процесса учащимся в образовательных организациях, а также оказание психологической помощи и содействие в развитии и адаптации следующим категориям граждан:


Лицам с ограниченными физическими возможностями;

  • Ученикам, которым трудно дается освоение образовательных программ;
  • Несовершеннолетним в общем;
  • Обвиняемым или подозреваемым в совершении преступления;
  • Свидетелями преступления или потерпевшим.
  • Основная цель для социальных психологов – это профилактика и коррекция вредных для общества поведенческих проявлений, которые могут наблюдаться как у отдельных индивидов, так и у социальных групп. Также к основной цели относится психологическая помощь представителям уязвимых слоев населения, а также людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. К ним относятся:

    • Девианты;
    • Мигранты (в основном, вынужденные) и беженцы;
    • Субъекты, страдающие от какой-либо зависимости;
    • Люди, совершившие попытку суицида;
    • Лица с посттравматическим стрессовым расстройством;
    • Подозреваемые в совершении преступления.

    Во втором разделе описаны трудовые функции психолога. В случае с психологом-педагогом, выделяются две категории функций:

    1. содействие в сфере образования;
    2. психолого-педагогическая помощь категориям людей, перечисленным выше.

    Для психолога в социальной сфере есть только одна категория – предоставление услуг психолога людям вне зависимости от их возраста и положения в социуме.

    В разделе третьем подробно расписаны характеристики перечисленных функций. Для всех категорий требования примерно одинаковы. Так, необходимо высшее образование по соответствующему профилю, а также отсутствие судимости. Для психолога в социальной сфере также желательно пройти дополнительные курсы по повышению квалификации. Кроме того, требуется, как минимум, двухлетний опыт работы в похожей должности.

    Последний раздел не содержит никакой принципиально важной информации – в нем указываются организации, которые принимали участие в составлении профстандарта.

    Законодательно-правовые акты и нормативные документы

    • Этический кодекс педагога-психолога
    • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
    • Профессиональный стандарт «Педагог-психолог»(психолог в сфере образования)
    • Приказ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» (с изменениями на 21 января 2019 года)
    • Приказ Министерства просвещения РФ от 21 января 2020 г. № 32 “О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014”
    • Письмо министерства образования РФ № 70/23-16 от 07.04.1999г. «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»
    • Инструктивное письмо от 24.12.2001 № 29/1889-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»
    • Постановление № 88 от 21 апреля 1993 года «Об утверждении нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений»
    • О введении должности психолога в учреждениях народного образования. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 30.05.1989 года №542/13
    • Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999 г. №636
    • Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. №1082 г. Москва
    • Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»
    • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
    • Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»
    • Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
    • Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (по педагогам -психологам — пункт VIII)
    • Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 N 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках»
    • Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2020г. № 419 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 мая 2020 г. № 466 »
    • Письмо департамента государственной политики в сфере общего образования от 20.07.2017 г. № 08 -ПГ-МОН-26725 «О регулировании вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»
    • Концепция развития психологической службы в системе образования в РФ на период до 2025 года (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017 года)
    • Письмо МО и науки РФ от 30 июля 2020 г. № 07 — 4587 (проект нормативов штатной численности педагогов-психологов в образовательных организациях.)
    • Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

    Скачано: 204, размер: 1.2 MB, дата: 22 Май. 2020

    Профстандарт медицинского психолога

    Для медицинского психолога, как для отдельной специальности, не существует своего профессионального стандарта. Однако, 14 декабря 2015 года Министерство Труда РФ утвердило проект профстандарта по специальности «Специалист в области психиатрии». Это и является профстандартом клинического психолога.

    Данный документ хоть и был утвержден, но так до сих пор и не вошел в реестр профстандартов. Так что, он не только не является обязательным к применению, но даже не носит рекомендательного характера.

    В функциональной карте данного профессионального стандарта значится только одно положение – оказание психиатрической помощи пациентам. Но оно подразумевает множество функций.

    У данной специальности очень высокие требования к образованию. Помимо получения высшего образования по соответствующему профилю, необходимо также прохождение ординатуры и интернатуры по специальности психиатра. Кроме того, требуется дополнительное профессиональное образование и повышение квалификации на протяжении всей трудовой деятельности не реже, чем раз в пять лет.

    Помимо требований к образованию, необходимо получение специального сертификата или же аккредитации специалиста (как и в случае с образованием, по специальности психиатра).

     Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018г. № 298 “Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”

    Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

    Приказ от 24 июля 2020 г. № 514н

    Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)»
    Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/psynews/77328.shtml [Профессиональный стандарт ‘Педагог-психолог (психолог в сфере образования)’ — PsyJournals.ru]
    Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

    Приказ от 24 июля 2020 г. № 514н

    Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)»
    Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/psynews/77328.shtml [Профессиональный стандарт ‘Педагог-психолог (психолог в сфере образования)’ — PsyJournals.ru]
    Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

    Приказ от 24 июля 2020 г. № 514н

    Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)»
    Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/psynews/77328.shtml [Профессиональный стандарт ‘Педагог-психолог (психолог в сфере образования)’ — PsyJournals.ru]
    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

    Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

    Приказ от 24 июля 2020 г. № 514н

    Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (Психолог в сфере образования)»
    Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/psynews/77328.shtml [Профессиональный стандарт ‘Педагог-психолог (психолог в сфере образования)’ — PsyJournals.ru]
    Профстандарт специалиста по закупкам

    Профстандарт-специалист в области воспитания

    Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изменениями на 5 августа 2020 года)

    Профстандарт «Специалист в области охраны труда»

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПЕЦИАЛИСТ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ И ДОКУМЕНТАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

    Профессиональный стандарт «Бухгалтер» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2020 г. N 1061н)

    Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом»

    Профессиональный и образовательный стандарты педагога-психолога: сравнительный анализ

    На современном этапе развития образования психолог в сфере образования должен обладать таким набором компетенций, которые позволили бы ему в дальнейшем обеспечить полноценное сопровождение объектов образовательного процесса на основе правового обеспечения профессиональной деятельности.

    Для выполнения профессиональной деятельности педагога-психолога в соответствии с требованиями профессионального стандарта (ПС) [1] выпускник должен обладать необходимыми компетенциями, которые формирует образовательное учреждение, руководствуясь Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению психолого-педагогическое образование [2].

    При поверхностном просмотре этих двух стандартов можно заметить расхождения в качественном и количественном соотношении между формируемыми компетенциями и требованиями профессионального стандарта, которые обеспечивают выполнение бакалавром и магистром собственных трудовых функций как педагога-психолога.

    Таким образом, целью данной работы является выявление степени соответствия требований к результатам освоения образовательных программ бакалавриата по психолого-педагогическому направлению и требованиями профессионального стандарта «педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

    При сопоставлении требований образовательного и профессионального стандартов, руководствуясь ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ВПО [3], мы исходили из следующих положений:

    1) ориентация на трудовые действия как наиболее близкие к понятию «компетенция» в деятельности педагога-психолога;

    2) рассмотрение степени бакалавра как квалификации выпускника, который в результате освоения образовательной программы, будет обладать базовыми компетенциями для выполнения своих профессиональных обязанностей;

    3) рассмотрение степени магистра как квалификации выпускника, который в результате освоения образовательной программы, будет выполнять свои профессиональные функции, обладая при этом узкоспециализированными компетенциями и более высоким уровнем базовых компетенций. базой для сравнения.

    Трудовые действия второго блока по своему содержанию во многом дублируют трудовые действия первого блока, различие лишь в том, что в этом блоке акцент делается на работе с детьми с ОВЗ, а также с обучающимися, испытывающими трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации.

    В это же время компетенции, описанные во ФГОС магистра затрагивают только аспект работы с обучающимися с ОВЗ, а во ФГОС бакалавра вообще нет соответствующих компетенций.

    Так, в результате анализа документов, описывающих требования, обязательные при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования [1][2] и трудовых функций педагога-психолога, содержащих в себе требования к работнику данной профессиональной сферы, мы отметили некоторое несоответствие уровня подготовки и профессиональных требований.

    Психологическая экспертиза (код А/02.7) включает в себя пять трудовых действий в блоке А.

    Согласно ПС педагог-психолог функцию экспертизы может осуществлять только в отношении обычных детей («группа нормы»).

    Сформированные во время обучения компетенции выпускника-психолога уровня магистратуры охватывают все трудовые действия данной функции.

    Выпускник же уровня бакалавра может выполнять эту функцию лишь частично.

    Психологическое консультирование (код А/03.7 и В/03.7) включает в себя 5 трудовых действий в блоке А и блоке В.

    В целом трудовая функция педагога-психолога «Психологическое консультирование» в нормативно-правовом аспекте обеспечена достаточным уровнем подготовки выпускников степени как бакалавра, так и магистра.

    В свою очередь, коррекционно-развивающая работа (код А/04.7 и В/04.7) включает в себя четыре трудовых действия в блоке А и семь в блоке В.

    Компетенции, формируемые в процессе обучения у бакалавра обеспечивают выполнение данной трудовой функции для блока А по всем ее аспектам.

    Выполнение данной трудовой функции блока В может обеспечить компетенции магистра, что наталкивает на мысль о дополняющем характере компетенций магистра.

    Психодиагностическая функция деятельности (код А/05.7 и В/05.7) педагога-психолога включает в себя шесть трудовых действий
    в блоке А и шесть — в блоке В.

    Сформированные во время обучения компетенции, охватывают не каждый аспект диагностической деятельности педагога-психолога.

    Так, выпускник-психолог будет готов проводить диагностическое обследование, используя современные и стандартизованные методы и техники, однако провести мониторинг психического и личностного развития обучающихся он не будет готов.

    А также выпускник-психолог будет готов к работе с детьми с ограниченными возможностями, однако не будет готов к работе с несовершеннолетними правонарушителями или свидетелями преступлений, так как компетенции, представленные во ФГОС, охватывают лишь аспект работы с лицами с ОВЗ.

    Функция такой деятельности педагога, как просвещение субъектов образовательного процесса (код А/06.7 и В/01.7) психолога включает в себя пять трудовых действий в блоке А и шесть — в блоке В.

    Компетенции выпускника-бакалавра обеспечивают выполнение трудовых функций по вопросам просветительной деятельности.

    Для оказания психолого-педагогической помощи в поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации выпускник-бакалавр будет обладать необходимыми компетенциями для просветительской деятельности, но лишь по вопросам психического развития ребенка.

    Выпускник-магистр будет обладать более обобщенными компетенциями в отношении трудовых функций блока В.

    Психопрофилактическая функция деятельности педагога-психолога включает в себя шесть трудовых действий в блоке А и четыре — в блоке В.

    Выпускник-психолог готов к разработке рекомендаций и психопрофилактике субъектов образовательного процесса, однако разъяснить необходимость применения здоровьесберегающих технологий он не будет готов.

    Выпускник-психолог будет готов к психопрофилактической работе с детьми с ограниченными возможностями, однако совершенно не готов к разработке предложений по формированию здоровьесберегающих образовательных технологий так как компетенции, представленные во ФГОС, охватывают лишь разработку рекомендаций, психопрофилактику и выявление условий аспект работы с лицами с ОВЗ.

    В целом можно отметить, что выявленные несоответствия между требованиями к выпускникам по направлению психолого-педагогическое образование и требованиям к трудовым функциям показывают недостаточность подготовки бакалавра для полноценного выполнения трудовых функций, и компенсаторную роль магистра.

    Гипотетически обладая компетенциями двух уровней (бакалавра и магистра) по направлению психолого-педагогическое образование позволит более целостно выполнять трудовые функции.

    В целом основное количественное и качественное несоответствие в требованиях профессионального стандарта и требований к компетенциям содержится в области исполнения трудовых функций педагога-психолога при работе с лицами, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.

    Важным является то, что педагог-психолог в результате освоения образовательной программы не будет обладать компетенциями, необходимыми для работы с одаренными детьми и для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся [4].

    С одной стороны, отсутствие необходимых компетенций, возможно, является следствием нескоординированной работы разных министерств или же игнорирования существующих законодательных актов.

    Другой возможной причиной является тот факт, что изменения в обществе, и соответственно в области государственной социальной политики, произошедшие за пять лет, определили иные актуальные проблемы в обеспечении и работе психологической службы образования.

    С другой стороны компетенции, необходимые для целостного осуществления трудовых функций педагога-психолога, вероятно, могут быть сформированы в ходе осуществления профессиональной деятельности.

    1. Приказ Минобрнауки РФ от 16.04.2010 N 376 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) “магистр”)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.2010 N 17382) // Консультант плюс.

    2. Приказ Минобрнауки РФ от 12.03.2015 N 200 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 15.03.04 Автоматизация технологических процессов и производств (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2015 N 36578) // Консультант плюс.

    3. Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта “педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.08.2015 n 38575) // Консультант плюс.

    4. Махотин Д. А. Профессиональные и образовательные стандарты: соотношение требований к современному педагогу // Вестник РМАТ. – 2012. – N 2-3 (5-6). – С. 89-100.

    Читайте также:  Что такое закладная на квартиру при ипотеке - образец
    Ссылка на основную публикацию