Понятие нрава международной безопасности

Международное право

Понятие нрава международной безопасности

Одной из важнейших целей мирового сообщества является обеспечение международной безопасности. Под международной безопасностью понимается такое состояние международных отношений, при котором исключаются угрозы миру, нарушение мира и акты агрессии в какой бы то ни было форме, а отношения между государствами строятся на нормах и общепризнанных принципах международного права.

В соответствии со ст. 1 Устава ООН одной из важнейших целей этой организации является поддержание международного мира и безопасности и принятие с этой целью эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и осуществление мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира.

Особая роль в обеспечении международной безопасности принадлежит международному праву. В настоящее время в международном праве сложилась относительно самостоятельная отрасль — право международной безопасности, которая является подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права. Нормы права международной безопасности закреплены во многих международно-правовых актах, прежде всего — в Уставе ООН, уставах региональных организаций коллективной безопасности, договорах о разоружении, ограничении вооруженных сил, соглашениях о мерах доверия и ряда других.

Ядро отрасли права международной безопасности составляют основные принципы международного права, такие, как неприменение силы и угрозы силой, невмешательство во внутренние дела, и другие. В то же время в праве международной безопасности имеются и свои специальные принципы — принцип равной безопасности и принцип ненанесения ущерба безопасности государств.

Установленные международным правом средства обеспечения международной безопасности можно разделить на следующие группы:

  1. по содержанию (мирные средства и принудительные меры);
  2. по роли в обеспечении международной безопасности;
  3. по сфере применения (в пределах территории одного государства, в пределах региона, в масштабах всего мира).

Существует широкий комплекс международно-правовых средств обеспечения международной безопасности. Он включает в себя, в частности:

  • мирные средства разрешения международных споров;
  • системы коллективной безопасности (универсальную и региональные);
  • меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению;
  • неприсоединение и нейтралитет;
  • меры доверия.

Одной из самых важных мер поддержания международного мира является система коллективной безопасности. С точки зрения международного права, коллективная безопасность представляет собой совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности и пресечению актов агрессии и других нарушений мира. Юридически система международной безопасности оформлена международными договорами. Различают всеобщую и региональные системы коллективной безопасности.

Всеобщая (универсальная) система коллективной безопасности предусмотрена Уставом ООН и предусматривает следующие меры:

  • средства мирного разрешения международных споров;
  • меры по обеспечению мира с использованием региональных организаций безопасности;
  • временные меры по пресечению нарушений международного мира и безопасности;
  • принудительные меры в отношении государств-нарушителей без использования вооруженных сил;
  • принудительные меры в отношении государств-агрессоров с использованием вооруженных сил.

Региональные системы коллективной безопасности создаются в соответствии с гл. VIII Устава ООН «Региональные соглашения». Устав ООН ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, как поддержание международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами ООН. Государства, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны прилагать все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности ООН.

Понятие международной безопасности

Раздел 10. Право международной безопасности

Прошло уже достаточное время, чтобы международное право перестало быть правом войны и мира. И хотя ликвидировать вооруженные конфликты в пределах всего земного шара пока не удалось, довольно важную часть международного права составляют нормы, обеспечивающие мирное сосуществование государств и их безопасность. Что такое безопасность? Можно дать следующее определение: безопасность — состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз. Применительно к международной безопасности это определение может выглядеть так: международная безопасность – это состояние защищенности жизненно-важных интересов государств и международного сообщества от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.

Целью международной безопасности является сохранение государства среди других суверенов, обеспечение собственной независимости и суверенитета. Если до ХХ века речь могла идти действительно только о сохранении себя как международной личности, то с появлением оружия массового поражения можно уже говорить о сохранении государства и его населения в физическом смысле. Да и всей цивилизации в целом.

Можно считать обеспечение международной безопасности уделом только политиков, дипломатов. Однако со времен создания ООН международное право выработало достаточно эффективных правовых средств обеспечения международной безопасности, среди которых: договоры о разоружении и сокращении вооружений; международный контроль; создание систем коллективной безопасности.

Итак, традиционно международная безопасность рассматривалась в военном аспекте как противостояние потенциальным или реальным угрозам, вызванным военными амбициями других государств. Соответственно наиболее важным для государств было обеспечение собственной защитной и наступательной мощи. Однако уже не раз говорилось о том, как изменился мир на протяжении ХХ века. Изменения, происходившие в обществе, государствах, международном сообществе, породили новое понимание международной безопасности. Возникла концепция всеобъемлющей безопасности.

В чем заключается всеобъемлющий подход к безопасности? Во-первых, задача этой концепции – не допустить начало нового мирового вооруженной конфликта, третьей мировой войны. Всеобъемлющий подход в этом значении предполагает, что должна быть обеспечена такая организация международных отношений, которая бы исклю­чала возможность возникновения войны. Всеобъемлющий подход означает равную заботу о безопасности всех государств.

Во-вторых, главный акцент смещается не в сторону борьбы с уже начавшимся вооруженным конфликтом или его последствиями, а в сторону предупреждения конфликтов. Это, в свою очередь касается применяемых мер. Они тоже носят всеобъемлющий характер и касаются самых различных областей отношений: воен­ных, политических, экономических, гуманитарных, экологических и др. Современные угрозы международной безопасности включают в себя не только распространение и наращивание вооружений, но и незаконную миграцию, трансграничную преступность, массовые нарушения прав человека и т.п.

Концепция всеобъемлющей безопасности была одобрена международным сообществом, поскольку на Генеральной Ассамблее ООН 5 декабря 1986 г. и 7 декабря 1987 г. были приняты специаль­ные резолюции о создании всеобъемлющей системы международ­ного мира и безопасности, а 7 декабря 1988 г. — резолюция «Все­объемлющий подход к укреплению международного мира и без­опасности в соответствии с Уставом ООН».

Особенностью концепции всеобъемлющей безопасности является ее правовой характер. Она не только ориентирована на использование правовых методов, но и отводит международному праву ключевую роль в ее поддержании. Для поддержания концепции всеобъемлющей безопасности международное право должно:

1) обеспечение эффективное функцио­нирование уже сложившихся механизмов (в первую очередь – нормы Устава ООН);

2) выработать новые международно-правовые нормы (в развитие и во исполнение Устава ООН).

Право международной безопасности базируется на основных принципах современного международного права: принцип неприменения силы, принцип мирного раз­решения споров. Также можно вести речь о специальных принципах: принцип разоружения, принцип равной безопасности, принцип ненанесения ущерба безопасности государств, принцип равенства и одинаковой безопасности.

Принцип разоружения. Современная концепция международной безопасности возникла в ситуации гонки вооружений двух сверхдержав – СССР и США. Если в XIX веке обеспечение безопасности через совершенствование вооружений и их наращивание являлось нормой для государств, то во второй половине ХХ века стало ясно, что накоплен такой вооруженный потенциал, которые может уничтожить все человечество, поэтому возникла актуальная проблема – как от него избавится, сохранив при этом паритет. Принцип разоружения означает поступательное движение государств по пути сокращения собственного вооруженного потенциала до необходимого минимума. Такое сокращение возможно только на взаимной основе.

Принцип равной безопасности. Основное содержание этого принципа заключается в праве каждого государства (без каких-либо исключений) на безопасность. Безопасность обеспечивается для всех в равной степени с учетом интересов всех субъектов без какой-либо дискриминации.

Принцип ненанесения ущерба безопасности госу­дарств. Этот принцип гласит, что нельзя укреплять собственную безопасность за счет безопасности других и недопустимость получения односторонних преимуществ в обеспечении безопасности. Государства должны отказываться от любых действий, которые могут нанести ущерб безопасности другого государства.

Принцип равенства и одинаковой безопасности. Значение этого принципа состоит в том, что государства и их военные объединения, между которыми существует стратегическое равновесие, обязаны не нарушать этого равновесия, стремясь при этом к возможно более низкому уровню вооружений и вооруженных сил. Это можно рассмотреть на примере отношений СССР (теперь России) и США. В период существования СССР паритет был достигнут за счет создания двух военных групп – организаций коллективной безопасности (НАТО и Организация Варшавского договора). Равное противостояние на тот момент являлось едва ли не единственным средством обеспечения безопасности. Затем, начиная с 1991 года это противостояние изменяется: НАТО расширяет свое присутствие в Восточной Европе, СССР прекращает свое существование, вместо него на политической арене появляется РФ. Сохранился ли паритет? В настоящее время, если и можно говорить о противостоянии как обеспечении равенства и одинаковой безопасности, что оно существует между США и Россией. Можно говорить о паритете в стратегических ядерных силах. Этот паритет был подтвержден двумя договорами о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ – 1, СНВ – 2). Но следует учитывать, что этот принцип должен приобрести глобальный характер и, по мнению С.А. Малинина, будет означать обязанность суверенных субъектов сохранять пределы разумной достаточности, однако на все более и более низком уровне военного потенциала.

Основными средствами поддержания международной безопасности являются:

– мирные средства разрешения споров,

– меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;

– неприсоединение и нейтралитет;

– нейтрали­зация и демилитаризация отдельных территорий;

– ликвидация ино­странных военных баз;

– создание в различных районах земного шара зон мира и безъядерных зон;

– коллективная безопасность (универсальная и региональная);

– меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений, их ограничению;

– меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения;

– меры по укреплению доверия между государствами.

Все средства, кроме, пожалуй, последних двух являются правовыми, применение которых основано на достижении государствами согласия, заключения международных договоров. Наиболее важными средствами можно назвать мирное разрешение споров, разоружение, коллективную безопасность. Особенностью данного перечня является еще и следующее: основе поддержания безопасности лежат мирные средства, однако не исключено и применение вооруженной силы.

Право международной безопасности

Понятие права международной безопасности.

Право международной безопасности — это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и иных субъектов международного права в военно-политической сфере в целях обеспечения мира и международной безопасности.

Под международной безопасностью понимается мировой порядок, исключающий нарушения территориальной целостности, суверенитета и независимости государств и гарантирующий условия устойчивого и стабильного развития мирового сообщества. Обеспечить безопасность в современном мире исключительно силовыми средствами невозможно, и это крайне неэффективная стратегия.

Кроме военной безопасности необходимо обеспечивать экономический, социальный, экологический, информационный и другие аспекты безопасности. При этом состояние безопасности обеспечивается не только защитой от угроз, но их нейтрализацией за счет механизмов мирного сотрудничества и взаимодействия в самых разных сферах государственной деятельности, жизни гражданского общества.

История права международной безопасности.

Основой права международной безопасности является система норм международного публичного права, призванных исключить силовые формы разрешения спорных вопросов в отношениях между государствами.

Существовавшее до обеих мировых войн международное право рекомендовало государствам обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре.

На Гаагских конференциях мира 1899 и 1907 гг. была разработана и принята Конвенция о мирном решении международных столкновений, целью которой было обобщение правил применения добрых услуг и посредничества, образования и функционирования международных третейских судов и следственных комиссий.

Принятый в 1919 г. Статут Лиги Наций оказался более прогрессивным документом с точки зрения международного права – он предусматривал обязательное применение в определенных случаях отдельных средств мирного разрешения международных споров (третейское и судебное разбирательство, обращение к Совету или Собранию Лиги). Весьма существенным недостатком было то, что он не содержал четко сформулированного принципа мирного разрешения международных споров, а также допускал войну в качестве законного средства разрешения споров.

Следующим шагом на пути к признанию принципа мирного разрешения международных споров явилось принятие в 1928 г. Парижского договора об отказе от войны (так называемого Пакта Бриана-Келлога), в ст. II которого прямо указывается: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, какого бы характера или какого бы происхождения они не были, должно всегда изыскиваться только в мирных средствах».

Безусловно, следующей ступенью развития принципа мирного разрешения международных споров стал Устав Организации Объединенных Наций. В Уставе ООН предпринята попытка создать механизм «поддержания международного мира и безопасности». В документе также содержатся нормы, касающиеся коллективного принуждения к миру по решению Совета Безопасности.

Источники права международной безопасности.

Основным источником права международной безопасности является Устав ООН. Наряду с ним важное место в комплексе источников данной отрасли международного права занимают двусторонние и многосторонние межгосударственные договоры, регламентирующие правовые аспекты обеспечения мира и международной безопасности. Среди них выделяются следующие категории:

  1. Договоры, сдерживающие гонку вооружений и наращивание оружия массового уничтожения:
    • Договор об Антарктике 1959 года;
    • Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года;
    • Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года;
    • Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1970 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического и токсичного оружия и об их уничтожении 1971 года;
    • Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 года;
    • Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний 1996 года;
  2. Договоры по вопросам ядерной безопасности:
    • Договор о безъядерной зоне южной части Тихого океана 1985 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Юго-Восточной Азии 1995 года;
    • Договор о зоне, свободной от ядерного оружия, в Африке 1995 года.
  3. Договоры, направленные на поддержание международного мира и безопасности:
    • Определение агрессии 1974 года;
    • Международный кодекс поведения в отношении поставок оружия 2000 года.
  4. Договоры по борьбе с терроризмом:
    • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 1971 года;
    • Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года;
    • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства 1988 года;
    • Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года;
    • Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года;
    • Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года.
Читайте также:  Прогул в последний рабочий день

Среди источников права международной безопасности большое значение имеют акты регионального характера, принятые в развитие положений Устава ООН. В регионе Евразии международно-правовые акты создаются в первую очередь в рамках международных организаций по проблемам безопасности, таких как НАТО, ОБСЕ, ОДКБ и др.

Принципы права международной безопасности.

Основу отрасли право международной безопасности составляют общепризнанные принципы современного международного права, в том числе:

  • неприменение силы или угрозы силой;
  • территориальная целостность государств;
  • нерушимость государственных границ;
  • невмешательство во внутренние дела государств;
  • мирное урегулирование международных споров;
  • сотрудничество между государствами.

Кроме общепризнанных принципов международного права право международной безопасности включает и свои, отраслевые, принципы.

Отраслевые принципы права международной безопасности:

  • принцип неделимости международной безопасности — безопасность любого государства или группы государств не может строиться и обеспечиваться за счет безопасности других государств или всего международного сообщества;
  • принцип ненанесения ущерба безопасности других государств — государства должны вести внешнюю политику с учетом не только собственной безопасности, но других стран, а также всего международного сообщества;
  • принцип равной и одинаковой безопасности — государства должны обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств.

Универсальная и региональная системы коллективной безопасности.

Различают два вида международной безопасности: универсальную и региональную. Оба вида международной безопасности являются коллективной безопасностью, т. е. они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.

Универсальная система коллективной безопасности.

Основным инструментом для сохранения мира и предупреждения возникновения войн является универсальная система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН. Устав закрепляет основы современного мирового правопорядка, принципы взаимоотношений государств на международной арене и предусматривает целый комплекс мер по сохранению международного мира и пресечению актов агрессии, в том числе:

  • запрещение угрозы силой или ее применения — только ООН по решению Совета Безопасности вправе применять силу или угрозу силой в случаях, предусмотренных ее Уставом. Исключением из общего принципа неприменения силы является право на самооборону в случае вооруженного нападения;
  • мирное разрешение международных споров — любой спор между государствами, угрожающий международному миру и безопасности, должен разрешаться путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям либо иными мирными средствами;
  • предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии и других нарушений мира — Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие коллективные меры, связанные и/или не связанные с использованием вооруженных, следует предпринять;
  • использование региональных организаций безопасности — Совет Безопасности может использовать региональные соглашения или органы для осуществления принудительных мер по поддержанию международного мира и безопасности.

Региональные системы коллективной безопасности.

Создание и деятельность региональных систем коллективной безопасности определяется главой VIII Устава ООН «Региональные соглашения», нормами этих организаций и другими международно-правовыми актами.

Региональные системы коллективной безопасности характеризуются следующими чертами:

  • участвующие в договоре государства расположены преимущественно в одном регионе;
  • участники договора подтверждают требование решать разногласия между собой и другими государствами исключительно мирными средствами;
  • участники не должны вступать в военные союзы или участвовать в действиях, направленных против другого государства-участника;
  • участники принимают на себя обязательство оказывать индивидуальную или коллективную помощь государству, подвергшемуся вооруженному нападению;
  • о всех предпринятых или намечаемых действиях по обеспечению коллективной безопасности должен незамедлительно информироваться Совет Безопасности ООН;
  • новые члены в установленную договором систему безопасности принимаются, как правило, с согласия всех ее участников.

Рассмотрим наиболее значимые региональные системы коллективной безопасности.

Организация Североатлантического договора (НАТО) — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США для противодействия влиянию СССР. В соответствии с учредительным договором вооруженное нападение на одного или нескольких участников договора считается нападением на них всех. На саммите 2016 года новой миссией НАТО официально провозглашено сдерживание России. В настоящее время членами НАТО являются 29 стран.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — крупнейшая в мире межправительственная организация, занимающаяся вопросами безопасность. ОБСЕ основана в июле 1973 года. Ее деятельность затрагивает широкий круг проблем, связанных с безопасностью, включая меры контроля над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности, права человека, защиту меньшинств, демократизацию, обеспечение правопорядка, борьбу с терроризмом и координирование экономической и экологической деятельности. ОБСЕ состоит из 57 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — военно-политический союз в рамках СНГ, учрежденный 7 сентября 2002 года на основе Договора о коллективной безопасности 1992 года. Целями ОДКБ является «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов». В состав ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан.

Право

Раздел IX. Международное право

Лекция 24. Международное гуманитарное право

Цель лекции: определение источников международного гуманитарного права, анализ системы межгосударственного сотрудничества в области прав человека.

План лекции

1. Понятие и источники международного гуманитарного права.

2. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве.

3. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека.

1. Понятие и источники международного гуманитарного права. Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по гума­нитарным вопросам (наука, культура, образование, обмен информацией, кон­такты между людьми) образуют отрасль международного гуманитарного права. Существует две основные подотрасли отрасли международного гуманитарного права: гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период во­оруженных конфликтов.

Основными источниками международного гуманитарного права являются многочисленные многосторонние универсальные договоры – конвенции по правам человека, которые могут быть как обязательными, так и рекомендательными до­кументами. Большинство из них создано в правовой среде, образующейся в рамках универсальной деятельности ООН.

Рекомендательный характер имеют резолюции международных организа­ций и, прежде всего – непосредственно резолюции ООН. К ним относятся Всеоб­щая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетер­пимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. и другие документы. Морально-политический авторитет многих из резолюций очень высок, и государства с ними считаются, хотя формально они не налагают на них юридических обязательств. Так, напри­мер, довольно широко распространено мнение, что положения Всеобщей декла­рации прав человека превратились в международный обычай.

Другая часть документов в области прав человека – международные дого­воры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе – Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международные пакты о правах человека и т.д. Эти договоры закрепляют стандарты в области прав человека.

Главные международно-правовые акты о правах человека (обязывающие и рекомендательные) делятся на три основные группы:

1. Универсальные документы в об­ласти прав человека:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
  • Международный Пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах 1966 г. с Факультативным Протоколом 1986 г.
  • Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с Фа­культативными Протоколами 1976 и 1992 гг.

2. Акты о борьбе с массовыми нарушениями прав человека:

  • Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изм. 1953 г.).
  • Конвенция о принудительном или обязательном труде 1930 г.
  • Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г.
  • Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискрими­на­ции 1965 г.

3. Акты о защите прав отдельных категорий индивидов:

  • Конвенция о статусе апатридов 1954 г.
  • Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.
  • Декларация прав ребенка 1959 г.
  • Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
  • Конвенция о правах ребенка 1989 г.

К региональным актам защиты прав человека относятся Европейская кон­венция прав и основных свобод человека, подписанная в Риме в ноябре 1950 г., Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе в марте 1948 г., Американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов, принятая совещанием глав госу­дарств и правительств стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби. Как правило, они носят более конкретный характер, чем универсальные конвенции. Так, напри­мер, Римская конвенция, касающаяся гражданских и политических прав, устана­вливает больше оснований для ограничения прав человека, чем Международные пакты. Что касается американских конвенций, то они в общих чертах повторяют Римскую конвенцию.

2. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве. В современных условиях международно-правовое значение прав человека возросло несоизмеримо, поскольку большинство демократических государств признают в качестве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества.

Подавляющее количество прав человека носят универсальный международ­ный характер, однако существуют права человека, которые связаны с националь­ным гражданством (например, политические).

В международно-правовых документах традиционно сохраняется классифи­кация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют:

1. Гражданские права:

  • право на жизнь;
  • право на неприкосновенность личности;
  • свобода личности;
  • свобода передвижения;
  • равенство перед судом;
  • право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;
  • право на безопасность личности;
  • право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
  • право на гласное с соблюдением всех требований справедливости рассмот­рение дела независимым и беспристрастным судом;
  • право на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
  • право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;
  • право на свободу совести, мысли и религии и другие.

2. Политические права:

  • право на участие в управлении своей страной;
  • право на равный доступ к государственной службе в своей стране;
  • право на свободу убеждений и свободное выражение их;
  • право на свободу мирных ассоциаций и собраний и другие.

3. Экономические права:

  • право на владение имуществом;
  • право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ре­сурсами и другие.

4. Социальные права:

  • право на труд и свободный выбор профессии;
  • право на равную оплату за равный труд;
  • право свободно создавать профессиональные союзы;
  • право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечи­вающее достойное человека существование;
  • право на вступление в брак и создание семьи;
  • право на защиту материнства и детства;
  • право на отдых и досуг;
  • право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);
  • право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инва­лидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к су­ществованию по не зависящим от человека обстоятельствам и другие.

5. Культурные права:

  • право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора;
  • право на образование;
  • право на участие в культурной жизни;
  • право на пользование результатами научного прогресса и их практиче­ского применения и другие.

Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, нахо­дящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, националь­ной и другой дискриминации, применения пыток и т.д.). Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Регио­нальные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широ­кими, конкретными.

Международно-правовые стандарты обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками международного права, так и носящих морально-политический характер.

3. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Международные механизмы и процедуры в области прав человека можно разделить на две группы:

  • консенсусные – основанные на общем согласии участников, преимуще­ственно договорные;
  • неконсенсусные – созданные на основе резолюций международных органи­заций, которые не предполагают единогласия.

Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть коллективными органами (комитеты, группы, и т.д.) и единоличными (специальные докладчики). Коллективные органы принимают свои решения либо консенсусом, либо большинством голосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно они не носят обязательного характера, выражая мнение соот­ветствующего органа по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, об­щие или конкретные). Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения Европейского суда по правам человека). В конечном итоге все зависит от мандата, которым наделен данный орган.

Международные контрольные механизмы в области прав человека бывают универсальными и региональными.

Центральное место в этой области занимает ООН в совокупности своих ор­ганов и организаций. В компетенцию ООН, согласно ее Уставу, входит всесторон­нее рассмотрение проблем в области прав человека.

Главная роль в этом деле принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Как устанавливает ст.13 Устава ООН, ГА организует исследования и делает рекомендации в целях содей­ствия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав чело­века и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии. Боль­шая часть вопросов по правам человека предварительно рассматривается Третьим комитетом Ассамблеи (социальные, гуманитарные и культурные вопросы), кото­рый готовит по ним проекты резолюций, принимаемые ГА в конце ее очередной сессии. Она создает также вспомогательные органы по тем или иным проблемам в области прав человека (например, Специальный комитет по деколонизации, Спе­циальный комитет против апартеида и т.д.)

В рамках Секретариата ООН создан Центр ООН по пра­вам человека (штаб-квартира – в Женеве). В его функции входит координирование деятельности специальных органов по защите прав человека в рамках всей си­стемы ООН. Центр возглавляется заместителем Генерального секретаря ООН, ко­торый с 1993 г. получил официальный специальный статус Верховного Комиссара ООН по правам человека. Центр по правам человека – постоянно действующий орган, который в качестве одной из важнейших целей для себя поставил увеличение потока обмена информацией по проблемам прав человека.

Существует также ряд органов, юридически независимых от ООН и других международных организаций, которые созданы многосторонними конвенциями по правам человека с целью контроля за осуществлением участниками их положе­ний.

  • Комитет по правам человека создан на основании ст.28 Международного пакта о гражданских и политических правах. Он рассматривает предоставляемые государствами-участниками Пакта доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в нем.
  • Большую работу проводит Комитет по ликвидации расовой дискримина­ции, созданный на основании ст.8 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Государства-участники Конвенции представляют на рассмотрение Комитета доклады о принятых законодательных, судебных, административных и других ме­рах, с помощью которых реализуются положения конвенции.
  • Комитет против пыток предусмотрен Конвен­цией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоин­ство видов обращения и наказания 1984 г.
  • Комитет по правам ребенка предусмотрен Кон­венцией о правах ребенка 1989 г.
Читайте также:  Лицензионный договор: нужно ли регистрировать?

Из региональных контрольных механизмов в области прав человека, прежде всего, необходимо отметить Европейскую комиссию по правам человека и Евро­пейский суд по правам человека, созданный в соответствии с положениями Евро­пейской конвенции прав и основных свобод человека 1950 г. (ст.19).

Контрольные вопросы и задания

  1. Назвать главные международно-правовые акты о правах человека.
  2. Охарактеризовать основные принципы международного гуманитарного права.
  3. Какие органы входят в систему межгосударственного сотрудничества в области прав человека?
  1. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник.- М.: Изд-во “БЕК”, 1996.
  2. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть: Учебник.- М.: Изд-во “БЕК”, 1997.
  3. Пустогаров В.В. Международное гуманитарное право: Уч. пособие.- М.: Институт государства и права. М.: 1997г.
  4. Международное гуманитарное право в документах. М.: Московский независимый институт международного права, 1996.

Международная безопасность

Раздел 3. ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Тема 7. РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ СВЯЗЬ С НАЦИОНАЛЬНОЙ И ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Учебные вопросы:

7.1. Международная безопасность

7.2. Глобальная безопасность

7.3. Региональная безопасность

7.4. Коллективная безопасность

Литература:

Логунов А.Б. Региональная и национальная безопасность: Учебное пособие. — М.: Вузовский учебник. — с. 432, 2009

Международная безопасность

Практически национальная безопасность означает как физическую, так и морально-политическую способность государств защитить себя прежде всего от внешних источников угроз своему существованию, т.е. обеспечение национальной безопасности связано с определенным состоянием системы международных отношений.

Система международных отношений — функциональная совокупность субъектов (государств, наднациональных институтов и вненациональных организаций), вовлеченных в отношения противодействия и сотрудничества друг с другом, определяемых их интересами и возможностями.

Интересы развития международных субъектов объективно требуют постоянного задействования как охранительных, так и захватнических действий со стороны государств, т.е. определяют и перманентную возможность применения силы. Именно поэтому обеспечение национальной безопасности во все времена тесно связывает проблемы противоборства и сотрудничества на международной арене или, точнее, проблемы войны и мира — наиболее важные проблемы международных отношений.

Мир — это отсутствие войны, вооруженной борьбы между народами, а также гарантии безопасности для кого-либо. Мир — это необходимое условие безопасности государств и народов на международной арене. Но удовлетворение национальных интересов государств не исключает экономической конкуренции, культурной экспансии и других форм борьбы. Эти формы, как показывает исторический опыт, очень часто сопровождаются угрозой применения силы и/или вмешательством во внутренние дела.

Они не нарушают мира, однако выступают в качестве угрозы национальной безопасности того или иного государства. Поэтому предполагается, что идеальная система международных отношений должна не только исключать применение силы при разрешении международных конфликтов [1] , угрозу ее применения и вмешательство во внутренние дела, но и самое широкое сотрудничество. Соответствие реальной системы международных отношений таким критериям определяется понятием «международная безопасность».

Международная безопасность — это состояние международных отношений, при котором обеспечивается нормальная жизнедеятельность мирового сообщества, стабильное развитие и сотрудничество народов, государств, международных объединений, надежная защищенность жизненно важных интересов каждого из них от возникающих угроз.

Ø на принципах мирного сосуществования;

Ø нормах международного права;

Ø активизации всех форм позитивного международного взаимодействия.

Содержание международной безопасности определяется:

Ø взглядами государств на международные условия, оптимальные для реализации их национальных интересов;

Ø сущностью имеющихся политических проблем — международных ситуаций, в рамках которых отсутствует совпадение национальных интересов двух и более сторон (т.е. системы противоречий на международной арене);

Ø характером деятельности государств, направленной на решение международных проблем.

Разрешение международной проблемы не в соответствии с интересами хотя бы одной из заинтересованных сторон и порождает международные конфликты. А попытки силового решения международных конфликтов рассматриваются как угроза международной безопасности.

Политические проблемы могут затрагивать все мировое сообщество, а могут касаться лишь интересов государств конкретного региона. В связи с этим международная безопасность включает в себя понятия глобальной и региональной безопасности.

Глобальная безопасность

Понятие глобальной безопасности возникло в связи с нарастанием процессов интернационализации хозяйственной жизни, политической интеграции и другими аспектами развития, динамика которых имеет планетарный масштаб, — глобальными проблемами.

Глобальные проблемы (глобальные вызовы) — это процессы и явления, которые оказывают свое действие на всю человеческую цивилизацию, затрагивают интересы всех стран и народов, усиливая их взаимозависимость и одновременно их уязвимость. Глобальные вызовы угрожают всему человечеству в случае, если не будет найдено их решение, или гибелью цивилизации в целом, или серьезным регрессом в условиях самой жизни, торможением человеческого развития. Нарастание уязвимости перед лицом глобальных проблем требует неотложных коллективных усилий и мер по их решению уже на глобальном уровне взаимодействия [2] .

Глобальные проблемы формируются в двух принципиальных сферах человеческого развития:

1) взаимодействия природы и общества и

2) сфере общественных взаимоотношений.

К глобальным проблемам первой сферы традиционно относятся: проблемы, связанные с обеспеченностью человечества сырьем, продовольственная, демографическая, загрязнения окружающей среды (экологическая); освоения Мирового океана и космического пространств.

Глобальные проблемы сферы общественных взаимоотношений связаны с неравномерностью развития отдельных стран и регионов, бедностью и отсталостью, адаптацией человека к масштабам и темпам технологического прогресса, противоборством и взаимовлиянием культур и традиций. Важнейшей глобальной проблемой выступает наращивание потенциала самоуничтожения человечества в результате войн или террористических актов с применением оружия массового поражения.

В настоящее время процессы глобализации, образование глобального информационного и финансово-экономического пространства не только во многом усугубили имеющиеся глобальные проблемы, но и дополнили их новыми. В сфере безопасности — это международный терроризм, распространение оружия массового поражения, разрушение традиционных систем политического и экономического управления, вынужденная миграция, распространение массовой культуры. Проницаемость границ в условиях глобализации и единого информационного пространства снимает различия между национальной и международной безопасностью, создает новые виды угроз, усугубляя неравенство стран и регионов по критерию безопасности.

В результатеглобальная безопасность – это состояние защищенности мирового сообщества в целом от угроз, исходящих от какого-либо его члена (государства или организации) или их совокупности, а также от негативных (угрозообразующих) процессов, связанных с развитием человеческой цивилизации или природными и внеземными катаклизмами.

Глобальная безопасность предполагает состояние динамического равновесия и стабильности развития человечества, все субъекты которого обладают равными правами и несут равную ответственность за свои действия в рамках общепринятых правил поведения.

Региональная безопасность

Как отмечено выше, глобальные проблемы — это проблемы, одинаково важные и более или менее одинаково воспринимаемые мировым сообществом в целом. Однако большинство международных проблем порождается лишь ограниченным числом международных субъектов. И более того, имеет конкретную географическую привязку, ограничивая, в географическом плане «размах» приложения усилий того или иного субъекта, удовлетворение интересов которого связано с рассматриваемой проблемой. В связи с этим существует и понятие международной безопасности определенной географической зоны – региональная безопасность.

Для того чтобы разобраться с сущностью региональной безопасности, необходимо определить, что в контексте ее рассмотрения должно пониматься под регионом.

Регион — это крупная индивидуальная территориальная единица. Это наиболее общее, но неконкретное с точки зрения международной безопасности определение. Дело в том, что выделение какого-либо региона по территориальному признаку ясности в рассмотрение проблем безопасности не вносит.

Наиболее ярким примером в данном случае является определение регионов Б.М. Рассета по совокупности критериев:

Ø социальная и культурная однородность стран;

Ø сходство государственного и экономического устройства;

Ø политическая и экономическая взаимозависимость;

Ø географическая общность [3] .

Идеальный вариант — совпадение всех перечисленных критериев. Однако в реальности таких совпадений (пусть даже частичных) не наблюдается, и приходится признать, что «регионы неизбежно являются конструкциями аналитиков и политиков» [4] .

Более точное определение региона дает так называемая геостратегическая нарезка пространства, используемая органами военного планирования государств. Так, например, регион — это часть стратегического района (континентального района) с прибрежными водами морей и океанов, внутренними морями и воздушным пространством, в пределах которой располагается значительная часть военно-экономического потенциала одного или нескольких государств, а в случае развязывания военных действий (агрессии) будут вестись крупномасштабные операции всех видов вооруженных сил и достигаться стратегические цели войны. Регионы, будучи частью стратегического района, в свою очередь, состоят из стратегических направлений и районов.

Геостратегическая нарезка дает определение региона исходя из национальных интересов конкретной страны, относительно однородных географических, экономических, но, главным образом, военно-политических условий, что предопределяет опять-таки его частичность.

Чтобы дать более или менее полное определение региона и, следовательно, региональной безопасности, рассмотрим систему международных отношений как совокупность трех подсистем.

1. Подсистема субъектов международных отношений, обладающих интересами, международными статусом и имиджем. Основной ее характеристикой выступает баланс сил — соотношение возможностей субъектов по удовлетворению своих интересов.

Проблема статуса определяется «полнотой» суверенитета. Так, государство обязательно обладает так называемым негативным суверенитетом, т.е. формальным признанием со стороны других государств и определенной долей способности господствовать над своей территорией. Негативным суверенитетом обладают слаборазвитые государства (по аналогии с колониями), лишенные сложившейся системы государственных институтов, способных контролировать вверенное им пространство. Позитивный суверенитет характеризует способность государства распоряжаться собой, будучи не только полностью независимым от своего внешнего окружения, но и обладая возможностями обеспечить своим гражданам жизненные условия. Позитивным суверенитетом обладают все индустриально развитые государства. Операционный суверенитет предполагает уступку части прав на свободу действий в обмен на допуск к принятию решений совместно с другими государствами в соответствии с межгосударственными договорами.

2. Подсистема взаимоотношений (связей) между субъектами международных отношений. Их характеристикой выступает международная стабильность — отсутствие стимулов к изменению сложившегося баланса сил и предсказуемость поведения субъектов на международной арене.

3. Подсистема регуляторов этих отношений — всеми признаваемые, закрепленные принципы, нормы и правила поведения.

Состояние системы международных отношений определяется уровнем взаимозависимости образующих ее субъектов — способностью объединять (интегрировать) перечисленные выше подсистемы на основе совместимости друг с другом. Последняя определяется тем, что субъекты одинаково воспринимают некоторые общие проблемы, затрагивающие их интересы, которые невозможно решить без согласования тех или иных аспектов своей международной деятельности, а в некоторых случаях – и без совместных, объединенных усилий.

В связи с этим можно определить регион как относительно самостоятельную подсистему международных отношений, объединенных, прежде всего, общностью определенных, присущих именно данному региону политических проблем и соответствующих им отношений взаимозависимости.

Региональный баланс сил и уровень региональной стабильности задают параметры взаимозависимости в области интересов региональных субъектов, а также формы и способы регулирования отношений по поводу той или иной региональной проблемы. Таким образом, формируется региональный комплекс безопасности — группа государств, чьи восприятия безопасности и взаимных опасений настолько переплетены, что их проблемы национальной безопасности не могут рассматриваться и решаться по отдельности, т.е. это определенная форма взаимозависимости государств, проявляющаяся в плане как соперничества, так и общих интересов безопасности.

Рассмотрение того или иного региона в качестве комплекса безопасности должно основываться не только на сравнительной географической близости или отдаленности образующих его субъектов. Границы региона определяются в данном случае совокупностью связей между субъектами международных отношений, играющих принципиальную роль в формировании и разрешении той или иной политической проблемы, не затрагивающей всех субъектов глобальной системы.

Основываясь на понятии регионального комплекса безопасности, региональную безопасность можно определить как состояние отношений в рамках конкретного регионального комплекса безопасности, при котором для всех относящихся к нему государств, народов, граждан, общественных институтов и групп обеспечивается защищенность их жизненно важных интересов, надежное существование и стабильное развитие.

Таким образом, международная безопасность включает в себя как глобальную безопасность, так и безопасность отдельных регионов, которые находятся в тесном взаимодействии. Обострение глобальных проблем ведет к усилению противоречий социально-политического характера в отдельных регионах, что, в свою очередь, увеличивает угрозу возникновения региональных конфликтов и кризисов, создает угрозу международной безопасности. Смягчение остроты глобальных проблем, преодоление их наиболее опасных последствий требуют усилий по поддержанию безопасности в отдельных регионах — деятельности по поддержанию всеобщей (всеобъемлющей) безопасности. В связи с этим особую актуальность приобретают совместные усилия по поддержанию международной безопасности. Речь идет о коллективной безопасности.

Коллективная безопасность

По аналогии с формированием национальных систем обеспечения безопасности, на международном уровне государствами формируются соответствующие механизмы поддержания международного мира и безопасности — системы обеспечения международной безопасности.

Обеспечение международной безопасности предполагает, прежде всего, поддержание международной стабильности как центральной характеристики взаимоотношений субъектов на международной арене. При этом международная стабильность может быть обеспечена либо соответствующим изменением баланса сил между субъектами, либо признанием всеми субъектами соответствующих правил поведения.

В связи с этим можно условно выделить две исторически сложившиеся формы коллективной безопасности:

1) групповые — интегрирующие возможности группы государств в противовес прочим государствам (группам государств) для некоординированного использования при достижении групповых целей или защиты от общей угрозы;

2) универсальные — основанные на добровольно взятых заинтересованными государствами обязательствах и практических мерах по поддержанию международной безопасности согласованными усилиями.

Принцип коллективной безопасности подразумевает такую систему международного сотрудничества, при которой агрессия против одного из ее участников расценивается как агрессия против всей системы. Коллективные действия могут быть сравнительно мощными, но менее оперативными. Упор на коллективные действия принижает значение одностороннего реагирования, которое может быть более оперативным, хотя и менее мощным. Кроме того, участникам системы коллективной безопасности требуется дополнительное время для координации своих усилий. В любом случае системы коллективной безопасности способствуют, хотя и по-разному, укреплению международной безопасности.

Понятие и сущность международной безопасности

Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 26.12.2019 2019-12-26

Статья просмотрена: 2333 раза

Библиографическое описание:

Мишальченко, Ю. В. Понятие и сущность международной безопасности / Ю. В. Мишальченко, В. А. Шашин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 152-155. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65749/ (дата обращения: 25.02.2021).

В статье проведено исследование международной безопасности через призму формируемого на международном уровне политико-правового института безопасности человечества и национальная безопасность.

Ключевые слова: международная безопасность, угрозы безопасности, национальная безопасность, человечество.

Как применительно к юридической науке в целом, так и к международному праву в частности, для определения права международной безопасности в первую очередь должно быть выработано универсальное понятие «безопасность», исследованы ее угрозы как на национальном, так и международном уровнях, определены объекты безопасности, а также субъекты, обеспечивающие как в теории, так и на практике безопасность объектов, равно как и международно-правовые основы регулирования данных общественных отношений. При этом, исследование указанных составляющих должно иметь единую логическую и системную основу.

Читайте также:  Правила гражданского задержания

В связи с этим необходимо особо отметить, что исследование вопросов безопасности в современном мире как на национальном так и на международном уровне является «насущной необходимостью не только для сохранения своего геополитического положения отдельных государств, но и для но и для выживания человека и всего человечества» [1, с. 10–20].

Исследование международной безопасности показывает достаточно сложную природу и структуру этого феномена. Для того чтобы корректно отразить его в системе научных понятий, необходимо проведение исследования на нескольких уровнях.

Первый уровень анализа (базовый) основывается на очевидном факте: исследуемый феномен — это вид безопасности. Для того чтобы понять, что такое международная безопасность, необходимо:

– во-первых, определить, что такое безопасность вообще;

– во-вторых, конкретизировать, о чьей безопасности идет речь применительно к данному термину.

На данной основе становится возможным определить природу и интересы тех, о чьей безопасности здесь идет речь, а также угрозы их безопасности. Это, в свою очередь, позволит наполнить теоретическое понятие конкретным содержанием.

Второй уровень анализа (диалектический) основывается на исследовании трансформаций национальной безопасности в международную и международной в национальную. В данном аспекте важно отметить, что рассматривая соотношение между безопасностью государства и международной безопасностью, эксперты делают вывод о приоритете в политике первого. Однако пока господствующая в теории Концепция неделимости безопасности исходит из признания того, что международная безопасность представляет собой безопасность групп или даже всех государств.

Третий уровень (национальный) относится к обеспечению национальной безопасности государств на международном уровне (политическими, военными, дипломатическими, международно-правовыми мерами).

Все три уровня взаимосвязаны. Однако каждый из них обладает определенной спецификой, и лишь синтез всех указанных подходов позволит составить относительно полное представление о сущности международной безопасности.

Такой подход позволил сформулировать объемное определение исследуемого феномена — резюмировать в комплексном определении важнейшие признаки международной безопасности. Комплексность дефиниции предполагает сопряжение нескольких непротиворечивых определений феномена, которые раскрывают наиболее значимые стороны международной безопасности. Таким образом, международная безопасность — это:

– во-первых, безопасность следующих субъектов: человечества; регионального социума (социума нескольких государств); социума отдельного государства; глобального сообщества государств; регионального государственного сообщества; международных организаций, представляющих на разных уровнях интересы перечисленных выше субъектов;

– во-вторых, безопасность, ставшая результатом совместной деятельности названных субъектов и распределенная между участниками этой деятельности (коллективная безопасность);

– в-третьих, такое состояние международных отношений, при котором конфликты между государствами разрешаются без применения силы (а попытки применения силы пресекаются);

– в-четвертых, национальная безопасность, обеспечиваемая государствами на международном уровне. Роль России как субъекта национальной безопасности и ее вклад в систему международной безопасности трудно переоценить [2, с.40–45].

Конечно, любое определение (сколь бы полным оно ни было) раскрывает не все параметры явления. Однако представляется, что эта дефиниция, состоящая из четырех элементов, наиболее полно раскрывает все сущностные признаки международной безопасности.

Проведенное нами исследование показало, что объектами безопасности являются человек и его социальные образования: общество, государство и мировое сообщество. Это касается также тех случаев, когда в международных и национальных правовых актах говорится о видах безопасности без указания объекта безопасности.

Наряду с государством публичным объектом безопасности на глобальном уровне является мировое сообщество, по своей сути представляющее собой глобальную структурированную общность людей — человечество, которая зиждется на совместном интересе и нормах на всемирном уровне, в условиях сужающейся (количественно и качественно) среды его обитания.

Теоретическое исследование позволяет определить два глобальных направления деятельности по обеспечению международной безопасности:

  1. Обеспечение паритета сил на международной арене.
  2. Постепенная трансформация культуры человечества, что позволит реализовать в социальной практике рациональный антивоенный императив, в результате чего интересы человечества начнут доминировать над интересами господствующих малых социальных групп.

Объекты международной безопасности первого направления — государства, государственные органы, международные организации, представляющие интересы государств, сообщества государств.

Объекты международной безопасности второго направления — государства, государственные организации, общественные организации (на уровне отдельных государств и международные), отдельные граждане.

Первое направление является основным. Второе может обрести значимость в более или менее отдаленной перспективе.

Таким образом, основными объектами безопасности на международном уровне являются государство и мировое сообщество, которые в силу собственной природы следует считать объектами публичного характера.

Деструктивное воздействие на объект безопасности обозначаются такими понятиями, как «вызов», «проблема», «опасность» и «риск». Общие определения данных понятий отсутствуют в международных и национальных правовых актах, но их также можно встретить только в научной литературе [3, с. 1041–1048]. Применительно к вопросам безопасности таких публичных объектов как государство и мировое сообщество из данных понятий наиболее часто используются понятия «угроза», «вызов» и «глобальная проблема».

Некоторыми исследователями предпринимаются попытки разграничения понятий, обозначающих деструктивное воздействие [4, с. 191–204], однако от этого не изменяется его качественная сторона. Независимо от своего наименования данное воздействие обладает разрушительной силой для объекта безопасности. Кроме того, одно и то же деструктивное воздействие в различных источниках одновременно обозначается разными понятиями, что значительно затрудняет их разграничение. Например, В. А. Труханов отмечает, что «угрозы национальной безопасности России нередко подменяется понятиями опасности и вызовов» [5, с. 136–142]. Поэтому, на наш взгляд, в теории безопасности, а также в рамках изучения вопросов безопасности государства и мирового сообщества, возможно использование для всех деструктивных воздействий общего наименования — угроза безопасности.

Практически весь механизм обеспечения международной безопасности де факто — это функция государственных систем обеспечения национальной безопасности. Без паритета в уровнях обеспечения национальной безопасности механизм международной безопасности утрачивает устойчивость, обретает саморазрушительный вектор. На этом фоне угрозы международной безопасности — это единственный реальный и устойчивый элемент данного механизма.

Угрозы международной безопасности в данном ракурсе не просто оказываются чем-то реальным и обладающим оригинальной природой, но их корректно рассматривать в качестве отправной точки формирования устойчивого механизма безопасности человечества. Угроза гибели всех народов в возможной ядерной войне, угроза экологической катастрофы, которая может разрушить все устойчивые стереотипы бытия, угроза всем биологическим организмам, угроза полной утраты живой природы на планете, — все это может стать катализатором трансформации человечества в единый субъект. Глобальные угрозы могут обеспечить единство интересов всех людей на нашей планете, а это может стать залогом обретения человечеством организующей способности формирования механизма обеспечения высшей формы безопасности — безопасности человечества или международной безопасности.

Современный этап развития института международной безопасности не отвечает новому положению дел на международной арене. Это связано с появлением новых методов и инструментов в межгосударственных отношениях. В частности, активное применение таких внешнеполитических концептов как мягкая сила, геоэкономика и «политическое противостояние» никак не отражены в нормах по международной безопасности. Существующие лакуны позволяют государствам использовать их в своих целях, подрывая основы международной безопасности на глобальном и региональном уровнях. Более того, нерешенность этой проблемы может губительно сказаться на текущих договорах и организациях коллективной безопасности, что приведет к еще большей разбалансированности международной системы в целом. Таким образом, возникает пробел, как на уровне универсальной системы безопасности, так и на уровне региональных систем коллективной безопасности. Под универсальной системой безопасности следует рассматривать ООН, а ОДКБ и НАТО выступают в качестве примеров региональных систем коллективной безопасности.

Таким образом, анализ механизма обеспечения международной безопасности и исследование принципов формирования этого механизма показывает, что разъединенное человечество еще не вполне готово к созданию этого механизма. Оно не готово к тому, чтобы действовать как единый субъект. Разделенное на сотни народов человечество более или менее полно освоило механизм обеспечения национальной безопасности, и имея этот инструмент, мировое сообщество пытается использовать данный механизм для обеспечения безопасности совсем иного уровня — международной.

  1. Агеев А. А. Международно-правовое и военно-правовое измерение государственной безопасности // Военное право. 2019. № 2(54). С.10–20
  2. Пыльцина М. В. Российская Федерация как субъект международного взаимодействия по обеспечению общественной безопасности // Социальная значимость правовых знаний в жизни российского общества: мате-риалы Междунар. науч.-практ. конф. профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, посвященной Дню юриста; под общ. ред. Н. И. Бухтоярова, В. Н. Плаксина, С. Н. Махиной, Т. М. Куценко. М., 2016. С.40–45
  3. Шамаров П. В. Обеспечение национальной безопасности России: сущностное содержание и проблема миротворчества // Вопросы политологии. 2019. Т.9. № 5(45). С.1041–1048
  4. Чапчиков С. Ю. Предмет правового регулирования права национальной безопасности // Ценности и нормы правовой культуры в России IV Международный круглый стол, сборник научных статей IV Международного круглого стола, посвященного дню рождения И. А. Ильина, русского философа и юриста. 2018. С.191–204
  5. Труханов В. А. О возможности использования понятийного аппарата теории национальной безопасности в политической теории // Российская общественно-гуманитарная наука перед вызовами современности сбор-ник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Под редакцией В. С. Слобожниковой, И. В. Суслова. 2019. С. 136–142

Право международной безопасности: понятие, принципы, субъекты и система

Международная безопасность — это миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного развития госу­дарств и иных субъектов международного права

В условиях международной безопасности каждое государство имеет наилучшие условия для проведения политики, направленной на повы­шение материального уровня жизни людей, свободного развития лично­сти, обеспечения в полном объеме прав и свобод человека и гражданина.

Международную безопасность понимают в широком и узком смысле слова.

Международная безопасность в широком смысле включает в себя комплекс политических, экономических, гуманитарных, информацион­ных, экологических и иных аспектов безопасности.

Международная безопасность в узком смысле включает в себя толь­ко ее военно-политические аспекты.

Право международной безопасности — отрасль международного пра­ва, представляющая собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности 1 . Нормы данной отрасли направлены на обеспечение как международной, так и национальной безопасности.

Источниками права международной безопасности являются между­народный договор, международный обычай, обязательные решения ме­ждународных организаций, прежде всего Совета Безопасности Органи­зации Объединенных Наций.

Основу права международной безопасности составляют общепри­знанные принципы современного международного права, в том числе: неприменение силы или угрозы силой, территориальная целостность го­сударств, нерушимость государственных границ, невмешательство во внутренние дела государств, мирное разрешение споров, сотрудничество между государствами.

Помимо общепризнанных принципов международного права право международной безопасности имеет и свои, отраслевые, принципы 2 ,

Специалисты в области международного права к отраслевым прин­ципам права международной безопасности относят следующие.

Принцип неделимости международной безопасности означает, что в XXI в. мир, как никогда ранее, неделим. Планета Земля — небольшая часть Вселенной. Государства нашей планеты гесно взаимосвязаны. При современных средствах связи и транспорта можно за считанные минуты

или часы достичь любого уголка планеты. Жизнь показывает, что любой кризис в одной части земного шара, будь то природные катаклизмы, вооруженные конфликты или акты международного терроризма, сразу же негативно сказывается в других его частях. Государства ставят перед собой задачу совершенствования универсальной системы международ­ной безопасности, основы которой заложены положениями Устава Ор­ганизации Объединенных Наций.

Принцип ненанесения ущерба безопасности других государств предпо­лагает проведение такой внешней политики государством, которая в максимальной степени учитывает безопасность не только своего госу­дарства, но и всего мирового сообщества. Безусловно, обеспечение на­циональной безопасности государства — один из приоритетов деятель­ности его высших органов, ибо речь идет о безопасности общества, обеспечении и защите прав человека и гражданина. В то же

время каж­дое государство при выработке и осуществлении своей внешней полити­ки, осуществлении военно-политических и военно-технических связей с другими государствами должно максимально учитывать все аспекты обеспечения безопасности как своих союзников, так и международного сообщества в целом.

В праве международной безопасности длительное время обосновы­вался принцип равной и одинаковой безопасности, который по своей сути развивает и конкретизирует предыдущий принцип — ненанесения ущер­ба безопасности других государств 1 . Имеется в виду, что государство должно обеспечивать свою безопасность, соизмеряя ее с возможностями обеспечения безопасности других государств. Речь идет о своего рода па­ритете безопасности.

Однако реальная практика показывает, что данный принцип приме­ним только в отношениях между мощными в военном отношении госу­дарствами, например постоянными членами Совета Безопасности ООН. Что касается государств, которые нельзя отнести к крупным и мощным, то часто по отношению к ним данный принцип не приме­нялся. События последних двух десятилетий, когда США применяли силу в отношении Гренады (1983 г.), Никарагуа (1984 г.), Югославии (1999 г.), Ирака (2003 г.), наглядно показывают, что далеко не все руко­водствуются принципом равной и одинаковой безопасности.

Данный принцип формировался в эпоху, когда на международной арене соперничали между собой две основные экономические и полити­ческие системы — социалистическая и капиталистическая. Их олицетво­рением были СССР и США, которые по мощи своих вооружений к на­чалу 70-х годов XX в. на много порядков превосходили другие государст­ва. Именно тогда эти две, как их называли, супердержавы в военной сфере достигли стратегического паритета. Ни одна из них не могла по­зволить другой стороне вырваться вперед в военном отношении. И это было благом для всего мира, поскольку угроза ядерного катаклизма не

позволяла СССР и США прибегать к оружию для выяснения споров ме­жду ними. Этот стратегический паритет позволил двум державам начать долговременный процесс ограничения и сокращения ядерного оружия и средств его доставки 1 .

После распада СССР в 1991 г. в мировые лидеры вырвались США, поскольку не только не утратили свою былую мощь, но и существенно нарастили ее. Естественно, у США появилось стремление воспользо­ваться своей огромной экономической, финансовой и военной мощью для обустройства мира по-американски. И сразу же существование принципа равной и одинаковой безопасности оказалось под угрозой. Особенно жестким атакам указанный принцип подвергся на рубеже XX и XXI вв., когда США не только предприняли военные акции против ряда государств, но и вышли из такого базового для стратегической ста­бильности международного соглашения, как Договор по противоракст-ной обороне 1972 г.

Система всеобъемлющей международной безопасности включает в себя широкий комплекс международно-правовых средств обеспе­чения международной безопасности, и в частности:

мирные средства разрешения международных споров;

системы коллективной безопасности (универсальную и регио­нальные);

меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению;

неприсоединение и нейтралитет;

Одной из самых важных мер поддержания международного мира является система коллективной безопасности.

С точки зрения международного права коллективная безопас­ность представляет собой совокупность совместных мероприятий государств и международных организаций по предотвращению и устранению угрозы международному миру и безопасности и пресече­нию актов агрессии и других нарушений мира. Юридически система международной безопасности оформлена международными догово­рами. Различают универсальную и региональные системы коллектив­ной безопасности.

Ссылка на основную публикацию