Индексация заработной платы: трудовой кодекс

Статья 134 ТК РФ. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Новая редакция Ст. 134 ТК РФ

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Комментарий к Статье 134 ТК РФ

К мерам, обеспечивающим повышение уровня реального содержания заработной платы, прежде всего следует отнести индексацию заработной платы, т.е. компенсацию в целях обеспечения денежных доходов (в том числе и заработной платы), а также сбережений граждан, в связи с повышением цен. Именно об этом говорится в статье 134 Трудового кодекса РФ.

Индексация заработной платы (и других доходов) производится тогда, когда индекс потребительских цен превышает так называемый порог индексации потребительских цен.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов. В настоящее время индексация зарплаты в бюджетной сфере осуществляется путем пересмотра уровня минимальной оплаты труда и соответствующего повышению величины тарифной ставки 1-го разряда ETC.
К мерам, обеспечивающим повышение уровня реального содержания заработной платы, прежде всего следует отнести индексацию заработной платы, т.е. компенсацию в целях обеспечения денежных доходов (в том числе и заработной платы), а также сбережений граждан, в связи с повышением цен. Именно об этом говорится в статье 134 Трудового кодекса РФ.

Индексация заработной платы (и других доходов) производится тогда, когда индекс потребительских цен превышает так называемый порог индексации потребительских цен.

Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежащей индексации, определяется с учетом этих коэффициентов. В настоящее время индексация зарплаты в бюджетной сфере осуществляется путем пересмотра уровня минимальной оплаты труда и соответствующего повышению величины тарифной ставки 1-го разряда ETC.

Другой комментарий к Ст. 134 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Реальная заработная плата – это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и как результат – к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится, прежде всего, индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 (в ред. от 24 декабря 1993 г.) “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР”. Под индексацией понимается установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен с целью поддержания покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Для индексации денежных доходов и сбережений граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные товары, а также платные услуги. Индексация заработной платы осуществляется путем умножения ее номинальной величины на установленный индекс цен.

Механизм, предусмотренный в Законе от 24 октября 1991 г., к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон от 24 октября 1991 г. предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия Закона об индексации и до настоящего времени увеличился более чем в тысячу раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. Так, порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий в себя ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК РФ не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или в локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума и т.п.).

Баталии вокруг ст. 134 ТК РФ: обязан ли работодатель проводить индексацию зарплаты или нет?

Эксперт центра правового содействия законотворчеству “Общественная Дума”

специально для ГАРАНТ.РУ

В заботе о работнике законодатель включил в Трудовой кодекс ст. 134, предусматривающую гарантию обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Гарантия включает в себя индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. На первый взгляд, все звучит замечательно. Однако, на деле статья “старая”, действующая уже более 15 лет, вокруг которой баталии до сих пор не утихают. И прежде всего по вопросу – обязан ли работодатель проводить индексацию? И если да, то, когда и в каком размере?

Индексировать не обязан, но повысить должен

Даже беглый анализ судебной практики выявляет множество споров между работодателями и работниками по поводу индексации заработной платы. Часто работники обращаются в суд с требованием о понуждении провести индексацию или взыскании с работодателя зарплаты с учетом индексации и т.п. При этом в подавляющем большинстве случаев в удовлетворении требований суды отказывают.

Так, например, С. обратилась в суд с требованием о признании действий работодателя дискриминационными, поскольку с 2014 года им не проводилась индексация зарплаты. Также истец просила обязать работодателя внести изменения в трудовой договор и установить иной размер зарплаты (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 октября 2017 г. по делу № 33-37799/2017). В удовлетворении требований было отказано: работодатель, как указал суд, является коммерческой организацией, и вправе проводить индексацию по своему усмотрению в порядке, установленном ЛНА, коллективным или трудовым договором; вопрос отнесен к исключительной компетенции работодателя, и обязать изменить оклад истца суд не вправе.

В другом деле, работник просил взыскать заработную плату с учетом индексации, но суд отказал и в этом, аргументировав тем, что представленные ответчиком-работодателем ЛНА не предусматривают проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 29 марта 2017 г. по делу № 33-1455/2017).

Подобные решения можно приводить еще очень долго, и работодатели, которые несомненно знают о подобной практике, делают вывод, что вовсе и не обязаны проводить какую-либо индексацию.

Но так ли это?

Для ответа на вопрос посмотрим внимательно на формулировку ст. 134 ТК РФ, особенно первую ее часть:

“Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами”.

Если мы вдумчиво вчитаемся в текст, то видно – законодатель сформулировал норму императивно: работодатель должен принимать меры для повышения уровня реального содержания зарплаты. В формулировках не содержится “волшебных” слов “вправе”, “может” или т.п., которое бы свидетельствовало о свободном усмотрении работодателя в этом вопросе.

Получается, принимать соответствующие “повышающие” меры работодатель обязан.

Эту же позицию об обязательности нормы для любого работодателя независимо от формы собственности придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации. Так, например, в Определении КC РФ от 19 ноября 2015 г. № 2618-О прямо подчеркнуто: предусмотренное ст. 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации.

Правда, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утв. Президиумом ВC РФ 15 ноября 2017 г.) в п. 10, указано на то, что по смыслу ст. 134 ТК РФ работодатель не обязан проводить именно индексацию, но может выбрать и иной способ повышения уровня реального содержания зарплаты, так как индексация – лишь один из доступных и наиболее очевидных вариантов. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п. (Определение СК по гражданским делам ВC РФ от 24 апреля 2017 г. № 18-КГ17-10).

Таким образом, работодатель может выбирать между способами повышения, но вот уклониться от повышения – не может.

Своя рука – владыка?

Между тем выше приводились примеры из судебной практики, когда суды отказали работником в праве на индексацию. Нет ли здесь противоречия с позицией КС РФ и ВС РФ? Отнюдь!

Когда мы говорим об индексации, то невольно всплывает проблема двойственной природы нашего трудового законодательства. С одной стороны, законодатель старается придерживаться заданной Конституцией РФ планки о социальном государстве (ст. 7), в котором должны гарантироваться условия для достойного уровня жизни граждан, с другой, – озадачен проблемой снижения давления на участников “свободного рынка” (“частных” организаций и ИП), ограничить степень вмешательства в “свободу” трудового договора, которая и так сильно “сужена”.

Как точно обозначил КС РФ: “… федеральный законодатель преследовал цель защитить работодателей, на свой риск осуществляющих предпринимательскую и (или) иную экономическую деятельность, от непосильного обременения…” (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 2-П).

Поэтому в ст. 134 ТК РФ, хоть и устанавливается требование к повышению уровня реального содержания зарплаты, но вот требований к порядку (размер, периодичность и т.п.), не содержится. Лишь указано на то, что порядок проведения такого повышения должен быть установлен для:

а) государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений – трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами (то есть законом);

б) для других работодателей (считай “частников”) – коллективным договором, локальными нормативными актами (ЛНА), соглашениями.

Выходит, обязанность вроде бы как и есть, да в то же время своя рука – владыка, как хочу – так и верчу?

В частности, если в первой категории все более-менее понятно, так как, как правило, принимаются соответствующие НПА (например, Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2017 г. № 917-ПП), то вот со второй, “коммерческой” категорией возникает серьезный вопрос, вернее даже два:

  1. обязан ли работодатель самостоятельно разрабатывать порядок индексации, то есть принимать соответствующие ЛНА, или можно обойтись без этого?
  2. должен ли при этом руководствоваться официальными данными об уровне инфляции, индекса цен и т.п. при проведении индексации – то есть на какой уровень обязан повышать?

На первый вопрос ответ очевиден: в ст. 134 ТК РФ, во-первых, устанавливается обязанность проводить индексацию, во-вторых, прямо говорится об установлении такого порядка работодателем или законом. Работодатель обязан разработать соответствующий ЛНА, если порядка исполнения требований ст. 134 ТК РФ не содержит в себе, например, коллективный договор. Этой же позиции придерживается и Роструд (Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 19 апреля 2010 г. № 1073-6-1).

Отсутствие установленного у работодателя порядка индексации (или иной меры повышения) может повлечь за собой привлечение к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП с вынесением предписания об устранении допущенного нарушения (например, Определение СК по административным делам Приморского краевого суда от 20 августа 2015 г. по делу № 33-7280/2015).

Суды и ГИТ исходят из того, что подобное отсутствие “порядка повышения”, приводит к нарушению прав работников, поскольку не обеспечивает долгосрочной определенной перспективы для работников, не разрешает вопросы повышения заработной платы в будущем, как и не дает ответа на то, будет ли осуществлена такая индексация, ее размер и основания (Апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 25 января 2016 г. по делу № 33а-39/2016).

Читайте также:  Телефон горячей линии Пенсионного Фонда г. Кисловодск

Кроме того, в отсутствии разработанного порядка работник, по сути, лишается возможности требовать провести индексацию.

Так, например, суд отказал в удовлетворении требования о возложении обязанности на работодателя индексировать заработную плату, так как у работодателя отсутствует коллективный договор, а также ЛНА, которыми предусмотрена обязательная индексация заработной платы работников; в трудовом договоре такая обязанность работодателя также не предусмотрена. Кроме того, ответчик не относится к организациям, финансируемым за счет средств бюджета, и вопросы индексации заработной платы отнесены к исключительной компетенции работодателя, оснований для обязания ответчика проиндексировать заработную плату истца и взыскания соответствующей задолженности у суда не имеется (Апелляционное определение Московского городского суда от 6 июля 2017 г. по делу № 33-22702/2017).

Между тем, пусть этот пример работодателей не вдохновляет, поскольку, как упоминалось выше, за отсутствие порядка индексации или иной меры повышения реального уровня зарплаты, предусмотрена административная ответственность. Работник вправе пожаловаться на работодателя в ГИТ.

Нет возможности – нет повышения!

В то же время работодателю дана возможность подойти к вопросу установления порядка повышения творчески. В частности, трезво рассчитать свои финансовые возможности, экономическую ситуацию на рынке, и предусмотреть такой порядок, который будет привязан к результатам деятельности организации. Подобное законом не запрещено.

Так, коллективным договором в АО предусматривалось, что рост зарплаты осуществляется, прежде всего, за счет увеличения объемов производства, повышения эффективности труда. Исходя из этого, суд сделал вывод, что обязанность работодателя по индексации заработной платы не является безусловной, а зависит от различных факторов, в том числе экономических показателей организации. У организации на момент рассмотрения спора сложилось тяжелое финансовое положение, открыто производство о несостоятельности (банкротстве), а, значит, проведение индексации невозможно и требования об этом подлежат отклонению (Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14 сентября 2017 г. по делу № 33-32808/2017).

В другом деле, суд пришел к аналогичному выводу о недостижении условий для проведения индексации (Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 30 апреля 2015 г. по делу № 33-917/2015). И в третьем споре, также отказ в иске был мотивирован тем, что работодатель вправе привязать вопрос о ежегодной индексации заработной платы к определенным условиям, учитывать не только инфляцию, но и результаты своей деятельности (Определение Московского городского суда от 8 августа 2017 г. по делу № 4г-9814/2017).

В принципе из этой судебной практики можно вывести ответ и на вопрос – обязан ли работодатель повышать зарплату именно на уровень официальной инфляции? Или может предусмотреть иной порядок? И должен ли повышать уровень зарплаты в целом, или только какую-то составную часть?

Но все же снова обратимся к содержанию ст. 134 ТК РФ: законодатель связывает необходимость проведения индексации с ростом потребительских цен на товары и услуги, используя при этом предлог “в связи”, то есть индексация – следствие такого роста. Но из этого прямо не следует, что индексация привязана именно к официальным цифрам роста цен (инфляции), поскольку далее работодателю предписывается требование о разработке соответствующего порядка повышения уровня реального содержания зарплаты. Означает это то, что определение периодичности, размера и т.п. повышения реального содержания зарплаты – исключительная компетенция работодателя. Суды при разрешении споров по индексации обязаны выяснять установлен ли подобный порядок у работодателя, и если да, то руководствоваться им. Это прямо вытекает из смысла ст. 134 ТК РФ, и подтверждено судебной практикой.

То есть работодатель вправе, учитывая разные обстоятельства, устанавливать “плавающие” варианты индексации, в том числе ниже или напротив выше уровня официальной инфляции, “фрагментарной” постепенной индексации и т.п. Ранее приведенные примеры о возможности учета положения работодателя – подтверждение подобной позиции.

В то же время это не означает, что работодатель может произвольно определять размер индексации: должен быть соблюден баланс интересов работников и работодателя, учтено положение работодателя, финансово-экономические показатели, а также уровень инфляции (роста цен). То есть индексация должна максимально возможно обеспечивать реальное повышение уровня содержания зарплаты.

Так, в судебной практике встречаются случаи, когда суд не соглашался с тем уровнем индексации, который работодатель устанавливал, если он был ниже уровня официальной инфляции (Определение Красноярского краевого суда от 7 августа 2014 г. по делу № 4г-1541/2014), в то же время есть и решения, когда суд отказывался пересматривать размер повышения оклада, считая это внутренним делом работодателя (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 января 2017 № 33-1934/2017 по делу № 2-10504/2016).

Что касается вопроса о “части” зарплаты, которая подлежит индексации, то тут опять же по смыслу ст. 129, ст. 134 ТК РФ работодатель сам может установить какая часть зарплаты будет повышена – так называемый “оклад” – основная часть или же будет установлена (или повышена) специальная компенсирующая надбавка, выплачена премия и т.п. Это следует и из позиции ВС РФ, озвученной в выше упомянутом Обзоре судебной практики.

Единственно, на мой взгляд, сомнительна позиция о том, что повышение уровня содержания зарплаты может осуществляться через премирование, и вот почему. Премии в соответствии со ст. 129 ТК РФ относятся к выплатам стимулирующего характера, то есть основная функция премии – поощрение, стимулирование к добросовестному и качественному труду. При этом выплата премий, зачастую, является правом, а не обязанностью работодателя, так как работнику не гарантируется обязательное получение премии. В то же время повышение уровня реального содержания зарплаты в связи с ростом цен требование обязательное, работнику должна быть гарантирована “компенсация” падения реального уровня дохода, то есть “индексационная”. Проще говоря, функция индексации или иной “меры повышения” – в компенсации потерь в зарплате работнику, и это больше соответствует природе компенсационных выплат или “основной” части зарплаты.

Потому логичнее устанавливать либо повышение “основной” части зарплаты, либо установления, в том числе единовременной компенсационной выплаты, направленной на “погашение” потери в доходе. Премия же этой функции, можно сказать, не отвечает. Хотя с учетом озвученной позиции ВС РФ суд может учесть и выплату премии в качестве повышения.

Итак, мы рассмотрели основные вопросы, связанные с индексацией зарплаты. Подведем некоторые итоги:

Применять меры по повышению уровня реального содержания заработной платы обязан любой работодатель независимо от формы собственности (индексация).

“Частные” работодатели должны самостоятельно разработать порядок такой индексации: принять соответствующий ЛНА, или прописать порядок в коллективном договоре, и (или) включить положения в трудовой договор. Отсутствие такого порядка – нарушение закона, и влечет за собой привлечение к административной ответственности.

Работодатель, если иное не установлено ТК РФ, иным законом или подзаконным НПА, вправе самостоятельно установить условия проведения индексации, привязав, например, к финансовым показателям деятельности организации; определить форму (вид) повышения: индексация “оклада” или единовременная выплаты и т.п.

Индексации зарплаты

В трудовом законодательстве индексацией называется периодическое увеличение уровня заработной платы работников. Суть этой процедуры — компенсировать ежегодный рост цен на товары и услуги, то есть последствия инфляции. Кто, в каком размере и порядке должен индексировать зарплату, разберемся в статье.

Что говорит закон об индексации зарплаты

Быстрое заведение первички, автоматичекий расчет заработной платы, многопользовательский режим, бесплатные обновления и техподдержка в онлайн сервисе Контур.Бухгалтерия!

По мнению многих работодателей, индексация зарплаты сотрудников — процедура добровольная: ее можно не проводить, особенно если на предприятии повышают оклады. Однако индексация и повышение — понятия разные.

Повышение заработной платы персонала организации зависит от финансовых возможностей и желания работодателя, а индексация — это государственная гарантия по зарплате всем работающим по трудовым договорам работникам. В ст. 130 ТК РФ сказано: меры, которые обеспечивают увеличение реального содержания зарплаты, входят в систему госгарантий работникам. К этим мерам по ст. 134 ТК РФ относят индексацию заработной платы с учетом повышения потребительских цен.

Получается, что индексирование ЗП должны проводить все работодатели: государственного и коммерческого секторов. Только госучреждения делают это по нормам ТК РФ и других правовых актов, а коммерческие предприятия — по установленному коллективным договором или локальным нормативным актом порядку. ТК РФ не делает исключений для ИП и малых предприятий в плане индексации зарплат работников, поэтому в типовую форму трудового договора для микропредприятий включены условия индексирования зарплаты — п. 13 и п. 15 Постановления Правительства РФ от 27.08.2016 № 858.

Важно! В отношении физлиц, которые выполняют работы по ГПХ, индексирование заработной платы не проводится.

Порядок и сроки индексации зарплаты

По ТК РФ, порядок индексации спускается в госучреждения через нормативно-правовые акты, а в коммерческих предприятиях он прописывается во внутренних нормативных актах — на эту обязанность указывает и Роструд (Письмо от 19.04.2010 г. № 1073-6-1).

Коммерческая организация самостоятельно выбирает, где прописать условия индексации зарплаты сотрудников. Это может быть отдельное Положение по организации или раздел коллективного или трудового договора. В любом случае документ должен содержать:

— периодичность процедуры индексирования;

— часть зарплаты, которая подлежит индексированию;

— величину или коэффициент индексации.

В письме N 14-1/ООГ-10305 Минтруд указал, что индексация — это увеличение зарплаты на уровень инфляции. При этом работодатель имеет право увеличить зарплату на величину сверх инфляции для отдельных категорий работников по собственному желанию. Зарплата может быть повышена путем пропорционального увеличения всех выплат сотруднику, так и путем увеличения отдельных из них.

Сроки индексации нужно определить в коллективном договоре. Рекомендуем не назначать срок раньше 1 февраля, так как именно к этой дате Росстат публикует размер инфляции за прошедший год. Если вы зафиксировали дату повышения на 1 февраля, то за февраль сотрудники уже должны получить зарплату в повышенном размере. Этот размер сохраняется до 1 февраля следующего года, когда произойдет очередная индексация.

Проведение индексации оформляется приказом руководителя. Сотрудников знакомят с этим приказом под роспись. Информация об оплате за труд — существенное условие трудового договора (ТД), поэтому при изменении размера зарплаты с сотрудниками нужно заключить дополнительные соглашения к ТД. Также руководитель издает приказ внести изменения в штатное расписание организации.

Индексация отражается на всех работниках и учитывается при расчете среднего заработка для подсчета отпускных. При этом повышающий коэффициент рассчитывается одним из способов:

  • если индексировались только оклады: новый оклад / оклад до индексирования;
  • если индексировались все компоненты системы оплаты труда: (новый оклад + новые выплаты) / (оклад до индексирования + прежние выплаты).

Индексация зарплат бюджетников в 2021 году

В октябре 2021 года планируется проиндексировать зарплаты бюджетным работникам. Величина прибавки работникам бюджетного сектора составит 6.8 %. Коэффициент распространяется на всех сотрудников казенных, автономных и бюджетных учреждений, учреждений федерального подчинения и гражданских сотрудников воинских частей.

Повышение зарплаты в 2021 году до МРОТ

Коммерческие предприятия обязаны проиндексировать зарплаты сотрудников, получающих за полный месяц работы меньше МРОТ, величина которого с 01.01.2021 г. составляет 12 792 рублz. Работодатели должны учитывать, что для некоторых регионов установлен свой МРОТ. Если организация вовремя не отказалась от регионального значения МРОТ, она должна ориентироваться на величину, установленную в регионе, а не на федеральный МРОТ.

Расчет индексации зарплаты в 2021 году

Индексирование проводится методом увеличения установленной заработной платы на определенный коэффициент. Коммерческие предприятия выбирают коэффициент индексации на 2021 год самостоятельно. Главное — закрепить это условие во внутренних документах предприятия.

С учетом какой величины индексировать заработную плату — ИПЦ, инфляции или прожиточного минимума трудоспособного населения — решать работодателю. При этом величина официально установленных показателей не считается обязательной. Например, если инфляция составила 3 %, величину индексирования можно принять за 6-7% или выбрать другой показатель в соответствии с нормативными документами предприятия.

Пример 1. Оклад менеджера по штатному расписанию составляет 40 000 рублей. Согласно принятому в организации Положению об индексации заработной платы работников, повышение зарплат проводится ежегодно с учетом уровня роста потребительских цен.

На основании этого величина коэффициента на 2020 год составила 1,03.

Новый оклад менеджера: 40 000 × 1,03 = 41 200 руб.

Пример 2. В соответствии с коллективным договором организация проводит индексирование окладов сотрудников с учетом ИПЦ, величина которого составляет 103%.

Если оклад сотрудника был 25 000 руб., с учетом ИПЦ он составит 25 750 руб. (25 000 × (103: 100)).

Штрафы за отсутствие индексации заработной платы работников

Быстрое заведение первички, автоматичекий расчет заработной платы, многопользовательский режим, бесплатные обновления и техподдержка в онлайн сервисе Контур.Бухгалтерия!

Если работодатель проигнорировал требование ТК РФ и не проиндексировал сотрудникам заработную плату, ему грозят административные штрафы по статьям КоАП РФ:

За неисполнение норм ТК РФ и других правовых актов, которые содержат трудовые нормы, налагаются штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ: на должностных лиц или ИП — 1 – 5 тыс. рублей, на юрлиц — 30 – 50 тыс. рублей.

Если индексация предусмотрена в коллективном договоре, но фактически не проведена, нарушение карается по ст. 5.31 КоАП РФ, регулирующей исполнение обязательств по коллективному договору: предупреждение или штраф 3 – 5 тыс. рублей.

Несоблюдение требования ст. 130, 134 ТК РФ нарушает положения ст. 22 ТК РФ, обязывающей работодателей вовремя и в полном размере платить работникам заработную плату. Ответственность за это регулируется ст. 5.27 КоАП РФ: максимальный штраф 50 тыс. рублей. Также организацию обяжут пересчитать зарплату сотрудников и доплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы.

Автор статьи: Ирина Смирнова

Рассчитывайте зарплату автоматически в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис поможет правильно отразить премию и заплатить с неё налоги.

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Читайте также:  Единовременная выплата родившимся с 1970 по 1993 году

Комментарий к статье 134 ТК РФ

1. Реальное содержание заработной платы представляет собой совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести за определенное количество денежных знаков, составляющих номинальную оплату труда.

В силу происходящих в рыночной экономике инфляционных процессов реальное содержание заработной платы имеет тенденцию к уменьшению. Для того чтобы предотвратить снижение покупательной способности зарплаты, вводят механизмы индексации.

Индексация направлена на корреляцию размера номинальной заработной платы с ростом цен: по мере роста цен увеличивается размер заработной платы. Это помогает предотвратить снижение реальной заработной платы или минимизировать степень снижения. Повышения уровня реального содержания заработной платы индексация не обеспечивает, поэтому в статье специально указано, что индексация лишь включается в механизм повышения реального содержания заработной платы, отнюдь не являясь единственным способом его обеспечения.

2. Индексации подлежат не только начисляемая заработная плата, но и другие выплаты, причитающиеся работнику. Так, он имеет право на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов (ч. 3 п. 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2).

3. Трудовое законодательство с 2005 г. не предусматривает единого для всех работников способа индексации заработной платы.

Не существует и единого комплекса гарантий проведения индексации, таких как установленный законодательством порог индексации, ее периодичность, минимальная величина и т.п. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию. Ее правила определяются в зависимости от вида работодателя либо законами и подзаконными нормативными актами (для бюджетных организаций), либо коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом.

Роструд, исходя из того, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, полагает необходимым внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты, если они не предусматривают порядка индексации (письмо от 19.04.2010 N 1073-6-1 “Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем”). Существует судебная практика, основанная на таком подходе. В том случае, когда ни коллективным договором, ни соглашением, ни локальными нормативными актами организации порядок индексации не установлен, суд считает возможным обязать работодателя установить правила индексации (см., например, Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.07.2012 по делу N 33-6936/2012).

4. В зависимости от источника финансирования индексация заработной платы осуществляется различными по своей юридической силе нормативными правовыми актами. Так, порядок проведения индексации в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Индексация заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, а в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – актами органов местного самоуправления.

5. В организациях так называемого реального сектора экономики, не получающих бюджетного финансирования, а также для работников работодателей – физических лиц порядок индексации может быть установлен отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором или локальным нормативным актом. Не исключена и возможность установления порядка индексации в трудовом договоре, хотя комментируемая статья этого не предусматривает. Индексация заработной платы является одним из условий оплаты труда, которые должны отражаться в трудовом договоре (см. коммент. к ст. 57). В том случае, когда коллективный договор не заключен, а локальный нормативный акт не принят (например, при возникновении трудового отношения между двумя физическими лицами), правила индексации могут быть установлены в трудовом договоре.

6. Трудовой кодекс не устанавливает никаких требований к механизму индексации, поэтому законодатель (орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, работодатель) вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления. Обычно индексация производится путем повышения тарифных ставок (должностных окладов).

Размер повышения, его периодичность, минимальные и максимальные размеры устанавливаются соответствующим органом государственной власти, местного самоуправления или работодателем. Так, Отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на период с 01.04.2013 по 31.03.2016 предусматривает регулярную ежеквартальную индексацию исходя из индекса роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы государственной статистики (п. 3.2.3).

Другой комментарий к статье 134 ТК РФ

§ 1. Статья претерпела лишь редакционные изменения. Содержание ее не изменилось.

Повышение уровня реального содержания заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги должно гарантироваться закреплением на федеральном уровне соответствующего правового механизма индексации заработной платы.

В Трудовом кодексе такой механизм не закреплен в отличие от КЗоТа РФ (ст. 81.1), предусматривавшем, что индексация оплаты труда работников организаций производится в порядке, установленном Законом РСФСР “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР”.

Закон РСФСР “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР” от 24 октября 1991 г. (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 45. Ст. 1488) определял индексацию как установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации – поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Закон предусматривал также возможность сочетания, а в некоторых случаях и замены индексации иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.). К числу объектов индексации была отнесена и оплата труда работников организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги. Порогом индексации (т.е. индексом потребительских цен, с которого начинается индексация денежных доходов, сбережений граждан) признавался индекс в размере 6%.

Закон от 24 октября 1991 г. предусматривал следующий порядок индексации оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий: первая часть доходов, равная полуторной величине минимальной месячной оплаты труда, индексировалась на полный индекс потребительских цен; вторая и последующая части дохода, равные также полуторной величине минимальной оплаты труда, – на 50% индекса потребительских цен. Доходы, превышающие трехкратную величину минимальной месячной оплаты труда, индексации не подлежали. Для лиц, проживающих в районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к оплате труда, размер минимальной оплаты труда, подлежавшей индексации, определялся с учетом этих коэффициентов. Данный Закон отменен, а нового механизма индексации не предусмотрено.

§ 2. Поскольку Закон от 24 октября 1991 г. на практике не применялся, то лишь до 1 января 2005 г. использовался иной способ государственного регулирования доходов населения – в целях поддержания их покупательной способности в централизованном порядке периодически пересматривался уровень минимальной оплаты труда, пенсий, социальных пособий.

§ 3. Проблема индексации оплаты труда особую остроту имеет для работников бюджетной сферы. Отставание пересмотра уровня оплаты их труда, с одной стороны, и неполный учет реального индекса роста потребительских цен при принятии решений о повышении минимальных размеров оплаты труда, окладов (ставок), с другой стороны, четко выявили тенденцию резкого отставания уровня оплаты труда в бюджетной сфере по сравнению с темпами роста средней заработной платы в промышленности и в иных внебюджетных сферах.

Статья 134 ТК предусматривает, что в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, индексация заработной платы производится в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Поскольку в данном случае Закон РСФСР “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР” отменен, очевидно, имеется в виду принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. До их принятия будет иметь место пробел в решении такой острейшей проблемы, как индексация заработной платы.

§ 4. Индексация заработной платы в других организациях, финансируемых не из бюджета, производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом организации.

О включении в содержание коллективных договоров и соглашений механизма регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции см. комментарии к ст. 41, 45 ТК.

§ 5. Условие об индексации заработной платы может быть предусмотрено и в трудовом договоре с работником. Это условие, как и другие условия трудового договора, может быть впоследствии изменено только по соглашению сторон и в письменной форме (см. комментарий к ст. 57 ТК).

§ 6. В связи с тем что в Трудовом кодексе не закреплен механизм индексации заработной платы, а вопрос, связанный с решением соответствующих споров, чрезвычайно актуален, важно обратиться к судебной практике.

Верховный Суд РФ, обобщая практику рассмотрения судами гражданских дел по спорам об оплате труда, констатировал, что рост числа гражданских дел по спорам об оплате труда отмечен абсолютно на всей территории России. Особый интерес при этом вызывает в практике судов вопрос об индексации денежных сумм при удовлетворении исков о взыскании заработной платы. Во многих случаях требование об индексации взыскиваемой суммы содержится в исковых заявлениях. Если же такого требования не содержится, то суд вправе выйти за пределы заявленных истцом требований, если признает это необходимым для защиты его законных интересов, и проиндексировать взыскиваемую сумму по своей инициативе.

При рассмотрении дел данной категории суды руководствовались ст. 81.1 КЗоТ, согласно которой индексация оплаты труда работников организаций должна была производиться в порядке, установленном Законом РСФСР “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР” от 24 октября 1991 г. (с изменениями, принятыми 24 декабря 1993 г.).

В соответствии со ст. 1 указанного Закона индексация могла сочетаться (а в некоторых случаях и заменяться) с иными методами государственного регулирования доходов населения, в частности пересмотром уровня оплаты труда. Исходя из этого положения, суды применяли индекс роста минимального размера оплаты труда при удовлетворении иска в тех случаях, когда за период задержки выплаты заработной платы минимальный размер оплаты труда повышался в централизованном порядке. Если же за этот период минимальный размер оплаты труда не изменялся, суды при взыскании своевременно не выплаченной заработной платы применяли индекс потребительских цен, определяемый в соответствии со ст. 3 названного выше Закона.

Статья 2 Закона РСФСР “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР” относила к числу объектов индексации оплату труда работников предприятий, учреждений, организаций, кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги. При индексации сумм не выплаченной своевременно заработной платы работникам таких предприятий, по мнению Отдела обобщения судебной практики Верховного Суда РФ, необходимо, видимо, учитывать индекс роста минимального размера оплаты труда, поскольку в силу ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом размера оплаты труда.

Суды при удовлетворении исков о взыскании не выплаченной своевременно заработной платы учитывали также и положения об индексации оплаты труда, содержащиеся в коллективных договорах и соглашениях, поскольку ст. 21, 13 Закона РФ “О коллективных договорах и соглашениях” в редакции от 24 ноября 1995 г. допускают возможность установления механизма регулирования оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, установленных в коллективных договорах и соглашениях, наряду с индексацией оплаты труда, осуществляемой в централизованном порядке.

Суды применяли индексацию оплаты труда, предусмотренную и отраслевыми соглашениями, при рассмотрении исков работников предприятий некоторых отраслей: шахтеров, энергетиков.

Возникает вопрос: за какой период должна индексироваться задолженность по заработной плате? За весь период, в том числе за время со дня выдачи судебного приказа о взыскании заработной платы до фактической выплаты ответчиком (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 1999 г. // Бюллетень ВС РФ. 2000. N 7. С. 19).

В некоторых случаях суды стали применять при удовлетворении иска о взыскании зарплаты, не выплаченной работнику в установленные сроки, наряду с индексацией денежных сумм (исходя из повышения минимального размера оплаты труда либо индекса роста потребительских цен) и ст. 395 ГК РФ, предусматривающую ответственность за неисполнение денежного обязательства. Отдел обобщения судебной практики Верховного Суда РФ с такой позицией судов не согласен, поскольку между работником и работодателем отношения по поводу оплаты труда являются трудовыми и должны регулироваться трудовым законодательством (см. Бюллетень ВС РФ. 1997. N 2. С. 22).

Индексация всех зарплат с 1 февраля 2021 года: кому и на сколько обязаны повысить заработные платы

Краткое содержание:

Долгожданная индексация зарплаты с 1 февраля 2021 года: кому и на сколько повысят денежные оклады. С 1 февраля 2021 года работодатели обязаны проиндексировать заработную плату. На практике требование закона часто не исполняется. Минимальный размер оплаты труда также повышается с 1 февраля.

Повышение и индексация зарплаты с 1 февраля 2021: в чем разница

Размер оплаты труда постоянно изменяется. Если работодатель имеет возможность больше своей прибыли тратить на вознаграждение работающих за труд, он повышает оплату. При этом не требуются какие-то приказы или законы. Работодатель по своей воле поднимает или, наоборот, в случае кризисных ситуаций, урезает зарплату.

Второй случай, когда оплата должна подниматься, является обязательным для всех организаций и предприятий, будь то частная фирма или бюджетное учреждение. Этот случай наступает раз в год, называется индексацией, необходимой для компенсации повышения цен.

Индексация заработной платы – мероприятие, закрепленное законом: ст. 134 ТК РФ.

Однако частные структуры не всегда индексируют зарплату с 1 февраля. Нередко сроки сдвигаются на несколько месяцев.

На сколько проиндексируют зарплату в 2021 году

Согласно действующему законодательству РФ, зарплаты работникам обязаны проиндексировать предприятия всех форм собственности.

Для госучреждений и предпринимателей обязательны нормы ТК РФ. Однако если госучреждения проводят индексацию согласно норм, закрепленных в трудовом законодательстве, то коммерческие организации – в порядке, установленном трудовым соглашением, местными нормативными актами.

Трудовой Кодекс предусматривает индексацию заработной платы во всех без исключения коллективах работников. При заключении трудового договора пункт об обязательной индексации присутствует. Форма типового договора разработана и утверждена постановлением правительства № 858 от 27.08.2016 г.

Уровень инфляции в 2020 году, подсчитанный Росстатом, составил 4,9%. С учетом этого показателя должна проводиться индексация заработной платы. В марте работающие должны получить повышенную заработную плату. Увеличивается минимальный размер оплаты труда, МРОТ, теперь он составляет 12 792 рубля.

Читайте также:  Журнал предрейсового осмотра водителей: заполнение

Президент Путин напомнил об увеличении зарплаты в феврале

Владимир Путин напомнил работодателям об обязанности повысить зарплаты сотрудникам с 1 февраля на процент роста потребительских цен.

Чтобы уровень реального содержания заработка не менялся из-за роста цен, необходима индексация.

На государственных предприятиях и учреждениях индексацию сделают в обязательном порядке. Индексация зарплаты на официально установленный уровень 4,9% не настолько существенная, чтобы она смогла заметно улучшить уровень благосостояния людей, считает руководитель фракции СР в Госдуме РФ Сергей Миронов. Реальные доходы россиян упали по его данным на 10%.

Индексация зарплаты в 2021 году в частном секторе может пройти лишь на бумаге

В коммерческом секторе у многих предприятий упали обороты из-за пандемии, поэтому индексацию смогут сделать не все. Либо индексация части заработной платы – оклада – может быть проведена, буква закона будет выполнена, но в дальнейшем работодатель может вернуть эти деньги, урезав премии и доплаты. Как правило, оклад – это лишь одна часть заработной платы, а различные премии и надбавки – вторая, достаточно большая, которой можно регулировать оплату труда. Индексация зарплаты осуществляется путем увеличения отдельных выплат, входящих в заработную плату, например, увеличением оклада. Бизнес, большой и малый, проводит индексацию в порядке, закрепленном коллективным договором, соглашением. Компанией принимается локальный нормативный акт, описывающий процедуру индексации. Если в компании нормативного акта нет, то это не освобождает работодателя от необходимости индексации заработной платы, считают в Роструде. Нужно составить требуемую документацию или внести изменения в существующую. Роструд поясняет, что под индексацией понимается увеличение заработной платы на коэффициент инфляции. При этом работодатель самостоятельно решает, какую часть заработка, складывающегося из разных составляющих, проиндексировать.

Это может быть наименьшая часть дохода работника. Поэтому бизнес, понесший громадные убытки в прошлом году, может фактически на законных основаниях оставить работников без прибавки жалованья. В таких условиях работодатели выискивают лазейки, чтобы обойти закон.

Если работодатель не индексирует зарплату

Работодатели-частники, отказывающиеся индексировать заработную плату, не редкость. Они пользуются тем, что в ТК РФ не четко прописан механизм индексации, а также тем, что плановые проверки, скорее всего, к ним не придут, а работающие по понятной причине жаловаться в ГИТ не захотят.

Какое наказание предусмотрено за игнорирование индексации зарплаты с 1 февраля 2021

Трудовой Кодекс РФ предусматривает ежегодную индексацию заработной платы в связи с инфляцией. Ответственность за невыполнение нормы закона наступает согласно ст. 5.27 КоАП РФ. Предусмотрен штраф от 1 тыс рублей до 50-ти.

Десять разъяснений Роструда на тему индексации зарплаты

Индексация заработной платы — обязанность всех работодателей, которую на практике многие частники игнорируют. Причин такого игнора несколько:

  • потому что все так делают;
  • потому что мы никогда не проводим индексацию и ничего нам за это ни разу не было;
  • потому что в ТК четко не прописан механизм индексации;
  • потому что в фирме нет ЛНА на этот счет, а на нет и суда нет;
  • потому что плановой проверки все равно не будет;
  • и т.д.

Тем не менее Роструд утверждает, что индексация обязательна, а ее отсутствие — это нарушение норм трудового права.

Мы проштудировали разъяснения Роструда на тему индексации зарплаты на портале «Онлайнинспекция.рф» и сделали подборку.

Напомним, согласно статье 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются, в том числе, меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы.

В статье 134 ТК РФ сказано, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Коммерческие фирмы, ИП и прочие небюджетные работодатели производят индексацию зарплаты в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ЛНА).

То есть в компании должен быть нормативный акт, который, в том числе, регламентирует процедуру повышения зарплаты. Именно в нем должны быть прописаны все нюансы индексации.

Что, если в зарплатной нормативке ни слова не сказано про индексацию?

Роструд в этом случае указывает на необходимость внести изменения в нормативные акты и прописать там порядок индексации зарплаты. Причем в кратчайшие сроки.

Что из себя представляет индексация?

Роструд поясняет, что под индексацией следует понимать увеличение заработной платы на коэффициент, рассчитанный в связи с ростом потребительских цен, в установленный коллективным договором, соглашениями или локальными нормативными актами срок.

Как проводить индексацию?

Способы индексации для работодателей-коммерческих организаций трудовым законодательством не установлены, в связи с чем допускается как прямое увеличение окладов и тарифных ставок на коэффициент индексации путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам, так и фактическая выплата заработной платы с учетом повышающего коэффициента без внесения изменений в трудовые договоры.

Кроме того, Минтруд в письме № 14-1/ООГ-10305 от 24.12.2018 сообщает, что повышение зарплаты может осуществляться путем увеличения отдельных выплат, входящих в заработную плату, например, увеличение оклада (доли тарифа в структуре зарплаты).

Может ли отказать сотруднику в индексации, если она не установлена в ЛНА и трудовом договоре?

Однозначный ответ Роструда на этот вопрос — нет. Индексация должна быть. Отсутствие нормативки — не повод для игнорирования норм статьи 134 ТК РФ.

Как было сказано выше, нет нормативки — нужно ее срочно разработать.

Можно не индексировать зарплату декретницам, ведь они все равно не работают?

В Роструд обратилась женщина, которая собралась выйти на работу после отпуска по уходу за ребенком. За те 3 года, что она сидела дома, всем сотрудникам индексировали зарплату, а ее оклад оставался неизменным. В итоге она будет получать меньше, чем ее коллеги.

Роструд пояснил, что такого не должно быть, поскольку дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда запрещена нормами законодательства.

Изменение заработной платы женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, должно осуществляться одновременно с остальными работниками, то есть в период указанного отпуска.

Если у работодателя нет возможности заключить дополнительное соглашение к трудовому договору в период нахождения работницы в отпуске по уходу за ребенком, это не отменяет его обязанности проиндексировать ее оклад. Дополнительное соглашение к трудовому договору работодатель вправе заключить после выхода работницы из данного отпуска.

Размер увеличения заработной платы женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, должен определяться по тем же правилам, что и для остальных работников, т.е. исходя из общих правил.

Можно не индексировать зарплату в ТСЖ, если жильцы против?

Общее собрание собственников жилья в ТСЖ голосует за то, чтобы зарплаты работников ТСЖ остались на прежнем уровне и не индексировались. Значит можно не повышать зарплату?

А вот и нет, отвечает Роструд. Нормами действующего законодательства установлена прямая обязанность работодателя проводить регулярную индексацию заработной платы работникам.

Можно не индексировать зарплату работникам на срочных трудовых договорах?

В Роструд пожаловалась работница, с которой заключен срочный трудовой договор. Всем ее коллегам зарплату проиндексировали, а ей нет. Работодатель объяснил это тем, что в ЛНА прописана индексация только для бессрочных трудовых договоров.

Между тем Роструд разъяснил, что это незаконно. Индексация зарплаты должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору, в том числе и срочному.

Дискриминация в сфере труда запрещена.

Что, если оклад был меньше МРОТ до индексации и после индексации по-прежнему остался ниже МРОТ?

В организации провели индексацию зарплаты, но в итоге низкооплачиваемые сотрудники ее не ощутили. До индексации их оклад был меньше МРОТ и каждый месяц им производилась доплата до МРОТ. После индексации оклад повысился, но он опять оказался ниже МРОТ и им снова производится доплата до МРОТ. То есть повышение формально произошло, а фактически оно не ощутимо.

По этой ситуации Роструд дал следующее разъяснение: работодателя обязан повышать уровень реального содержания заработной платы всех работников без исключения.

К сожалению, более четких рекомендаций и разъяснений Роструд по этому поводу не дает.

Между тем можно предположить, что формально даже в этой ситуации повышение будет обеспечено хотя бы за счет того, что МРОТ с нового года будет повышен. Если же индексация происходит не с 1 января, а, например, с 1 апреля, то ситуация усложняется — ведь МРОТ после индексации не изменится.

Отметим, что эта ситуация чем-то схожа с индексацией пенсий, которые не дотягивают до прожиточного минимума. Много лет некоторые пенсионеры не ощущали никакой прибавки, так как при увеличении пенсии уменьшалась соцдоплата к ней и общий размер выплат не менялся. В прошлом году эту ситуацию изменили и стали сначала делать доплату, а уже потом эту общую массу индексировать.

Отсутствие процедуры индексации зарплаты в ЛНА — это нарушение?

Отсутствие утвержденного работодателем порядка индексации зарплаты является нарушением трудового законодательства. В ходе проверки компанию за это оштрафуют.

Согласно ст. 5.27 КоАП нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц — от 1 до 5 тысяч рублей;
  • на ИП — от 1 до 5 тысяч рублей;
  • на юрлиц — от 30 до 50 тысяч рублей.

Как заставить работодателя индексировать зарплату?

Этот вопрос часто задают Роструду. Ответ предсказуем — обращайтесь с жалобой в государственную инспекцию труда, а также в суд.

При этом обратиться в ГИТ можно электронно — через сервис Роструда .

Кстати, Федерация профсоюзов настаивает на установлении в трудовом законодательстве и документах соцпартнерства конкретных сроков и размеров индексации заработной платы , обеспечивающей повышение уровня реального содержания заработной платы.

Не исключено, что рано или поздно будут внесены поправки в Трудовой кодекс и процесс индексации пропишут более четко.

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

СТ 134 ТК РФ.

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает
индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные
учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым
законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового
права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями,
локальными нормативными актами.

Комментарий к Ст. 134 Трудового кодекса РФ

1. Реальная заработная плата – это объем тех благ и услуг, которые работник может фактически приобрести за свою номинальную (денежную) заработную плату. Этот объем зависит не только от величины номинальной заработной платы, т.е. от того размера тарифной ставки (должностного оклада), доплат, надбавок, выплат стимулирующего характера и премий, которые установлены работнику в соответствии с условиями коллективного договора и трудового договора, а также с положениями об оплате труда, действующими в организации, но и от уровня цен на товары и услуги. Рост цен приводит к уменьшению реальной заработной платы даже при сохранении ее номинального размера и, как результат, к снижению уровня жизни населения. В качестве одной из государственных гарантий по оплате труда и установлено применение мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы.

2. К числу мер, обеспечивающих повышение уровня реального содержания заработной платы, относится прежде всего индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Порядок осуществления индексации был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР”. Механизм, предусмотренный в данном Законе, к сожалению, не был применен к заработной плате ни разу. После признания данного Закона утратившим силу (ст. 156 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) порядок индексации не определен.

3. Наряду с индексацией Закон РСФСР “Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР” предусматривал возможность применения и иных методов государственного регулирования доходов населения. В Российской Федерации применяется такой способ обеспечения роста уровня реального содержания заработной платы, как регулярный пересмотр минимального размера оплаты труда, который с момента принятия названного Закона и до настоящего времени увеличился почти в 3000 раз (с учетом деноминации рубля в 1998 г.).

4. Порядок пересмотра размера минимальной заработной платы в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ или органов местного самоуправления. Порядок изменения размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливается в федеральных законах и актах федеральных органов исполнительной власти. Изменение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, устанавливается актами органов государственной власти соответствующих субъектов, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – актами органов местного самоуправления.

5. Порядок индексации заработной платы в организациях, не находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами. В этих актах должен быть установлен механизм индексации, включающий ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации, и т.п. Для обеспечения равенства прав и возможностей работников и недопущения дискриминации индексации должна подвергаться заработная плата всех категорий работников. Однако поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК РФ не является дискриминацией установление различий и предпочтений, которые обусловлены особой заботой о лицах, нуждающихся в повышенной социальной защите, а к их числу относятся и лица с низким уровнем доходов, возможна индексация заработной платы лишь тех работников, чей доход ниже уровня, установленного для этих целей в коллективном договоре, соглашении или локальном нормативном акте (например, ниже прожиточного минимума).

6. Поскольку индексация заработной платы является не повышением ее размера, установленного трудовым договором, а предусмотренным законом способом повышения ее реального содержания, согласия работника на проведение индексации не требуется.

Ссылка на основную публикацию